Путешествие по .... Беларусь. НГ - 2007. Мир. Замок. Часть 1.
Jan 30, 2013 18:44
Очень много слышал о замке в Мире, но ни разу не приходилось бывать. Решил данный пробел устранить. И мы направились в Мир. От Минска он недалеко, порядка 100 километров. Учитывая трассу М1 добрались быстро. Удивительно, стыдно признаться, но я почему-то до сего года думал, что Мир находится в Минской области, но сейчас прочно усвоил, что в Гроденской! По истории замка очень много информации можно найти в интернете, приведу немного, взятой ОТСЮДА. [Нажмите, чтобы прочитать историю замка.] Замок феодала - привычная деталь исторического ландшафта Европы, визитная карточка западной цивилизации. К концу XVI ст. Беларусь превращается в «страну замков», как называли ее путешественники, что проезжали по этим землям. Хотя белорусские замки никто не подсчитывал точно, но даже приблизительные оценки говорят, что их в ту пору было более ста. Владелец Мира Юрий Ильинич в числе первых белорусских феодалов приступил к строительству каменного замка для себя и своих потомков. Его замысел был продиктован, скорее, соображениями престижа, нежели обороны от врагов, ибо время возведения 8-го замка (вероятнее всего, 1520-е гг.) было относительно спокойным. Замок поставили на равнине, где протекал ручей и речка Миранка, на месте сгоревшего поселения второй половины XV в. По углам четырех стен расположились башни, а в центре западной стены, обращенной к дороге на столичную Вильню, встала пятая башня с единственным входом в крепость. В своем построении башни подобны друг другу - это восьмерик на четверике. Однако переход от четырехгранной призмы к восьмигранному объему колеблется у разных башен по высоте, что порождает изумительный зрительный эффект при осмотре замка: «хоровод» башен, наплывающих друг на друга, придает памятнику белорусской архитектуры удивительную динамику, а его подчеркнуто асимметричный силуэт создает запоминающийся художественный образ.
Из всех башен лучше всего сохранилась юго-западная, где сейчас размещается экспозиция филиала Национального художественного музея Республики Беларусь в Мирском замке. С трудом поднимаясь из полуподвального помещения, на пять ее ярусов по узкой винтовой лестнице, устроенной в толще стен, и, глядя сквозь бойницы на окрестности замка, можно ощутить - насколько, разумеется, позволит воображение - задиристый дух эпохи Средневековья.
Оборонную мощь цитадели Мира определяли не только башни, но и стены, прорезанные бойницами. Их толщина вверху составляла чуть больше двух метров, а внизу - около трех. Западная и северная стены во времена Ильиничей завершались боевыми галереями, которые со стороны двора обрамляли деревянные парапеты, а с внешней стороны - брустверы в рост человека с бойницами для ведения огня из луков, арбалетов и мушкетов. Сегодня можно прогуляться по южной замковой галерее, которая была устроена позже. С нее как на ладони виден внутренний двор Мирского замка, где уже на рубеже XVI - XVII вв., когда Мир стал владением Радзивилла-Сиротки, поднялись к небу два дворцовых корпуса, сменившие воинственные готические доспехи на вполне мирный ренессансный наряд.
Род Радзивилов немного преобразил вид Мирского замка. Штукатурка, которую прежде накладывали лишь на ниши башен, теперь покрыла все поверхности стен дворцовых покоев. Появились изготовленные из песчаника обрамления дверей и окон. Лестницы, крыльца, ограда балконов украсились вырезанными из камня балясинами и перилами. Замок опоясал земляной вал, через который был переброшен арочный мост в «итальянский» сад.
Комфорт завоевывает быт аристократов. Большие печи становятся подобными памятникам. Их покрывают кафелем с рельефным рисунком и цветной поливой. Появилась живопись на стенах. В таком преображенном виде замок становится одной из резиденций Радзивиллов. После этих бурных преобразований Мир как будто погрузился в приятный сон. Но вот война с Россией в 1655 г. обожгла замок своим горячим дыханием: он был взят штурмом, после чего долгое время находился в запустении. Едва успели кое-что восстановить, как грянула Северная война, а с нею - новые разрушения и потери. Замок отстроили только в 1730-х гг., при Михале Казимире Радзивилле по прозвищу Рыбонька.
Тогда здесь заблистали позолоченной лепниной и дорогими паркетами парадный зал, портретная галерея, зал для танцев. А в оранжерее «итальянского» сада зацвели цитрусовые, наливался соком инжир, поднялись мирт, кипарис, самшит, красное и лавровое деревья. Сын Рыбоньки - Кароль Станислав Радзивилл по прозвищу Пане Коханку устраивал тут балы и охоты, оглашая окрестности Мира стрельбой из пушек и фейерверками. После смерти короля Августа III Кароль Станислав выступил против ставленника Екатерины II на трон Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, и вынужден был эмигрировать, пробыв за границей долгие годы. После возвращения на родину он в 1784 году с безумной роскошью принимал здесь того самого Станислава Августа Понятовского, последнего короля польского и великого князя литовского, против которого двадцать лет тому назад интриговал. Этот прием дал повод мемуаристам для захватывающих рассказов о неисчерпаемых богатствах Кароля Станислава Радзивилла, затмивших своим блеском самого короля.
С начала XVIII в. Мирский замок был у графов и князей Гогенлоэ, Берленбургов, Витгенштейнов, с конца XIX в. и до 1939 г. принадлежал князьям Святополк-Мирским. Постепенно замок перестает быть тем, чем он был, - средневековым символом, стражем всей округи, импозантной магнатской резиденцией, виллой для утех... Падение Речи Посполитой с ее «золотыми шляхетскими вольностями» катастрофически сказалось на замке: его стены покрываются пылью и плесенью, а былое могущество обрастает легендами одна другой диковинней. Реконструкция шла полным ходом. Наружняя правда была завершена, а вот внутренняя продолжалась. Это ни в коей мере не мешала принимать посетителей.