Эта Пасха была особой… Я очень боялся заболеть и тем самым подвести прихожан. Нет, жив-здоров, слава Богу!
В субботу утром было человек пятьдесят всего. Но почти на всех были маски. На Пасху людей пришло на службу в раза четыре меньше обычного. Многие ушли сразу после крестного хода. Так что почти всем хватило места на безопасную дистанцию. Ну почти - потому что есть люди, которые предпочитают оставаться у входа при любом раскладе. Ну и родственники всегда предпочитают стоять вместе, а там поди разберись, кто кому кем приходится. Я пытался пару-тройку раз за богослужением призывать «к соблюдению».
А еще был собачий холод и ветер. Пасхальную снедь благословляли на улице, и многие люди выглядели окоченевшими. Одна милая девочка пришла в защитной маске, полураздетой в вечернем алом шелковом платье, сложной «свадебной» прической и в распахнутой легкой курточке. До сих пор стоит перед глазами…
Была налажена трансляция на улицу. Неизвестно, понадобилась ли она кому, или нет, поскольку не знаю, что там происходило во время литургии.
В этом году нас не охраняла милиция. Всегда охраняла, а на этот раз нет. Вдруг мы их заразим по чем зря. Но мы, кажись, и так дисциплинированные и не слишком ощутили на себе последствия этого изменения. Говорят, что иногда бывают эксцессы, когда закусившая освященным куличиком пьянь вваливается в храм, но… её обычно на раз-два угоманивают сами богомольцы. Кстати, от предложенного чая патруль всегда отказывался. Уже пару лет и не предлагаю. Может, зря.
Кстати, про милицию. Как-то я сопровождал гостившего у меня монаха из Франции во французское посольство. Я приветствовал охрану словами «Христос воскресе!» и те дружно ответили «Воистину Воскресе!». Мой гость был в шоке и чуть не прослезился. Это - ярчайшее впечатление (из положительных), которое он получил в Беларуси.
Раньше после службы мы всегда отвозили пасхальное угощение в Раковский психоневрологический дом-интернат: это яйца и куличи, которые жертвовали люди при благословении их корзинок… Как по мне, так в этом году везти особо нечего - мелковатенько уж как-то совсем получается. Сказал своим славным помощницам, чтоб сами принимали решение, что с этим делать.
В условиях этой чумы мы старались сделать службу короче. Сокращали некоторые песнопения (вообще или их кратность), предначинательно не читали Деяния Апостолов, совершалась только общая исповедь, не было огласительного слова Иоанна Златоуста и моей кратенькой сорокаминутной проповеди, не было чтения пасхального зачала на 178 языках галактики. Не читали мы и никаких пасхальных посланий - ничьих! Если можно литургию смотреть по телевизору, то и послания можно послушать там же. Но все равно закончили почти в четыре - было много причастников: половина из оставшихся на литургию. Ну и еще эта дезинфекция лжицы - к концу я уже начинал путаться в очередности действий…
Ну… что еще сказать?
Друзья, спасибо тем, кто… был со мной этой ночью. Ваше присутствие было каким-то особым: очень трогательным, что ли.
Христос воскресе, дорогие мои. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
---------------------
фото Анастасии Бычковской