Ген фантазии

Jul 05, 2020 19:29

Друзья, как-то я спросил, у кого можно найти книгу В. Цепкало «Код бессмертия: Тайна смерти и воскрешения человека» (Минск: Харвест, 2006. - 320 с.) - мне очень хотелось ознакомиться с религиозными взглядами этого человека (или с его взглядами на религию - как сказать). Книгу я нашел, почитал и ознакомился. Галочка стоит. Но… вот эти ваши письма с вопросами «Ну, и как там? Че пишет?» не дают отпустить проблему до сего дня…
Признаться, поначалу мне и самому хотелось написать, но потом… в общем, я понял, что речь шла о ситуации, в которой я ни на что не хотел влиять. Не то что бы я уж такой весь из себя инфлюенсер, но тем не менее.
Сейчас, кажись, я уже ни на что не повлияю. Ниже вы сможете ознакомиться с беглым изложением некоторых парарелигиозных идей Валерия Цепкало. Отметим, что говорим только о книге, выпущенной почти пятнадцать лет назад, а не о нынешнем мировоззрении автора, о котором мне ничего не известно.
А вообще было бы очень здорово, чтобы претендующие на избрание люди, озвучивали не только свои политические и экономические идеи, но и свои религиозные взгляды. Ведь для многих людей именно вера является приоритетным пунктом в характеристике кандидата, а все остальное лишь прилагается.
Итак. Я не указываю страниц, не делаю примечаний, излагаю конспективно и нераспространенно. Погнали!



