Предания о чуди в Архангельском краю. Продолжение.

Jan 08, 2014 20:37

Продолжим рассказ о народных преданиях о чуди в Архангельском краю.

Итак.

Чудская княжна

В Нижней Тойме<...> было городище-крепость, в которой жила воинственная чудская княжна.
От этой крепости будто бы оставались кирпичи <...> городище заметно и сейчас. Был тут и ров.

Зап. от Третьякова С. Г. в с. Нижняя Тойма Верхнетоемского р-на Архангельской обл. в 1969 г. А. Тунгусов//Заря. 1971. № 22. 20 февраля.

Владения чудского князя на реке Вые.

Мыза, что напротив деревни Горы <…> - резиденция князя. Против нее, на левом берегу Выи, находится Княж-поле. Там, на яромине, паслись княжьи лебеди и гуси, которых он бил прямо от себя, с мызы, из лука.
Князя этого потеснили новгородцы, он вынужден был отступить и во время отступления был убит. Взвыли без князя оставшиеся, почему и реку будто бы чудаки назвали Выей<...>.
И до сего времени обитателей деревни Чудиново, прозываемых Нифагичи, считают потомками чуди, хотя они носят фамилии Зуевых и Сосниных. <.. .>
В ста саженях от реки Выи, около деревни Окуловской, несколько в стороне, находится могильник - чудское кладбище.

Опубл. И. Томский//За работу. 1922. № 6. С. 41; Заря. 1971. № 25. 27 февраля; Легенды, предания, бывальщины. С. 39.

Владения чудского князя на реке Вые

<.. .> выходцы жившей здесь чуди под влиянием прибывших в край новгородцев согласились на совершенную оседлость. И поныне существует деревня Чудиново на берегу Пинеги...
У этой чуди имелись свои правители - князьки, и будто бы на горном холму при деревне Вахтинской находился княжеский дворец а за рекой Выей - его земельные угодья, в числе коих и поныне существует поле Княжево.

Зап в Гавриловской вол. Ильинского прихода Сольвычегодского у. Вологодской губ. // ВГВ. 1880. № 27. С. 1; Заря. 1971. № 22. 20 февраля.



Чудские селения на реке Пинеге

<...> обитатели Керги, первой деревни в верховье Пинеги, - потомки чуди. <...>
Вблизи деревни Ефимовской, около самой реки, в перелеске, имеется местечко Чудаки, где жил чудской атаман с товарищами.
В одной версте от деревни Согры показывают местечко Ручей, называемое Копанец, на котором <...> происходили сражения между новгородцами и чудью. Чудаками руководил атаман, а новгородцами Задейка или Надейка, который и застрелил атамана стрелой <...> чтобы испытать действие своих стрел с заговором, Надейка застрелил сначала петуха.
Жила чудь, говорят, и по реке Вадюге.

Опубл. И. Томский//За работу. 1922. № 6. С. 37; Заря. 1971. № 25. 27 февраля.

Первопоселенцы Хаврогорского села

Кроме беглых новгородцев жили здесь еще и собственно туземные обитатели - чудь. Они были идолопоклонники, жили особо от новгородцев <...>.
<...> указывают и самое место жительства чудского племени: именно близ святого Колодца, находящегося в полуверсте от церкви, на ровной долине. У них не было пеклых печей, глиняных, а простые каменки, каковые ныне имеются в крестьянских банях.
Кроме сего, указывают и на кладбище дикого народа, жившего в древности на Двине в Хаврогорском приходе, ниже церкви, в трех верстах, близ деревни Корзовых, находящейся возле Двины, за ручьем. Там высыпаются из горы человеческие кости необыкновенной против нынешнего народа величины.

Из рукописного описания прихода священника Павловского // Ефименко. Ч. 1. С. 14-15.

Чудь на Кореньской Слуде

Старые люди говорили, что у нас на Кореньской Слуде когда-то жила чудь. Это место от Керги за рекой Пинегой, полкилометра от деревни. Там - высокая гора, Сосновый бор. <...> есть и ямы, в которых они жили.
Раньше деревня Керга стояла ниже метров двести по течению Пинеги. Место было низкое, весной заходила вода. Та деревня будто бы сгорела.

Сообщ. Романов Г. О. с лесобазы Ламбас Верхнетоемского р-на Архангельской обл. Опубл. А. Тунгусов // Заря. 1971. № 67. 5 июня.

Чудь близ деревни Поздышево

Когда был я мальчишкой <...> ну, в школу когда первый год ходил, отец рассказывал про эту чушь.
Чушь эта была, значит, за этим осеком, деревней Черепахой, вот, в ямах помещалась. Но что за чушь? Вроде сказка была или не сказка, не знаю; женщина или мужчина эта чушь, не знаю; неизвестно, понимаешь. Тогда еще небольшой был, просто не знаю...
Этой чушью пугали ребят, вот, что чушь придет, понимаете; ну, там ребят пугали, просто чтоб он не баловал.

