Мой первый круиз... "Климент Ворошилов", 30.07 - 18.08.1987. Москва - Астрахань - Москва.

Jul 20, 2018 00:36


(Часть шестая, 15 - 18 августа, Ярославль, Новоокатово, Хвойный Бор, Москва). Итоги круиза.

Собственно, в эти дни круиз уже не шёл, а летел к своему окончанию. До Москвы значилась лишь одна стоянка - в Ярославле.
Горький прошли утром 15 августа, притормозив там на полчасика, в Городце остановки не было, и мы прямиком пошли на Ярославль.

16 августа. Ярославль.

Странно, но почему-то не сохранилось ни одной фотки из этого города. Экскурсия была пешеходной. Вдоль по набережной, и к Спасо-Преображенскому монастырю.

Поскольку фоток из Ярославля нет, то размещу палубную фотографию. По ней видно, что мебели на палубах было, мягко говоря, не много. Дефицит стульев особенно чувствовался в южной части круиза, когда хотелось побольше времени проводить на палубе.



Климент Ворошилов - 1987.

17 августа. Новоокатово.

В этот день состоялась ещё одна зелёная стоянка - в Новоокатово. Лес, деревушка, тропинки, домики... и большой корпус Дома отдыха, от которого сейчас остался один только остов. Тогда же этот Дом отдыха, как нам говорили, пользовался большой популярностью - Верхняя Волга, лес, грибы, рыбалка...

Днём мы ненадолго притормозили в Кимрах. Тогда это называлось "санитарная стоянка". Кстати, довольно большое количество туристов покинули теплоход именно там. Насколько я понял, это были жители северной части Московской области - Дмитров, и т.д. Им отсюда добраться до дома было удобнее, чем из Москвы.

Но мы продолжили наш путь, и по Каналу имени Москву начали отсчитывать последние сутки круиза...



18 августа. Хвойный Бор - Москва.

Безусловно, очень грустный день. После столь длительного путешествия покидать теплоход совсем не хотелось. За эти 20 дней он действительно стал "вторым домом".
Но делать нечего...
Прогулявшись по Хвойному Бору, мы прибыли в Москву, твёрдо решив, что обязательно пойдём в круиз и в следующем, году, и в следующем, и... ну, вы поняли )))



Хвойный Бор - 1987.

Фотография нашего теплохода с лестницы Северного Речного вокзала получилась самой размытой из всех...
Наверное, от слёз...



Москва, СРВ - 1987.

Прежде чем подвести итоги, расскажу ещё кое-о-чём, что было тогда и чего нет сейчас.

Уже не вспомню, где именно, но почему-то кажется, что по пути вниз, перед Казанью, нам сообщили, что будет проводится фотографирование туристов с реки.
Выглядело это так: моторная лодка шла параллельно нашему "Ворошилову", и фотограф с камерой и рупором сообщал, как именно он будет фотографировать.
Снимков делалось два - с носа и по борту.
Ради этого боцман открыл створки, на которых стоит запрещающий знак, и мы прошли на бак теплохода.

Вот какие снимки получились. Они выгорели со временем, но несколько лет назад я их оцифровал, так что теперь качество останется таким, как есть сейчас ...



Климент Ворошилов - 1987.



Климент Ворошилов - 1987.

Цену этих снимков не помню, но вероятно было дорого, потому что некоторые, узнав, сколько стоит фотография, отказывались брать. Но всё равно даже не всем желающим хватило.
Фотограф не мог, в отличии от города, опросить, сколько людей купят снимки. Поэтому сделал их столько, чтобы точно распродать. Вот и получилось, что те, кто вернулся из города к отходу теплохода, остались ни с чем...

*****Ну а теперь попробую подвести итоги этого круиза.

Если пересчитывать тогдашнюю цену путёвки (350/400/460 рублей в 3-, 2-, и 1-местной каютах) на нынешние деньги, используя официальную среднюю заработную плату (а я нашёл данные, что в 1987 году она составляла 185 рублей. Сейчас же, по данным за май 2018, средняя зарплата в 2018 году составит 43550 рублей), то получится примерно 82500 в трёхместной каюте / 94100 в двухместной / 108300 рублей в одноместной каюте. То есть, цены вполне сопоставимые с нынешними на теплоходы проекта 92-016.
Так что наверняка будет корректным оценивать тогдашний круиз по нынешним критериям.

