Кто вы такие? - 2.

Dec 26, 2022 16:13

  • «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:22-23).

Святой Иоанн Златоуст так объяснил это место из Библии. «Не только тот лишится Царства Небесного, который имеет веру, а о жизни не радеет, но и тот, кто при вере сотворил много знамений, а доброго ничего не сделал... Не удивляйся тому, что, сотворивши столько чудес, они подверглись наказанию. Вся эта благодать была не что иное, как Дар Подавшего её, а те ничего от себя не привнесли, почему справедливо и наказываются... Спаситель хотел примером этим показать, что ни вера, ни чудеса, ничего не значат без добродетельной жизни. И что дивиться тому, что Он дары благодати дал людям, уверовавшим в Него, но не имеющим жизни согласной с верой? Тогда при начале Евангельской проповеди нужны были многие доказательства силы Христовой, поэтому и из числа недостойных многие имели дары. И Иуда, будучи злым, имел Дар чудотворения».

Человек, на деле доказавший исполнение заповедей Христовых, проявит свою стойкость в делах веры, сумеет противостоять соблазнам и не отречется от Христа при серьезных испытаниях. Вот эта верность перед лицом опасности и даже перед лицом смерти - то, что определяет святых. А все остальные - не только не святые, но и не христиане. Они - отрекшиеся.

А что такое отречение от Христа? В принципе, что тут не понятного? Отречение - и есть отречение: например, когда человек берет и говорит, что не верит во Христа и в Его Евхаристию, когда заявляет, что не имеет никакого отношения к Его Церкви, которая есть Его Тело, или когда он в угоду моменту скрывает свою веру и называет себя нехристианином. В определенном смысле является отречением и ситуация, в которой вся наша жизнь, проводимая во грехе, никак не согласуется с Учением Христа и скорее свидетельствует о нашем безбожии, чем о вере.

Но вот, чем всё перечиленное дополняет прот. Александр Шаргунов в своей проповеди от 26 июня 1994 года: «Еще отрекаться от Христа можно не словами, а просто молчанием. Снова и снова жизнь дает нам возможность заступиться за нашего Господа, когда Он поруган, когда вокруг бесчестие, кощунство и богохульство. Выступить против зла, открытого, наглого, в котором - явное присутствие диавола, человекоубийцы, отца лжи. А мы снова и снова храним молчание! Когда появилась возможность для Церкви говорить, когда объявили как будто бы все свободы, неужели это была свобода говорить только полуправду-полуложь - только ложь, а не слово правды! Раньше нашу Церковь называли «Церковью молчания», потому что ей насильно был замкнут рот. Неужели она и теперь будет этой Церковью молчания! Если бы с самого начала так называемой перестройки Церковь возвысила свой голос против этого страшного сатанинского растления, которое совершается в нашем Отечестве, а не молчала, то, конечно, многое сейчас было бы иным. Тогда по всем опросам социологов авторитет Церкви был самым высоким. Люди за годы безбожного коммунизма изголодались по слову высшей правды, растление еще ужасало нормальное сознание, еще не привыкли к нему, как сейчас. То, что упущено, уже не вернешь. Но если и сейчас мы будем продолжать хранить молчание, которое может восприниматься обществом как знак согласия с беззаконием, плохо, конечно, будет и нам, и всем, кто ждет от Церкви спасения».

Но Иуда хоть чудеса совершал, а мы? Господи, не Твоим ли именем мы совершали богослужения? Не Твоим ли именем мы читали кафизмы и не ради Тебя ли не ели рыбу в Великий пост? Не Твоим ли именем мы проводили синоды, а когда-то даже и соборы? Не Твоим ли именем мы писали классные посты в ФБ? Что сказать? Чудики мы, а не чудотворцы!

Но!!! Бог может предаваться и… болтливостью! Грех - он как болезнь: это всегда либо недобор, либо перебор чего-либо. Давайте это рассмотрим на примере известной максимы «Молчанием предается Бог» - ну, кто её еще не слышал?

Такая фраза действительно есть и она приписывается св. Григорию Богослову и действительно обретается в его творениях (Слово 21, похвальное Афанасию Великому). Только вкладывается она в уста условных оппонентов святителя, которых он осуждает за то, что они слишком многое и небезопасное берут на себя: фактически они борются с неправдой посредством несправедливости, доносов, превышения полномочий и компетенций - т.е., при помощи другой неправды. Их ничем не остановить: они не боятся, что их действия могут нанести вред как Церкви и тем, «кто здесь вообще не при чем», так и самим борцунам. Им лишь бы говорить, поскольку они «не предатели», а там хоть трава не расти. Правда любой ценой - иногда это не правда вовсе. Даже если это и правда.



"Страшный суд", фрагмент - Начало XIX века, Рыбинский музей-заповедник. https://ar.culture.ru/ru/subject/strashnyy-sud-3#

воскресное, логотея, суббота

Previous post Next post
Up