Хлеб всему голова?

Nov 11, 2021 19:18

Когда-то давно, когда я был в пионерском лагере, вожатая отчитывала в столовой моего товарища за то, что тот делал катышки из хлеба и бросался ими в девочек: «Это же хлеб, понимаешь? ХЛЕБ!!!!». Типа, мало того, что девочек обижаешь, так еще и используешь для этого сам хлеб, что, как бы, добавляет к составу преступления еще и элемент святотатства и кощунства. Я был категорически не согласен с поведением своего товарища, но я, помнится, задал уточняющий вопрос вожатой: «А чем хлеб отличается от, скажем, каши или колбасы? Что в нем такого особенного? Если бы он бросил комком каши, то это было бы не так страшно? Или вы бы то же сказали «это же КАША!». Она не нашлась с ответом и мое имя пронесли яко зло на следующей линейке и провели со мной воспитательную беседу - как с соучастником, хотя я ни разу в этом не виноват, хлебом не разбрасывался и с девочками всегда пытался дружить (но не всегда результативно - вредные они).

Такое избирательное отношение к хлебу имеет два аспекта: первичный и вторичный.

Первый корнями уходит в языческую эпоху, когда каждый каравай у славян символизировал собой солнечный диск и солярное божество. Кстати, и встречи «с хлебом-солью» - рудимент языческого обряда, представляющего собой совместное поклонение и целование хлеба, жертвоприношение и ритуальное его употребление при встрече, аналог языческого совместного причастия и агап.
Еще до поступления в семинарию, когда я был хорошим человеком, как-то вызвался я навестить одну слегшую старушку, нашу прихожанку. Она попросила сходить в магазин и купить ей хлеба, но «только не круглого, потому что я одна». «Нивапрос», я купил «квадратного», но не мог не удовлетворить своего любопытства и спросил, в чем связь между круглой формой хлеба и одиночеством. «Ну как же! Круглый хлеб нельзя есть одному, в крайнем случае нужно хотя бы птиц угостить, а я даже к окну подойти не могу». «Ого!», подумал я… Кстати, про необходимость делиться пасхальным куличом тоже слышал и неоднократно: «иначе низачот».
У наших языческих предков было очень много «заморочек» насчет хлеба даже на каждой стадии его выращивания и приготовления. Поэтому такие предметы, как серп, лопата, которым мешают зерно, вилы, жернова и ступы, печи - все они были больше чем, просто инструменты и являлись своего рода магическими предметами. И сам хлеб, взращённый под солнцем и от солнца был чем-то большим, чем пища. Он обладал тотемной природой, что ли.

Ну и вторичный аспект. В советское время хлеб буквально воспевался в пословицах и поговорках, лозунгах, украшавших все столовые и не только, художественных произведениях, геральдике и пр. Иногда символ хлеба был просто метафорой уважения к крестьянскому труду и банальной бережливости, но… в реальности это было нечто большим: это был воссозданный и модифицированный культ хлеба - в СССР, в котором с самого раннего детства преподносили просроченную идею всеобщей обеспеченности хлебом как наглядную демонстрацию достижений великого государства и коммунистической партии - не то что где-то там, где негры голодают, поскольку все съели толстые буржуи (правда, лично я наслушался от церковных бабушек историй, как они в молодости ходили за хлебом по тридцать км в одну сторону)… Хлеб при таком символизме становился чем-то особенно священным - не как тотем, но как овеществленная идея знамени. В этом есть элементы и карго-культа и «светской религии», да. Но проповедовалась и насаждалась эта «вера» в том числе и через базовые религиозные образы творения, рая, блаженного состояния, грехопадения и ада. Просто полистайте «Веселые картинки» за июль 1979 года. Там не только специалисту по анализу (пара)религиозного контента будет, что сказать.



Но тем не менее, друзья! Небережливое отношение к продуктам на самом деле является грехом. И особенно я бы хотел обратить ваше внимание на продукты именно животного происхождения: животное умерло ради вас в мучениях, было убито, лишено жизни, которую оно, как правило, провело «нерадостно» и только для того, чтобы вы его съели… А вы его - в помойку. Есть в этом что-то особенно неправильное, представляющее собой последствие не только переедания и бесхозяйственности, но еще и… неблагоговейного отношения к жизни как таковой.

из жизни, политика, логотея

Previous post Next post
Up