Сегодня исполнилось 70 лет со дня подвига национального героя болгарского народа легендарного лётчика Димитара Светозарова Списаревского. Его краткая, но славная жизнь, увенчанная героической смертью - пример беззаветного служения своей стране и своему народу.
Димитар Светозаров Списаревский родился 19 июня 1916 года в городе Добриче на севере Болгарии. Он происходил из древнего и благородного болгарского рода, представители которого были воинами, поэтами, музыкантами, политическими деятелями Третьего Болгарского царства. Поскольку после окончания Первой мировой войны район Болгарии, где находился Добрич, отошел Румынии, его семья сначала проживала в городах Лом и Белоградчик, а затем переехала в Софию, где Димитар поступил в Царскую военную школу.
Списаревский отличался горячим характером и несколько раз подвергался суровым дисциплинарным наказаниям. Так, он даже на год был отчислен из школы и направлен в качестве рядового в пехотный полк в город Ямбол. В конце концов, в 1938 году он все-таки закончил школу и получил звание подпоручика. Ещё в школе Димитар был известен своими твёрдыми националистическими и монархическими убеждениями. Он принимал активное участие в деятельности болгарской молодёжной националистической организации «Легион».
Осенью 1938 года подпоручик Списаревский в числе группы из 15 человек был направлен в Германию в авиашколу в городе Кауфбейрен. В марте 1939 года после завершения курса первоначальной летной подготовки пятеро пилотов, и среди них Списаревский, продолжили обучение в истребительной школе Люфтваффе в городе Вернойхен. Там Списаревский был включен в состав авиационного звена подпоручика Стоянова, который к этому времени уже получил сертификат летчика-инструктора.
Болгарские воздушные асы (слева направо): Стоян Стоянов, Димитр Списаревский, Неделчо Бончев.
После того как в июле 1939 года все пилоты вернулись в Болгарию, подпоручик Списаревский был направлен во 2-ю истребительную авиагруппу майора К. Георгиева, базировавшуюся на аэродроме Карлово, в составе которой он летал на истребителе PZL Р.24. В апреле 1942 года Списаревский был назначен инструктором в авиашколу, находившуюся на аэродроме Долна-Митрополия.
Летом 1943 года он вместе с подпоручиком Михаилом Бановым для изучения тактики действий немецких истребителей командирован в истребительные группы Люфтваффе, размещенные во Франции на побережье Ла-Манша. После возвращения в Болгарию поручик Списаревский составил подробный доклад о том, что увидел во время своей командировки. После окончания боевой командировки был включен в состав 3-й авиагруппы 6-го истребительного полка.
Начиная с середины 1943 года Болгария, союзница III Рейха, подвергалась варварским бомбардировкам англо - американской авиации. Димитар со свойственной ему горячностью рвался принять участие в отражении налетов американских стервятников на Софию. Свой первый и, как затем оказалось, последний боевой вылет поручик Списаревский совершил 20 декабря 1943 года.
В тот трагическо - героический день в налете на Софию участвовали 150 тяжёлых бомбардировщиков B-24 «Либератор» и B - 17 «Летающая крепость» из 15-й воздушной армии США, которых прикрывали 100 истребителей прикрытия Р-38 «Лайтинг». Когда в 3-ю авиагруппу пришел приказ на взлет, то оказалось, что на «Мессершмитте» Bf-109G-2 Списаревского не запускается двигатель, и эскадрилья взлетела без него. В результате ему пришлось срочно пересесть в другой истребитель, числившийся за штабом группы. При этом Списаревский сказал одному из механиков: «Если мне суждено умереть, то я хотел бы погибнуть в своем самолете, но прежде я должен сбить, по крайней мере, одного противника».
Запустив двигатель, Списаревский взлетел и на максимальной скорости попытался догнать свою эскадрилью. Над селом Долни-Пасарел он столкнулся с двумя бомбардировщиками B - 17 и В-24 и с ходу «в лоб» атаковал их. Летающая крепость B - 17 сразу же был сбита, получив серию прямых попаданий. Пилот второго тяжёлого бомбардировщика B-24, увидев прямо перед собой «Мессершмитт», инстинктивно потянул штурвал на себя, пытаясь уйти от столкновения. В то самое время американские истребители прикрытия буквально изрешетили машину Списаревского огнём своих пулемётов. Но ничего не могло остановить отчаянного болгарского лётчика - через несколько мгновений его «Мессершмитт» снизу врезался в фюзеляж бомбардировщика позади плоскостей. Раздался мощный взрыв, и горящие обломки обоих самолетов упали на землю. Это был первый таран в истории болгарской авиации и первая таранная атака на американские тяжёлые бомбардировщики.
23-летний американский лейтенант Джон Маклендон (John W. McLendon) из 97FS 82FG, попавший в плен к болгарам после того, как его Р-38 в тот день был сбит болгарскими «Мессершмиттами», рассказал на первом допросе:
«За несколько минут до того, как мой истребитель был сбит, я видел, как болгарский пилот на большой скорости атаковал в лоб один из наших бомбардировщиков. Он направил свой истребитель снизу вверх почти вертикально к бомбардировщику и ударил его в заднюю часть фюзеляжа. Самолет немедленно развалился на две части, как будто сквозь него прошел ноле, и передняя часть с крыльями и двигателями вертикально упала на землю, сопровождаемая разбитым истребителем. Это по-настоящему ужасная смерть даже для самого отважного летчика».
