Почти сразу же после обретения «незалежности» Украина с лютой ненавистью ополчилась на всё своё советское прошлое - и «Молодая гвардия» не стала исключением. Нацисты не смогли поставить Донбасс на колени. Ни в 1942, ни в 2014-м.
Как убаюкивающе звучали подобные юбилеи в позднесоветское время - подвиг тех смелых ребят казался принадлежащим эпическим, былинным временам, а современность была, как многим казалось, уже чем-то качественно иным - космическим и ядерным для одних, джинсовым и жвачечным для других. Но, так или иначе, мало у кого получалось воспринимать «Молодую гвардию» не как один из фактов истории (славной или скучной), а как страшную «параллельную современность»… До 2014 года. Когда вдруг история сделала замкнутый виток и на родную землю «Молодой гвардии», Донбасс и Краснодон, снова пришли фашисты - те самые фашисты из очередного «проекта Рейх», садисты, мародёры, каратели… И они снова шли с Запада. И снова готовы были убивать, насиловать, пытать, грабить, заживо сжигать.
И тогда на политой священной кровью молодых героев донбасской земле снова ярко запылало пламя отваги и сопротивления - то пламя, которое за 70 с лишним лет не погасло, а всё так же горело где-то рядом, в ином, духовном мире, и ждало того часа, когда снова придётся отражать врага.
У истории «Молодой гвардии» и истории антифашистского сопротивления на Донбассе последних лет - очень много общего. И главное, пожалуй - бесстрашная, полная самопожертвования… бесшабашность, что ли.
Отвага, которая не боялась ни неопытности, ни молодости, ни отсутствия оружия и снаряжения...