1. Теплоход. В 1987-м году "Климент Ворошилов" был ещё весьма юным. Ему было всего 11 лет. Скажем так, это был не Климент Ефремович, а юный Климка

Конечно, на теплоходе работало всё, но некоторые недостатки были заметны даже тогда. Прежде всего - это так называемый "кондиционер". Шумел он сильно, но если днём это было терпимо, то вот спать с ним было невозможно. Какую-то часть пути это не волновало, поскольку открывали окна, но по мере приближения к Астрахани держать окна открытыми стало невозможно - в каюты и коридоры залетали тучи крылатых ползающих насекомых самых разных видов и размеров. Тогда я впервые увидел, как бортпроводницы снимают всю эту живность с плафонов... пылесосом

Ещё один недостаток - это очевидная нехватка общественных помещений и палубной мебели для 400 человек.
Сейчас "крокодилы" (так называют теплоходы данного проекта) вмещают поменьше - от 280 до 340. Возможно, сейчас там проблем не возникает. Но в нашем рейсе попасть в кинозал на вечер "Давайте познакомимся", встречу с экипажем, "Мисс круиз" и прочие было весьма проблематично.
Также сложно было найти в хорошую погоду стул или лежак в солярии - там вообще в жаркие дни было не протолкнуться )))
Так что поставить теплоходу высокую оценку не могу. Четвёрка - и то только за юный возраст )))

2. Каюта. Сантехника работала исправно, а о кондишке написал чуть выше. Конечно ничего из того, что сейчас устанавливается в каютах на других теплоходах, тогда и помыслить было нельзя. Впрочем, каюты на "крокодилах" и сейчас без холодильников, ТВ и прочего...
Но самое странное (хотя, почему странное, для СССР-то? ) - никаких "туалетных принадлежностей" в каюте не было. Ни мыла, ни туалетной бумаги!
Но, поскольку для СССР это было и неудивительно - все брали это с собой )))
Но всё равно, каюта тесная, и больше чем на троечку никак не тянет...

3. Питание. Вот тут можно поставить только кол!!! Мало, не всегда вкусно, отсутствие выбора. Но тогда никто не роптал, потому что ничего лучшего просто не знали. Но если уж исходить из соотношения цена/качество и сравнивать с сегодняшним уровнем - то только единица.

4. Экскурсии. Тут тоже полный швах! Никакого сравнения с современной организацией экскурсий и быть не может. Мало того, что во многих крупных городах были пешеходные экскурсии (Куйбышев, Саратов, Ярославль) так ещё если автобусы и подавались, то редко где они были туристические.
Выбора экскурсий тоже не было никакого. Тематика одинаковая...
Словом, предложи кто-нибудь из операторов такую экскурсионную программу сейчас, его закидали бы не только тапками!

5. Развлекательная программа. А её не было вообще! Кино, кино, кино (причём за доп.плату) и несколько вечеров "Давайте познакомимся", "Мисс круиз", ещё парочка каких-то. Но и они были организованы, большей частью, силами самих туристов. (Конечно, под чутким руководством начальника круиза).

Да, были ещё встречи с интересными людьми. Вот лично я хоть убей - не помню, но мама говорит, что в нашем рейсе на борту был Борис Грачевский, и на встречу с ним они ходили, а я прогулял её на палубе.
Не помню. Может быть. Но в любом случае, это не "Развлекательная программа", а просто интересный человек оказался на борту и согласился оторвать пару часов от своего отдыха.

6. Работа бара и буфета. Да, было такое. Даже пару раз загружались мороженым, но оно очень быстро кончалось.

По поводу наличия и ассортимента алкоголя не скажу - не знаю.
А вот с буфетом была связана такая история.
Почувствовав с первого дня недоедание, мы решили купить что-нибудь в буфете, чтобы "подкрепиться". Среди прочего купили три апельсина. Принесли в каюту, стали чистить... А он внутри сухой! Откуда у них такие апельсины, даже сложно представить. Отнесли обратно, деньги нам вернули.
А потом, уже в середине круиза, мы стали замечать интересную вещь. Когда наш теплоход подходил к причалу, то на берегу оказывалась какая-то группка людей. Даже что-то вроде очереди.
Кто это? Встречающие? Нет, они не машут.
Родственники экипажа? Тоже непохоже.
И вот потом мы узнали в чём секрет. Оказывается, это местные жители, подходившие к приходу "московского теплохода" с одной целью - чтобы их пропустили в буфет. Они надеялись там купить что-то, чего не могли купить у себя... Думаю, на одной из таки стоянок и были проданы те самые апельсины, которые были совсем несъедобными...

7. Уборка и чистота. Ну, тут всё было очень даже хорошо. Уборка делалась ежедневно, палубы были идеально чистыми. Когда были стоянки в Сероглазке и Никольском, и на борт заносилось много песка, то в холлах были какие-то резиновые дорожки, а после отправления теплохода всё тщательно пылесосилось.
Думаю, это единственный момент, по которому можно поставить "отлично".

Вывод можно сделать один: качество и уровень круизов с тех пор выросли очень и очень сильно. Во всяком случае, я не вижу ни одного критерия, по которому можно сказать, что "тогда было лучше".
Так что, ставя оценки тогдашнему круизу, я бы поставил большой плюс нынешним круизным компаниям.

Previous post
Up