О призвании Иакова и Иоанна (см.:
Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12.) Писание говорит, что, услышав призыв Господа, «они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним». Слово Божие подмечает, что это не «просто» лодка. Это больше, чем лодка - это лодка их отца. Даже более того: это лодка отца, в которой остался сам отец их Зеведей.
Речь не идет о том, что для Христос отменил Пятую заповедь, которая среди прочего подразумевает не только любовь, но и заботу о родителях. Речь о том, что «христобежные силы», пытаясь преодолеть «силы христостремительные», могут использовать энергию самого дорогого для человека - даже его любовь к детям и родителям.
Лодки отцов наших... И я здесь даже не говорю о том, что иногда нужно оставить меньшее, чтобы спасти большее. Не о том, что «лодки отцов» иногда оказываются для нас более ценными, чем сами «отцы», или как-то причудливо отождествляются с ними.
Лодки отдельно, а отцы отдельно! И тогда, возможно, нам не надо будет оставлять ничего непоправимого и озлокачествовавшегося.
Если вы подбросили монетку, то отчаянно надеяться, что она зависнет в воздухе и не упадет. По этой же причине неверно расставленные приоритеты или неправедные отождествления приведут вас к падению: к коллизии, которая болезненным образом определит для вас необходимость что-то резать по живому - это понятно. Но я вот, о чем: выбор в пользу того, чтобы консервативно оставить «все как есть» и отказаться от каких либо «операций», всегда будет более наглядным, логичным, бесовски неумолимым и "единственно верным" - как в случае с братьями Зеведеями, которые по всем формальностям были глубоко неправы...
«Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего, но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов...» (Мф. 8:21,22).
Напомню, что до Пятидесятницы еще очень далеко, и расчитывать на то, что выбор апостолов содержательно был верным с точки зрения его осмысленности, не приходится. Он так или иначе в той или иной мере был основан на страстях и заблуждениях. В будущем многие оставляли Христа - по мере того, как их иллюзии разоблачались, а фантазии не реализовывались (см.: Ин.6.66). Вспомним и то, что у братьев Зеведеевых была еще и мать, которая, судя по всему, вполне поддержала деонтологический выбор своих чад: «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мф.20.20-21). Ради такой цели о престарелом папеньке, загибающегося в лодке в одиночку, вполне можно и забыть - в том числе даже ради самого папеньки. От лодки отца к тараканам матери: "Не думайте о нас, детки! едьте в город - станете министрами».
Удивительно, но факт: Бог может предпочитать не только последних первым, слабых сильным, бедных богатым, немудрых мудрецам, грешников праведникам, но и неправых правым... Личная правота - это тоже разновидность стяжания; оно есть богатство, на которое не стоит уповать - особенно в вопросах спасения. "Блаженны нищие духом".
Спасение - очень непонятная штука, и, в то же время, что может быть понятнее ада?