Идея воскресения одна из самых важных во всех религиях. Верят в это все. Но верить в воскресение мало - нужно его понимать. Но, зажатые в узких конфессиональных рамках, мы не можем понять суть это главной религиозной истины средствами самой религии. Как нужно понимать идею воскресения - автор знает и нас научит. Во-первых нужно духовные искания всех религий воспринять как выражения Единой истины. Во-вторых, нужно присмотреться к достижениям современной науки. «Нам почти нечему научиться в религии - для этого есть природа, естествознание, но мы можем отыскать в вере подлинное основание нашей научной мысли». Книга посвящена примирению «веры пророков» и «разума величайших умов» - т.е., красивых и умных.
Валерий Цепкало вдается в пространные рассуждения о проблеме наследственности и генетического кода человека... Слово «код» здесь принципиальное. Через него автор выйдет на раскрытие главного своего тезиса: проблема смерти и бессмертия (воскресения) - это проблема оцифровки человеческой природы. Религии своим отношением к смерти и погребению, а также прескрипциями веры в воскресение сформулировали и поставили правильную задачу, решение которой не доступно в самих религиях. Но выход за пределы невозможного для человека часто открывается в опыте озарения - обращения Бога к человеку. Это внеконфессиональный и вненаучный опыт. Есть такой опыт и у автора: он беседовал во сне с каким-то человеком о восстановлении человеческой плоти, по результатам этой беседы автор понял, каким образом можно обрести бессмертие - ни больше ни меньше. Перед нами книга-откровение, следование которой не навязывается, но противопоставляется деятельности «посредников и коммивояжёров» всех религий.
Расшифровка генома кроет в себе возможность для каждого вновь и вновь проживать свою жизнь. Возвращение людей возможно при объединении усилий правительств всех стран мира. Сообща можно создать генетическую базу данных всего человечества. Плюс компьютерные базы данных и информационные сети, тексты, фотографии, видео - все это сохраняет память о людях и будет способствовать воскресению, поскольку жизнь человека, редуцированная до уровня информации о себе самой, переводится в неуничтожимую цифровую форму, на основании которой в будущем и произойдет «возвращение».
Но люди, жившие в прошлом, тоже имеют право на возвращение - именно для этого покойников хоронили - т.е., сохраняли, чтобы обеспечить возможность возвращения. Правда, кремация - уничтожает информацию и делает возвращение невозможным, но бесконечное число раз возвращаться, может, и не стоит… Просто возвращение нужно отличать от воскресения - при последнем возможно продолжить свою жизнь, а не просто начать все с нуля… Воскресение должно стать возвращением. Воскрешение человека в религиях - мифологическое осознание естественной возможности возвращения как закона природы, возрождающейся с каждой весной. Человеку нужно умереть, чтобы стать бессмертным - зиме нужно прийти, чтобы наступила весна.
У автора очень причудливое отношение к теории эволюции: однозначное утверждение о неизменности во времени биологической природы человека. Но я оставлю этот вопрос за скобками - пусть здесь комментируют биологи. Для привлечения внимания я лишь приведу такую цитату: «С точки зрения дарвиновской эволюции обезьяны стоят выше нас. Свидетельством этому является факт наличия у них 24 хромосом против 23 у человека» (речь о парах). Для несведущих сообщу, что большее количество хромосом никогда не считалось признаком эволюционного преимущества. У коровы 60 пар, у миноги 87, у лягушки 52, у папоротника ок.600, а у примитивнейшей радиолярии 800! Как белорус, отмечу, что даже у картошки на 2 хромосомы больше, чем у человека. Но не суть.
Процесс воскресения уже идет, он запущен - как зима, которая запущена уже в любую незимнюю пору года. Вечность - не безвремение, а постоянно воссоздаваемая человеком реальность. Каждое возвращение (воскрешение) будет фиксировать наша компьютерная база данных «посредством сравнения человеческих геномов» новорожденных с информацией ДНК умерших. Количество возможных комбинаций генного кода ограничено. Воскрешение человека в будущем - это именно перерождение и притом именно в генетически прежнем теле, начиная с младенчества. Генетическая идентичность воскрешенного с предшествующей своей копией определяет возможность платоновского анамнезиса. Самопознание в прошлой жизни определяет возможности анамнезиса в будущем. В цепкаловской идее возвращения угадываются аналогичные идеи Ницше.
Цепкало предлагает свои комментарии современной космогонии, критикует ее недостатки (оставлю для физиков) и придерживается циклической модели времени. Казалось бы, и что в последнем такого необычного, но автор утверждает, что фраза Христа «прежде нежели был Авраам, Я есмь» обозначает то, что Христос вернулся из прошлого круга времени, и вообще этому месту Писания… христианами не придается «должного значения». Вообще в книге много таких наивных любительских библейских толкований, не основанных ни на чем, кроме незнания. Например, «Лазарь, олицетворение праведника, не был учеником Христа, апостолом. Уже одним названием, каким удостоил его Христос, назвав «другом», он поставил его выше евангельских авторитетов». Ну… просто откройте Ин. 15:14-15, чтобы постичь несостоятельность противопоставления «друзей» «апостолам».
