13 января в Швеции и в других скандинавских странах отмечается День святого Кнута (Tjugondag Knut).
Святой Кнуд по прозвищу Лавард жил в начале 12 века и был сыном датского короля Эрика I. На выборах короля после смерти Эрика I Кнуд не рассматривался в качестве претендента, поскольку ему в то время было меньше 10 лет - а тогда у скандинавов были сильны пережитки военной демократии и наследственная власть ещё не утвердилась. В итоге королём был избран брат Эрика Нильс. В 1115 король сделал Кнуда ярлом Южной Ютландии (Шлезвига), и следующие 15 лет он провёл в сражениях с нашими братьями-славянами, полабскими, т.е. вендами. В конце концов Кнуду удалось установить мир на границе, а после того как в 1129 княжеский род вендов окончательно угас, император Священной Римской империи сделал его князем и даровал титул герцога Гольштейнского. Позднее Кнуд сам провозгласил себя герцогом (дат. hertug) Шлезвига.
Кнуд был довольно популярен и воспринимался как преемник своего дяди, этим он нажил себе врагов при королевском дворе, которые подвергали сомнению его лояльность и опасались его близости к императору, вассалом которого он был как владетель Гольштейна. Неизвестно, имели ли подозрения основания, но в 1131 его соперник, сын короля Нильса Магнус, организовал убийство Кнуда - дождавшись окончания празднования рождества, он заманил Лаварда на встречу в лесу Харальдстед (дат. Haraldsted) к северу от Рингстеда в центре острова Зеландия и согласно легенде «раскроил ему череп от уха до уха так, что мозги вытекли».
Это убийство спровоцировало восстание, переросшее в гражданскую войну, потому как принца Кнуда народ реально любил - и и датчане и венды. В решающем сражении между сторонниками противоборствующих партий 4 июня 1134 у бухты Фотевик в Сконе Магнус погиб, Нильс бежал, но позже также был убит. Борьба за трон продолжалась еще много лет, пока в 1157 к власти не пришёл сын Кнуда Вальдемар, родившийся через несколько дней после его смерти. Популярность в народе, коварное убийство и последующее воцарение его сына способствовали скорой канонизации Кнуда в 1170, чему немало способствовали и многочисленные чудеса на могиле убиенного.
Своё прозвище Lavard Кнуд получил от вендов (ободритов), означает оно Господин. Это слово имеет то же происхождение, что и англ. Lord. Был женат на Ингеборге, дочери великого князя киевского Мстислава. Ага, того самого - последнего князя единого Древнерусского государства (после его смерти Руськая земля окончательно раздралась на отдельные княжества, а титул великого князя стал номинальным) и внука последнего короля англосаксонской крови - Гарольда Годвинсона, павшего
в битве при Гастингсе.
Посему почитался святой Кнут одно время и на Руси, прежде всего в Новгороде, тесно связанном со Скандинавией (о чём есть письменные источники).
Святого Кнуда Лаварда не стоит путать с его тёзкой и дальним родственником - датским королём
Кнудом IV Святым, тоже принявшим мученическую смерть, но гораздо более религиозно мотивированную (этот венценосец был зарублен во время молитвы в церкви).
В русскоязычной литературе встречается употребление имени Канут, вероятно, произошедшее от английского St. Canute. Первоначально днем святого Кнута считался день его смерти, 7 января, однако со временем этот день по непонятным причинам переехал на 13 января. День святого Кнута традиционно празднуется через двадцать дней после Рождества Христова у западных христиан.
Отсюда и первая часть названия праздника: tjugondag, которая переводится буквально «двадцатый день». Этот день считается в Швеции и в других скандинавских странах днем окончания Рождества, на что указывает широко известная поговорка: Tjugondag Knut kor julen ut (В день Кнута прогоняется Рождество), а также ее многочисленные вариации: Tjugondag Knut kastas julen ut (В день Кнута выбрасывается Рождество), Tjugondag Knut sopas julen ut (В день Кнута выметается Рождество) и наконец: Tjugondag Knut dansas julen ut (В день Кнута вытанцовывается Рождество). Последние две пословицы связаны с обычаем выбрасывать в этот день рождественские елки и устраивать народные гулянья.
В разных областях Швеции праздник святого Кнута отмечают по-разному. Самое любопытное действо происходит в областях южной Швеции. Там сооружают из соломы чучело человека в натуральную величину (knutgubbe), одевают на него одежду, незаметно прислоняют к двери соседа и устраивают на улице шум. Когда ничего не подозревающий сосед отворяет дверь, чучело падает в его объятья. К чучелу обычно цепляют записку со словами: «Кнут пришел, Рождество прогнал, не давай ему стоять, к соседу подкинь опять». Шутника следует поймать и надавать тумаков или раздеть и нарядить в рванье чучела. Если это удается, то, считается, что шутнику весь следующий год будет нелегко - ни одна девушка не согласится с ним танцевать. Если же поймать шутника не удается, следует подбросить чучело другому соседу. Оставшийся к концу ночи с чучелом «остается с носом», и над ним потом смеется вся деревня.
Празднование Дня святого Кнута обычно оканчивается задорной песенкой:
Slut på julen och slut på ljusen Och slut pa brännvinet i alla husen!
(Нет Рождества и огня в свечах, нет больше шнапса во всех домах!).
Отсюда.