Закладной камень на месте будущего памятника святому апостолу Андрею Первозванному в Парке Городов-Героев рядом с Московским шоссе. Фото сделано мною 24 мая 2011 года.
Несмотря на страшные проклятия и пророчества скорой гибели, Петербург выстоял не только в битве с природой за обыкновенное существование, но и в борьбе за столичный статус. Вовсе не случайно и сегодня его называют хоть и «второй», но всё-таки столицей.
Такого всеобщего признания не знала ни одна из бывших столиц русского государства. А ими в своё время, кроме Петербурга и Москвы, были и Старая Ладога, и Великий Новгород, и Киев.
В народе считается, что, кроме всего прочего, Петербург от гибели и разрушения оберегают его святые покровители, небесные заступники. Традиционно принято думать, что ими могут стать реально жившие на земле люди, в разное время после своей кончины причисленные официальной Церковью к лику святых. Но это вовсе не обязательно. В истории бывало по разному. Например, князь Александр Невский был назван покровителем города самим Петром I почти через два века после его канонизации, а Ксения Блаженная считалась в народе покровительницей Петербурга ещё задолго до официального присвоения ей этого статуса.
Одним из главных, если так можно выразиться, неофициальных небесных покровителей Петербурга стал первый и самый любимый ученик Христа святой Апостол Андрей. Согласно петербургской фольклорной традиции, он задолго до основания Петербурга предвосхитил его появление.
Как известно из Библии, после смерти Иисуса Христа его ученики разошлись по миру в апостольском служении новой вере. Андрею, по жребию, досталось проповедовать христианство на Севере, в скифских землях и на территории будущего русского государства.
Согласно евангельским преданиям, он побывал на Днепре и предсказал появление Киева, а затем дошёл до поселения славян в районе будущего Новгорода. Отсюда, благословив эти места, Андрей вернулся в Византию.
Память о тех далёких евангельских временах сохранилась в современной русской топонимике. Посёлок Грузино в Новгородской губернии - место, до которого будто бы дошёл Апостол Андрей, в далёком прошлом называлось Друзино. А этимология этого топонима будто восходит к слову «водрузить». Якобы здесь Андрей Первозванный водрузил крест.
Между тем, если верить раннему петербургскому фольклору, именно тогда, в первом веке христианской эры, среди аборигенов приневского края родилась легенда о появлении Андрея Первозванного здесь, на топких берегах Невы. Вот как об этом рассказывается в анонимном произведении XVIII века «О зачатии и здании царствующего града Санкт - Петербурга»: «По вознесении Господнем на небеса, апостол Христов святый Андрей Первозванный на пустых Киевских горах, где ныне град Киев, водрузил святый крест и предвозвестил о здании града Киева и о благочестии, а по пришествии в великий Славенск (Новгород), от великого Славенска святый апостол, следуя к стране Санктпетербургской, отшед около 60 вёрст <…> водрузил жезл свой в Друзино (Грузино) <…>От Друзина святый апостол Христов Андрей Первозванный имел шествие рекою Волховом и озером Невом и рекою Невою сквозь места царствующего града Санктпетербурга в Варяжское море, и в шествие оные места, где царствующий град Санктпетербург, не без благословения апостольского были. Ибо <…> издревле на оных местах многажды видимо было света сияние». Согласно некоторым легендам, апостол Андрей добрался до самого Валаама и там на берегу озера водрузил ещё один крест - каменный.
Мистический сюжет о северном сиянии, явление которого в I веке нашей эры, согласно местным приметам, предвосхищало в будущем появление на берегах Невы столичного города, через много веков получил неожиданное продолжение. Местные легенды утверждают, что в год начала Северной войны (а это, как известно, было в 1700-м году) «чудесный свет, издревле игравший над островами невской дельты, необыкновенно усилился». И действительно до основания Петербурга оставалось всего лишь три года.
В сказочном созидании Петербурга роль одного из двенадцати апостолов, якобы благословившего место будущего города, велика. Не случайно, по легенде, Пётр Великий обнаруживает таки мощи святого Андрея Первозванного, хотя, согласно христианской традиции, «муж сильный святой Андрей» мученически кончил свою жизнь в греческом городе Патры. Он был распят на кресте, имевшем форму «X». C тех пор такой крест называют «Андреевским».
Статуя Андрея Первозванного у входа в Казанский собор.
Христианский символ мученического андреевского креста в новой истории России стал прообразом другого государственного символа - военно - морского флага. Флаг военно - морских сил России представляет собой прямоугольное белое полотнище с диагональным голубым крестом, имеющим форму буквы «X», по рисунку напоминающим крест, на котором был распят Апостол Андрей Первозванный. Флаг был учреждён Петром I ещё в 1699 году, за несколько лет до основания Петербурга**.
Однако в Петербурге живёт легенда, что флаг этот придуман Петром позже, уже в петербургский период истории. Будто бы однажды, мучительно размышляя о внешнем виде и форме первого русского военно - морского флага, Пётр случайно взглянул в окно своего «Домика», что на Петербургской стороне, и замер от неожиданности. На светлых вымощенных плитах двора отпечаталась чёткая тень оконного переплёта. Похоже, именно об этом и думал часами император. Он тут же схватил лист бумаги и набросал эскиз. Так, если верить легенде, и зародилась первая мысль о косом голубом кресте на белом полотнище. Между прочим, флаг так и называется - Андреевский.
Единственный храм Северной столицы, посвящённый апостолу Андрею.
Кроме этого, довольно своеобразного памятника Апостолу Андрею, в России о нём напоминают и другие символы. В 1698 году был учреждён первый в России воинский знак отличия. Им стал орден Андрея Первозванного. Затем в Петербурге во имя святого Апостола Андрея был возведён собор. В настоящее время рассматривается проект установки памятника Андрею Первозванному , над которым работает скульптор Андрей Чаркин. По его предложению скульптура должна стоять на Московского шоссе - там, где по преданию проходил путь Андрея.
Из книга Наума Синдаловского. Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского зазеркалья. - М.: Центрполиграф, 2009. - 267 стр. стр. 220 - 224
Примечания:
* Подробнее о деревне Грузино (ныне Новгородская область):
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%BE_(%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)
** Есть версия что наш Андреевский стяг - видоизменённый флаг Шотландии (Пётр Первый о нём мог узнать во время
посещения Англии зимой 1698 года).
О шотландском флаге и почитании св. Андрея в Шотландии см. мой пост:
http://tiropolk.livejournal.com/187357.html