А чего стоит описание опыта измерения веса человеческой души! Автор не верит в бессмертие души, но верит в воскресение человека - в сухом остатке эта позиция отдаленно напоминает учение адвентистов и иеговистов по этой теме.
Традиционное понимание вечной жизни автор называет адом. Против такого «ада», якобы, и восстал Адам, согласившись на изгнание и смерть. Что-то такое гностическое вспоминается.
Автор не знаком с рассуждениями христианских богословов об образе воскресения умерших: он думает, что первым заметил вопрос о том, в каком возрасте мы воскреснем, и есть ли смысл воскресать в беспомощном младенчестве или невменяемой старости. Незнание матчасти делает неприемлемым для автора христианское понимание темы и заставляет его искать свои решения: он заявляет, что «нужен иной механизм», некоторыми частями которого является медицина и биотехнологии. Нужно поддерживать усилия по продлению человеческой жизни, но это невозможно без глобального изменения самой природы человека. Здесь автором возлагаются большие надежды на стволовые клетки. Но он замечает, что это не бессмертие, все же, а просто продление.
Рассуждения о значении миссии Мухаммеда оставлю мусульманам. Отмечу только такое интересное начало соответствующей главы: «Для христианских исследователей религии до сих пор остается непонятной роль пророка Мухаммеда»… Впрочем, и буддистам можно оставить соответствующие рассуждения о «вникании в загадку Будды».
Если вы дочитали до 137 страницы, то вы получите приз от автора: поощрение за то, что «для вас вера - это не словесная формула, некогда заученная наизусть… не церковное таинство, которое сводится к непостижимому вами ритуалу. Это попытка взглянуть на свою жизнь и судьбу глазами Бога. Это попытка стать избранным» и требование «выйти за рамки составленных для простаков сборников правил… которые полезны лишь для поддержания общественного порядка…». Только с таким понятием веры можно правильно постичь идею рая…
Тоска по раю - тоска по детству, перерождения тела это и есть возвращение в детство: вот он и сам рай. Обстоятельства смерти влияют на качество сохраненной в человечестве «информации» о человеке и имеют отношения к его возвращению. Но что конкретно необходимо именно для воскресения, а не просто возвращения - вот она главная проблема всех религий, на которую берется ответить автор.
Усилия человека важны, но Без Бога воскресение невозможно. Воскресение - это соединение усилий человека и Бога. Но мы, «как и Иисус, уходя, пока еще не знаем, что нас ждет после смерти…». Если Христос не Бог, а только человек, то Его самопожертвование еще больше, а если Он только Бог, а не человек, то это умаляет знамение Голгофы…
Бог хочет от человека не покаяния, а страсти, не смирения, а протеста (с ссылкой на «о если б ты был холоден или горяч»). Это такое… бытовое «люциферианство», которое проявляет себя в рассуждениях о неизбежности зла и его необходимости («глубина неотделима от высоты»). Преодоление зла - не в его устранении, а в осмыслении его неизбежности. «Только на фоне зла можно творить добро». Сначала выводится идея взаимообусловленности добра и зла, а потом нивелируется разница между тем и другим путем указания на отсутствие в опыте четкой демаркационной линии. И так - вплоть до постулирования возможности служения Богу злыми устремлениями («наиболее ярко выраженной в талмудической литературе»). Такая вот реминисценция на древние иранские дуалистические культы и триггер для сектоведов дворкинской школы.
«Загадочный Элохим… это совокупная сила избранной части человечества в его конце. Это… доказательство того, что миссия воскрешения - предназначение самого человека». Поэтому искание Бога - «искание нас самих в самих себе». Бог - по сути, метафора человека будущего, проявляющего себя в настоящем и прошлом. Это одно из основных положений идеологии (пост-религии) трансгуманизма, считающей, что что люди будущего сотворили мир в прошлом. Спасение (исцеление, бессмертие, воскресение, суд) - от технологий и прогресса. И оцифровка человеческой личности (правда, с переносом ее на «более надежные носители») - эта фишка тоже трансгуманистическая. Ну, стоит заметить, что при прочтении я несколько раз вспоминал про фёдоровскую «философию общего дела» - тем не менее, сравнения если и возможны, то неглубокие.

У меня многие читатели спрашивали, является ли анализируемый текст сайентологическим. Я могу ответить только одно: в строгом смысле нет. Но в некотором смысле он является антихристианским, поскольку впитал в себя винегрет многих мнений, которые были историческими антагонистами «ортодоксального христианства». Текст своим содержимым противопоставлен организованным религиозным учениям (автор не перечисляет все, но и исключений не предусматривает): все они вместе или порознь учат тому-то и тому-то, но эти учения суть только часть или предшествующая эволюционная форма того «откровения», которым делится с нами автор.
Религиоведчески книга сама по себе достаточно… несложна. Но она и не претендовала на академичность (как и моя экспресс-рецензия). Это то, что можно назвать типичным образцом «пострелигиозной попсы» ньюэджеровского толка. Валерий Цепкало, конечно, не Рон Хаббард, но, сложись некоторые условия иначе, он вполне мог бы собрать вокруг себя неформальное сообщество последователей. Для того, чтобы небезосновательно рассуждать о гипотетической возможности состания формально-институализированного общества-секты нужно обладать более широкой информацией.

апологетика, читая прессу, политика, разное

Previous post Next post
Up