Три года назад я впервые
побывал в Заполярье в сентябре. С тех пор, каждый год хочется снова увидеть это. В этом году я и
leonidandreev выбрались на три дня на самый север Кольского и прокатились на велосипедах по маршруту:
Титовка - (п-ов Средний: дорога по западному берегу - скалы "Два брата" - м. Земляной - дорога по северо-восточному берегу)- (п-ов Рыбачий: Бол. Озерко - дорога по западному берегу до устья руч. Червяного - Вайда-Губа - м. Немецкий - м. Кекурский - Мыс Скорбиевский - устье р. Скорбиевской - дорога на юг по верхам мимо г. Перевальной - Бол. Озерко) - немецкая дорога через Муста-Тунтури - Печенга (2.5 дня, 227 км,
схема маршрута и трек).
Поход начался 10 сентября в 21 час на железнодородном вокзале Мурманска. В 21:15 мы уже отъехали на рейсовом автобусе на Никель в сторону Титовки, в 22:45 были на месте. На мосту через р. Титовку пост, проверка документов, въезд по российским паспортам. Собрали велосипеды, отъехали пару километров по дороге в сторону Рыбачьего и встали над водопадом на Титовке.
День 1
Водопад на Титовке
Выехали в 7:50.
Пересекаем приток Титовки
р. Титовка
Дорога идёт на перевал через хр. Муста-Тунтури (высота перевала - 264 м)
Виды на подъеме
Выезжаем на перевал, оттуда хорошо видно как серьезные дяди играют в войнушку на просторах Мотовского залива.
Стремительно скатываемся с перевала вниз...
и въезжаем на п-ов Средний через 2 часа 15 минут после выезда со стоянки. Едем по дороге вдоль западного берега:
Оборонительные сооружения времен войны (здесь шла оборона Рыбачьего: Муста-Тунтури был занят немцами)
Погода - отличная, поэтому виды вокруг особенно хороши.
Дорога разветвляется, основная уходит наверх, мы едем дальше вдоль моря.
Потом дорога подходит к зарослям кустов вдоль небольшого ручья и исчезает. Выясняем, что на другой стороне ручья дорога снова есть - она выходит с территории воинской части выше из-за забора. В этом месте, вероятно, следовало спуститься к мору и обойти вдоль воды, мы же почему-то поперлись напрямик. Велопонос сквозь заросли кустов удался на славу!
Вскоре дорога выводит к подножью удивительно черного чинка, идущего вдоль береговой линии на некотором удалении.
Чуть не доезжая мыса Земляного - останцы - священные скалы саамов "Два брата".
Проезжаем мыс Земляной,..
обедаем и едем дальше.
Выезжаем на Рыбачий, едем дорогой по западному берегу на север.
Вечереет.
Иногда приходится ехать прямо по пляжам или даже по воде:
В устье ручья Червяного...
предполагается брод, но сейчас почти максимум прилива и брод явно глубокий. Поднимаемся чуть выше по ручью до водопада...
и встаем на ночь в отличном месте.
Жарим грибы, собранные за день.
День 2
Выход в 6:30.
Пока перешли ручей и выбрались на дорогу, рассвело.
По дороге выезжаем на обзорную точку, где встречаем солнце:
Едем на самую северную точку европейской материковой части России - мыс Немецкий. Снова спускаемся к морю, здесь отличный вид на мыс Кекурский:
Проезжаем то, что осталось от посёлка Вайдагуба - метеостанцию, маяк, какие-то военные объекты.
В целом, кроме своего географического положения, мыс Немецкий ничем особенно не примечателен.
Солнце принимает положение, при котором всё вокруг становится уже совершенно безумно-ярким:
Едем назад через страшный срач, оставленный вояками на месте их прежней дислокации. Тут, такое впечатление, что взорвалась мусорная бомба:
Следующая цель - мыс Кекурский, он очень красив.
Вид на мыс Немецкий с мыса Кекурского
Возвращаемся по дороге чуть назад, поднимаемся наверх и едем к заброшенному посёлку (а точнее, в/ч) Мыс Скорбеевский:
Следующая цель - водопад в устье р. Скорбеевская:
Назад на юг возвращаемся по дороге верхами.
Дорога чуть похуже, вокруг бесконечная тундра.
Набранные двести метров высоты дорога сбрасывает за последние два километра, спуск - прекрасен во всех смыслах:
Возвращаемся к Муста-Тунтури дорогой по берегу губы Большая Мотка.
Проезжаем перевал в обратном направлении (тут подъем круче). Погода портится - ураганный ветер в лицо. Вскоре после перевала сворачиваем на дорогу через Муста-Тунтури, построенную немцами во время войны. Встаем на ночевку.
День 3
Выезд в 6:50. Дорога очень качественная, идёт по тундре на высоте ~ 200 м, много подъемов и спусков.
Высшая точка Муста-Тунтури - в. 417 (на ней я был в лыжном походе в 2005 г.)
Перед выходом к морю дорога стремительно сбрасывает высоту через зону леса.
Последние 6 км дорога идёт по берегу губы Печенга. В устье р. Каккурийоки брод, глубина которого сильно зависит от того, прилив сейчас или отлив. У нас было промежуточное состояние: глубина брода около 80 см. За рекой начинается действующее стрельбище. Нам повезло - сегодня в войнушку не играли, и мы благополучно проехали по стрельбищу на шоссе. От места выезда километр до Печенги. Печенга - скорее военный городок, чем посёлок. Мы заехали туда в магазин, тут же откуда-то выбежал какой-то капитан, и поинтересовался есть ли у нас необходимые документы для посещения Печенги. Впрочем, из разговора выяснилось, что никаких документов не надо, но всё же тут лучше не фотографировать "не потому, что есть что-то секретное, а потому, чтобы не снять случайно какие-нибудь несовершенства". Несовершенств, следует сказать, в Печенге, как и в прочих местах дислокации доблестных вояк, немало, поэтому мы вняли совету, и отправились на автобусную остановку за городом. Автобус на Мурманск - в 14:40 (фактически пришел на 20 минут раньше).