Неблагодарные

Dec 22, 2022 18:52


История с десятью прокаженными толкуется святыми отцами преимущественно в контексте повествовании о благодарности и… неблагодарности по отношению к Богу и - иногда! - к ближнему.

«Живите, постоянно славословя и благодаря Бога, - говорит св. Паисий Афонский, - потому что неблагодарность есть величайший грех, а неблагодарный человек - худший из грешников». Действительно, неблагодарность как за дарованное Спасение, так и за всякое благодеяние и милость Бога, есть своего рода антивера - состояние, в котором исповедуемые человеком религиозные принципы становятся все более бесплодными и менее способными быть причинами каких-либо дальнейших изменений в сердце человека. Такое состояние суммарно может возрастать: принципов может становится «больше и глубже», но вот толку-то? Неверно принимать нарастание уровня энтропии за развитие - это касается не только физики, но духовной стороны жизни как отдельно взятого человека, так и целых сообществ (и церквей в том числе).

Истинная благодарность - минимальный признак спасающей веры. У самарянина была такая вера - поэтому он вернулся, поблагодарил, и получил спасение. О его вере Господь сказал, что она спасла его, самаритянина. Но спасены ли были другие девять? От болезни - да (но надолго ли?). Однако подлинное спасение от греха, проклятия и смерти - оно хоть и было им даровано, но оказалось ими невостребованым в благодарности и поэтому так и осталось у «Отправителя».

Но в то же время, желание быть благодарным не должно быть зависимым от желания получить благодарность от других - прежде всего по отношению к нам, да и ждать от других благодарности к Богу и\или к другим людям тоже занятие неблагодарное и малорезультативное.  Здесь нужно быть реалистом и ни на что особо не рассчитывать. Поэтому св. Амвросий Оптинский и говорит:  «Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога. Почему на неблагодарность людей и не должно обращать никакого внимания. Награду ожидай не здесь, а от Господа на небесех, а если ждешь здесь, то напрасно и лишение терпишь» - т.е., и здесь не дождешься, и ТАМ еще потеряешь.

Единственное, что я бы еще дерзнул добавить к словам преподобного Амвросия, что добро нужно делать ещё и из-за любви к самому добру, а когда любви не хватает (к Богу, ближнему, добру), тогда делать добро из чувства долга. Лишь бы делать. Но расчёт на благодарность - самая слабая и, возможно, единственно неверная мотивация, поскольку может обернуться серьёзными духовными потерями. И дело здесь даже не столько в предосудительности расчетов и корысти, сколько в опасности ложных надежд.

НО. Мне кажется, что тема (не)благодарности - здесь неединственная.  Уверен, что, во-первых, самаритянин вернулся ко Христу и за освидетельствованием в своем исцелении - как истинному священнику Нового Завета. Жертва Богу, которая полагалась по случаю исцеления от проказы - разве это не его сокрушенное и смиренное сердце, которое Бог не уничижит? А во-вторых, самаритянин вернулся за тем, о чем на радостях позабыли другие его товарищи по несчастью: он вернулся именно за спасением - тем, что не получил при первой встрече. Одного лишь физического исцеления для него было недостаточно.

Не забывайте про спасение и вы, мои умученные многобуквием читатели.



Вот такое решение "гендерной проблемы" в рамках нашего евангельского сюжета. Мило.

воскресное, логотея

Previous post Next post
Up