Другой американский лётчик - унтер - офицер Роберт Хенри Реннэр, единственный уцелевший из экипажа протараненного бомбардировщика, свидетельствовал:
«Был сущий ад. Мы все были потрясены, когда ещё на третьей минуте увидели как одна наша «летающая крепость» падает. И минутой позже наш бомбардировщик затрясся из грозного удара, моторы загорелись и я не знаю что было дальше со мной.»
Лейтенант Эдуард Тинкер, пилот «Лайтнинга» прикрытия, (его самолёт также был сбит и он пленён в тот самом бою) свидетельствовал:
"Болгарские лётчики сражаются с таким ожесточением, как бы они защищали самую дорогую святыню мире. Для меня они полностью исчерпывают понятия непревзойдённой ярости в авиации."
Свидетель легендарного боя с болгарской стороны - подпоручик Михаил Георгиев - утверждал, что перед тем, как Списаревский таранил бомбардировщик, пушки его «Мессершмитта» замолкли, видимо, израсходовав весь боезапас.
Самолёт Списаревского упал на холм близ села Долни-Пасарел. С другой стороны села упал сбитый им бомбардировщик. Тело юного героя было найдено среди обгоревших обломков «Мессершмитта» совершенно не тронутое огнём. Он был посмертно награждён «Крестом за храбрость» и повышен в звании до капитана. Его погребли с воинскими почестями на Аллее лётчиков на Центральном софийском кладбище.
Героическая акция самопожертвования лётчика Списаревского вселила ужас в сердца англо - американских агрессоров. Несмотря на полнейшее превосходство в воздухе союзнической авиации, английские и американские лётчики покрывались холодным потом, лишь только завидев очередной болгарский самолётик с косым чёрным крестом. Как рассказывал в плену американский лейтенант Джон Мюрхед (сбитый в болгарском небе 23 июня 1944 года) после атаки Списаревского «каждый из нас в последующих полетах над Болгарией боялся, когда мчащийся, как смерч, «Мессершмитт» приближался к его самолету».
Пропагандисты с радио BBC слали истеричные призывы болгарским лётчикам:
«Мы знаем, что Вы безумно храбрые и отличные бойцы. Но Вас очень мало, откажитесь, больше нет смысла. Даже если Вы решили погибнуть как Списаревский до одного, Вам всё равно не хватит самолётов, чтобы сбить все наши бомбардировщики».
Интересно, что посольство Японии, союзницы Болгарии во Второй Мировой войне, попросило болгарское министерство обороны сообщить все обстоятельства тарана, совершенного Списаревским. Затем его действия подробно освещались в японской прессе, подвиг славянского лётчика приводился в качестве примера для подражания японским пилотам, готовившимся стать камикадзе.
После окончания Второй мировой войны в Болгарии в годы коммунистического ига (9 сентября 1944 - 10 ноября 1989) антикоммуниста Списаревского забывают, ограничиваясь лишь редкими упоминаниями в специализированной военной, и авиационной литературе.
Памятник Димитру Списаревскому в Софии. Найдено
здесь.
С 1990-х годов имя Списаревского получает известность. На месте гибели мужественного сына болгарского народа был воздвигнут памятник. В его родном городе Добрич назвали улицу его именем и установили барельеф с его изображением. На стене 22-го училища в Софии (бывшая Вторая мужская гимназия) также установлен барельеф с изображением лётчика, также одна из улиц Софии тоже была названа в честь Списаревского, в память о лётчике защищавшем болгарскую столицу, в которой в 1943-1944 годах англо-американскими бомбардировками были убиты много мирных ни в чём не повинных болгарских граждан и были полностью уничтожены многие здания. С присоединением Болгарии к НАТО в 2004 году о Списаревском снова «начинают забывать».
Памятный знак на месте гибели героя.
Замечательная песня "Баллада о Димитре Списаревском" в исполнении современной болгарской певицы Светлы Илиевой.
Click to view
Небето над София тръпне във смутна тревога.
Над Витоша шумно мотори във мрака бръмчат.
Страната ни няколко пъти нагло делиха,
сега я наказват отново със бомби и смърт.
Бомби и смърт.
Но има герои, които безстрашно
очакват врага и се готвят с гърди да го спрат.
Но има летци, устремени, които
готови са в битка със чест да умрат.
Показват се вече летящите крепости в мрака.
Пикират надолу със своя ужасен товар,
Но врязва се в тях безпощадно героят,
небето превръща се в жертвен олтар.
Жертвен олтар.
Но има герои, които безстрашно
очакват врага и се готвят с гърди да го спрат.
Но има летци, устремени, които
готови са в битка със чест да умрат.
Русский перевод:
Небо над Софией трепетно в смутной тревоге.
Над Витошей шумно моторы во мраке тарахтят.
Страна наша несколько раз нагло делилась,
сейчас вот наказывают снова бомбами и смертью.
Бомбами и смертью.
Но есть герои, которые бесстрашно
ждут врага и готовятся грудью его остановить.
Но есть летчики, стремительные, которые
готовы в битве с честью умирать.
Показываются уже летающие крепости во мраке.
Пикируют вниз со своим ужасным грузом,
Но врезается в них беспощадно герой,
небо превращается в жертвенный алтарь.
Жертвенный алтарь.
Но есть герои, которые бесстрашно
ждут врага и готовятся грудью его остановить.
Но есть летчики, стремительные, которые
готовы в битве с честью умирать.