Вот интересная вещь. Пару лет назад обстоятельства складывались так, что мне хотелось уехать работать за рубеж любой ценой, почти куда угодно. У инструменталистов есть хороший сайт www.musicalchairs.info, который предлагает информацию о вакантных местах в оркестрах по всему миру. При желании, если что-то не складывается дома, можно найти себе место по способностям и по потребностям. Конечно, в других странах, как и у нас (не надо строить иллюзий), точно также предпочитают видеть на рабочих местах местные кадры. И соискатель из России должен на две головы превосходить всех остальных, чтобы обзавестись рабочим местом. А в некоторые оркестры даже документы не принимают, видя определённые показания в графах "citizenship" и "current occupation". То есть, сразу в Берлинскую филармонию не удастся поступить никак.
Поэтому некоторые российские музыканты часто начинают свою эмиграцию
, переходя из престижных и известных в мире российских оркестров в коллективы маленькие и безвестные, с тем, чтобы потом, по прошествии какого-то времени (обычно год или два) прослушиваться в более серьёзные. Внимание к их CV будет расти прямо пропорционально количеству мест, где они успели поработать (особенно ценны, конечно, европейские места). Сам по себе переезд - та ещё морока: полная смена обстановки, окружения, поиск жилья, высокие налоги и цены... И вот тут я думаю - а нафига мне работа в финском городке за 2.200 евро, из которых чистыми даётся примерно 1.600, минус жильё, минус разница в ценах, минус друзья, минус своя языковая среда (не для того ведь из Филармонии или Мариинского театра уходят, чтобы всю жизнь в провинциальной Финляндии прожить и учить ради этого финский язык. Хотя, кто как...) за перспективу потом переехать либо в крупный город, либо в другую страну, за зарплатой в 2.500-3.500. В конечном итоге получается, что, при наилучшем варианте развития карьеры, на путь к полному обустройству и адаптации в условных Вене или Лондоне уйдёт не меньше лет жизни, чем на всё время обучения в Москве или Питере.
И тут встаёт вопрос - а надо ли это? На мой взгляд, при наличии квартиры и зарплаты от 50000 рублей в месяц, вариант отъезда "хоть куда-нибудь" должен отпадать на 100%. Знаю несколько примеров недавних возвращений в тот же Мариинский театр из четырёх разных европейских стран. Ну а 100000+ (не у всех в столицах, конечно, но цель достижимая, если заниматься) - это уже, на мой взгляд, весомая причина расслабиться. Хотя, безусловно, очень многим из тех, кому по разным причинам не посчастливилось найти приличную работу в своём городе, musicalchairs очень помог.