Jul 24, 2015 00:41
Когда я размышляю над тем, как я пришел в Церковь, то понимаю, что произошло чудо. Каким-то удивительным образом меня не отпугнули ни бабки с дедками, ни священники, ни родители, ни комсомольцы, ни мой личный норов - меня «никто и ничто не смогло отлучить от любви Божьей» (см.: Рим.8:18-39), ведь я уже тогда был эгоистом 88 lvl. и не слишком волновался по их поводу. А вот мнительным я стал потом ))
Признаю, что первоначально это был совсем не поиск «Personal Jesus» -- скорее, поиск себя и некоего необитаемого острова, где я бы мог поселиться в недоступности для окружающих меня людей. Каким я хотел найти себя, я еще не знал, что же касается недоступности, то она должна была быть очень специфической: абсолютной и, в то же время, располагаться где-то возле самого центра вселенной - чтоб если вышел из себя, то сразу оказался в эпицентре событий.
Церковная среда мне очень напоминала пчелиные соты: правильной формы одинаковые для вех границы восковых правил, канонов, догматов и прочих формальностей и… отдельно возлежащие в них личинки. Для одних стакан воды наполовину пуст, а для других наполовину полон. Так и с сотами: разъединяют они или объединяют своих обитателей? Для меня тогда они не объединяли, а разъединяли и придавали самому этому разъединению какой бы то ни было смысл. Церковь мне казалась идеальной системой коллективной практики индивидуальности. Частное (даже если речь идет о последовательном эгоизме) возможно только в соотнесенности с целым - вряд ли тогда я мог рационально осознать что-то подобное, но интуитивно (пред)чувствовал я это достаточно остро.
Тогда я постился так, как не пощусь сейчас. Я не пропускал ни одного акафиста, бадялся по монастырям… Все это было истовым и горячим, но… каким-то странным. Кто-то занимался закаливанием и бегом и ходил в походы по выходным, а я вот точно так же постился и ходил на службы. Я постоянно что-то заставлял себя делать. Например, было время, когда я заставлял себя вставать с кровати, когда по радио играл гимн. Зачем? Я и сейчас по жизни не часто задаю себе этот вопрос, а тогда - и подавно. Я уже писал об этом в своей самой ранней записи ЖЖ: первый год моего пребывания в церкви прошел словно во сне: ни о каком событии этого периода нельзя ставить вопросы причинно-следственных связей. "А патамушта"!
Обнаружение Бога, а вместе с этим - и нормальной религиозной мотивации придет несколько позже (внезапно, мгновенно, ошеломляюще). НО. Господи, как я Тебе благодарен за то, что всем на меня было наплевать, и никто тогда не взялся меня лечить и работать над моей неправильностью. Может, не так уж и не правы сисадмины, когда первым своим принципом провозглашают правило "Если работает - ничего не трогай"? Ходит парень в церковь, молится, исповедуется, причащается - ну и слава Богу! Чего лезть в настройки-то?
Я всегда получал в храме всё, что хотел, но не всегда я хотел то, что "едино есть на потребу" -- составляющее суть религии вообще и христианства в частности. Каюсь. Но я сейчас четко понимаю: всё в моей жизни (даже самое мерзкое) складывалось так, чтобы я пришел ко Христу, чтобы мое обращение стало необходимым. Я вижу свою жизнь такой только потому, что она предполагала возникновение у меня веры. Мысленное изменение осознаваемых прошлых событий моей жизни делает для меня невозможным моего Христа - личного религиозного опыта в настоящем. Этакая причудливая вариация в тональности Антропного принципа.
А я еще знаю две удивительные истории обращения. Одна - о молодом человеке, который всю ночь пил и курил дурь в компании себе подобных, а утром, когда его еще не отпустило, зашел в храм, как баран стал в очередь к причастию и, вкусив, исполнился страхом и трепетом. Позже он стал священником. Другая история - о немолодом человеке, которого выгнали с работы за пьянство, и которого выставила жена за это же. Пьяненький, он шел по городу куда глаза глядят. Начался дождь, он зашел укрыться в храм, стал в уголочек, завалился за сложенные ковры и уснул незамеченным. Утром он проснулся другим человеком. И, как вы догадались, сегодня он тоже священник…
И это - чудеса. Дивны дела Твоя, Господи, но не удивительны.
Настоящее удивление - в хардкоре обыденности и повседневности. А ты попробуй найти Христа без всяких там суррогатов, без экстрима, по-нормальному, по-хорошему - без чудес. Вот захотел - пошел в храм и нашел. Слабо? А ведь есть же люди, которые приходят к нам для того, чтобы найти Христа - осознанно, целенаправленно, непосредсвенно, сразу, только Его и ни ничего более.
Я не хотел бы оказаться на их месте в свои 14 лет, если честно…
Заставят выучить церковно-славянский и осмогласие, сесть на диету, накормят просфорками, объяснят, как правильно любить родину, креститься и бить поклоны, загрузят душеспасительной литературой, приобщат к тонкостям архитектуры, искусствоведения и истории, объяснят неправоту католиков и всю пагубность экуменизма, для закрепления эффекта проведут разок-другой крестным ходом по маршруту Уренгой-Помары-Ужгород… - что угодно, но только не.
Конечно, всё это достойно и праведно, нужно и важно. Но что делать человеку с улицы, захотевшему найти Иисуса, но которому пока еще не нравится хоровое пение, религиозная философия, классическая филология, альтернативная история, йога и гимнастика? Нам нечего им даже предложить: "а не хотели бы вы послушать, как здорово в нашем храме читаются кафизмы - без сокращений!"
«Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?» (Лк.11:11) Да легко! Господи, Ты нас не дооцениваешь! Верь в нас.
из жизни,
логотея