Западная Украина. Церковный вопрос...

Jan 19, 2014 20:39

Оригинал взят у monarhist в Западная Украина. Церковный вопрос...

Церковная ситуация на Западной Украине сложилась довольно любопытная. «Московська Церква» (УПЦ МП) всеми силами (всегда при одобрении местных властей, а порой и насильно) вытесняется из религиозной жизни. По официальным данным, во Львовской епархии в 1989 году было 1260 общин, на сегодняшний день - 62.
При этом утверждать, что все ушедшие общины были «насильно отторгнуты от матери-Церкви», - совершенно некорректно. Униаты (т.н. греко-католики) были вполне насильственно, «приказом партии» загнаны в МП в 1946 году и, несмотря на обучение в духовных семинариях и академиях Москвы и Петербурга, всегда держали «фигу в кармане». Как только появилась возможность, они тут же ушли обратно в унию, а если принять во внимание, что Львов - это главный центр униатства, то не удивительно, что уход общин из МП в начале 1990-х принял массовых характер.
Сильный удар по Православию на Западной Украине нанесли политиканский раскол Филарета (т.н. УПЦ КП) и поддержанное на политическом же уровне «возвращение» самосвятов т.н. автокефальной УПЦ. Политизированность этих «церквей» видна невооруженным глазом (см. фото - роспись на храме свв. апостолов Петра и Павла во Львове: свв. Великий Князь Владимир и Великая Княгиня Ольга).
Тем интереснее, что крупнейший оплот Православия в Юго-Западном крае - Почаевская лавра - сохранила верность Церкви. Не сломленными, несмотря ни на какое давление властей остались и десятки приходов.
Мы ходили на Рождественской всенощную в храм св. Георгия Победоносца во Львове (основан в 1897 году «к 30-летию правления всемилюбимого Цесаря Франца-Иосифа I», как указано на памятной доске в притворе). Испытываешь особое чувство, когда в, прямо скажем, не самом благожелательном окружении, слышишь молитвенные призывы к святым Церкви Российской, включая свв. Царственных мучеников и Новомучеников и исповедников ХХ века (любопытная деталь - в храме видел и образ св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францискского, который в самой МП пока официально не почитается). Нужно особое мужество для такого исповедания веры. Прихожан, надо сказать, было, что называется, не протолкнуться.
Здесь мне кажется, уместно отметить, что на этой службе я в очередной раз утвердился в необходимости сохранения богослужебного церковно-славянского языка (раскольники и самосвяты, как известно, широко практикуют перевод службы на «украиньску мову»). Язык свв. Кирилла и Мефодия нас объединяет, он нам всем понятен, мы чувствуем себя в каждом православном храме русской традиции как дома. Живя в Питере, об этом особо не задумываешься, но, поездив по Белоруссии и, особенно, Украине, понимаешь, насколько это важно.
Интересный разговор состоялся с таксистом, который нас вез со всенощной и который сам, видимо, был прихожанином «Московськой Церквы». Забрав нас у храма св. Георгия и квалифицировав тем самым как «своих» (сам он, кстати, по его словам, украинец-западенец, но мы были для него именно «свои») рассказал, что «вопреки всему, наших все больше». Это наглядно подтверждает и то, что праздничная Рождественская литургия служится в 3.00, 7.00, 9.00, 11.00. Очевидно, что имеющиеся во Львове 3 православных храма на праздники просто не способны за один раз вместить всех прихожан.
Общий уровень религиозности на Западной Украине, как мне кажется, в среднем выше, чем в России - по крайней мере, по внешним проявлениям. Думаю, что это можно объяснить тем, что край был оккупирован большевиками (раздел Польши с немцами в 1939 году) к тому времени, когда всероссийский церковный погром был уже практически закончен и, соответственно, коснулся региона довольно слабо.
Любопытная деталь: строится очень много новых храмов - причем не деревянных «избушек», а вполне гигантских соборов, и не только во Львове, но и практически в любом мало-мальски заметном селе. Архитектурные достоинства новостроев (в отличие от исторических храмов) - хоть униатских, хоть самосвятских или раскольничьих - откровенно говоря, оставляют желать лучшего. Видел лишь несколько образцов, на мой взгляд, пристойной культовой архитектуры. В основном - предельная убогость и аляповатость в сочетании с нелепой претенциозностью.
Как нам рассказали местные жители, обилие новостроев - следствие желания местных общин (а главным образом местных нуворишей) построить что-нибудь «свое». Парадоксально, но факт: исторические храмы при этом часто пребывают в самом плачевном состоянии - вкладываться в их реставрацию ни государство, ни «новые украинцы» не хотят. У властей, видимо, просто нет денег (Львовщина кстати, сравнительно небогатый регион), а нувориши не желают морочиться с реставрационными работами (которые так или иначе регламентируются и контролируются), зато хотят «оставить свой след в истории».

Львов, Украина, униаты, филаретовцы, Православие, братья-славяне

Previous post Next post
Up