Пять мужей

May 19, 2020 12:01

  • «Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин.4:21-22).
Интересное предположение высказал в фейсбучном диалоге Андрей Шуман по экзегезе образа пяти мужей самарянки: он связал пять мужей (которые в Пешитта назаваны «баалами» - дословно: господами, повелителями) с культом пяти отдельных божеств (тоже «баалов» - на сирийском языке), о котором Иосиф Флавий говорит в своих «Иудеских древностях»: "Между тем переселенные в Самарию хуфейцы (этим именем они пользуются до сих пор вследствие прибытия своего из страны, носящей название Хуфы, находящейся в Персии, где имеется и река того же имени) принесли с собою в Самарию культ пяти отдельных божеств по числу племен и стали почитать их по своему собственному ритуалу. Этим они возбудили против себя сильнейший гнев Всевышнего Бога".
При желании, можно легко «пересчитать» толкование нашего фрагмента с учетом этого фактора, связав идолопоклонство этой женщины с ее блудом (или блуд с идолопоклонством). И иудейская, и христианская традиция ставит понятия блуда и идолопоклонства в тесную герменевтическую связь: идолопоклонство часто сравнивается с блудом, и наоборот блуд интерпретируется как идолопоклонство. Связь с Богом доступна только в культе Истинного Бога, и сама эта связь между Истинным Богом и Его народом объясняется аллегорически на примере брачного союза, вне которого всё есть блуд и разврат. Опытный проповедник сообразит, что делать с этим дальше.



Но. Сегодня мы прекрасно знаем, что представлял собой культ самаритян. Они почитали Тору и все изложенное в ней откровение о Едином Боге, но не признавали израильских пророков и всю иудейскую обрядность, считая себя «шомерим» (שומרים‎) - «хранителями» истинного богопочитания Яхве. В нем не было места пяти божествам-ваалам, и Сам Господь не оспаривает Объект поклонения собеседницы, но называет его (поклонение) бессодержательным в сравнении с иудейским - т.е., de facto Он становится на сторону иудеев в вопросе иудейско-самаритянского противостояния, но тут же подмечает, что скоро и этот разделительный вопрос утратит свой смысл.

Иудеи (а Иосиф Флавий хоть и странный, но иудей) чего только ни приписывали демонизируемым ими «кутим» - самаритянам! Но если мы обратим внимание на контекст, в котором Флавий упоминает о пяти божествах, то мы увидим, что речь идет об очень далеком прошлом, когда жители Самарии действительно пошли вслед божеств тех народов, которые были сюда переселены ассирийцами. В наказание за это Бог наслал на них чуму. Раскаявшись, самаритяне отправили посольство в Вавилон с просьбой прислать им священников «этой земли» - служителей культа Яхве («местного бога»), которые бы научили их вере жившего здесь народа. Эта просьба была выполнена, несколько священников отправили в командировку. В итоге самаритяне, как пишет Иосиф Флавий, «научились у последних настоящему богопочитанию и стали ревностно молиться Предвечному, после чего немедленно избавились от чумы. Этих обычаев хуфейцы, как они называются по-еврейски, тогда как на греческом языке они носят имя самарян, держатся еще и поныне».

Так что иногда пять мужей - это просто пять мужей. На этом совершенно однозначно настаивает и сам контекст. Предположение Андрея Шумана неверно, но... интересно и красиво.

апологетика, воскресное, логотея

Previous post Next post
Up