Зап. от Пакшина А. О. в дер. Агафоновской Поздышевского сельсовета Каргопольского р-на Архангельской обл. 14 августа 1970 г. Н. Криничная, В. Пулькин//АКФ. 128. № 28; Фонотека, 1374/1.

Первопоселенцы деревни Нижмозеро.

Сначала <...> в Нижмозере жила чудь. Старожилы и теперь показывают места, которые она занимала, именно на полях за церквами, в южную сторону, местность под названием Дворище и около Унского озера. Впоследствии стали приходить из Новгорода и из Корелы поселенцы и селились тут же.
Таким образом, нынешние нижмозеряне производят себя от трех племен: чуди, новгородцев и кореляков.
Из рукописного описания прихода священника Дьячкова.

Опубл. П. С. Ефименко // АГВ. 1869. № 83. С. 2.

ПРЕДАНИЯ О ВОИНСТВЕННОЙ ЧУДИ

Наступающая чудь

Когда чудь под Тарноськой городок подходила, так копали канавы из Тарноги в Кокшеньгу и пускали воду: чудь воды боялась.

Зап. от Зыкова Ф. В. на Кокшеньге, в дер. Игумновской Шевденицкого прихода Вологодской губ. М. Б. Едемский//ЖС. 1908. Вып. 1. Кн. 65. С. 76.

Никольское городище

<...> и стреляли-то они (чудь. - Н.К.), видно, хорошо, даром что не из окужей, - луки у их были и стрелы... Дак вот эти стрелы долетали до зыкоського поля (Зыковская - название деревни, напротив Никольского городища через реку Кокшеньгу). Раз в этом поле снопов конопля наши-те на угород навесили, а она, чудь-та, и давай оттуле палить в конопле-то: думат, что наш народ выступил.

Зап. на Кокшеньге (ныне Тарногский р-н Вологодской обл.) и опубл. М. Б. Едемский // ЖС. 1905. Вып. 1-2. С. 103.

Осада Никольского городища

<.. .> литва стреляла из зыкоського поля к Николе, а потом и туда подходила. Там защищались из-за деревянной стены, которую тогда же и сожгли, и церковь Афанасьевская (во имя святого Афанасия), которая стояла, где теперь церковь Николы, тоже была сожжена. Вот тогда-то и вознесли эту батарею из земли; сначала-то она была сажен пятнадцать вышиною. Тут были камни и кирпичи, которыми и воевались, были тут и бревна подвешены на качелях. Эти бревна опускали, когда воевались, а бревна были матерые, и заминало человек по пятнадцати и по двадцати.

Зап. от Третьякова М. Д. на Кокшеньге в дер. Костенской (ныне Тарногский р-н Вологодской обл.) и опубл. М. Б. Едемский // ЖС. 1908. Вып. 1. С. 77.

Воинственная чудь

В Лимском приходе рассказывают, что чудь нападала на здешние селения, грабила их, перебила много народу.
П. кн. 1867. С. 112; Труды Моск. Археологическ. общества. 1878. Т. VIL Вып. 3. С. 219; О. сп. Вып. III. Отд. 1. С. 175; неточн. перепечатка: ОГВ. 18981 № 38. С. 2; Ягодкин. С. 15; Пятунин. С. 16.

Наступление чуди на Каргополь

Мой отец говорил, что наступала белоглазая чудь на город, который за Валушками находился, - город Каргополь. И во время боев, значит, были схоронены на братской могиле. (Братская могила в данный момент не существует).
А рядом стояла часовня. Каждый год в Троицкой церкви (вот в этой) было праздновали за упокой погибших героев. И крестный ход ходил в эту часовню, и, значит, молебствие проводил он.
А когда вырывали это... Багрушку уничтожали, то вывезли очень большое количество черепов и костей крупных.
Да эта белоглазая чудь - петрозаводские карелы. Вот так было» ... Карелия эта, Петрозаводск-то, была не наша в то время, и вот они приходили сюда завоевать вот этот городок, который находите» за Валушками.
Вы не видели Валушек? Под этыми Валушками был ров (теперь он запущен), были мостики до революции. Вот в этом месте, потом туда в другом (я был, так видел) место глубокое и наполненное водою. А теперь тут постройки: там загорожено, в этом месте загорожено, дороги сделаны поперек, не мосты, а подлинные дороги.

Зап. от Воронкова И. В. в г. Каргополе Архангельской обл. 8 августа 1970 г. Н. Криничная, В. Пулькин//АКФ. 128. № 2; Фонотека, 1372/1.

ПРЕДАНИЯ ОБ ИСЧЕЗАЮЩЕЙ ЧУДИ

Чудь в землю ушла...

<...> чудь в землю ушла, под землей пропала, живьем закопалась. Сделала она это, по одним, оттого, что испугалась Ермака, по другим, оттого, что увидала белую березу, внезапно появившуюся и означавшую владычество Белого царя.

Максимов. С. 207; Ефименко. Ч. 1. С. 24

Самопогребение чуди и ее клады

В Валдиевском приходе <...> в десяти верстах от погоста, в Печерине-Пищалево, язычники по какому-то случаю собрались в одно место, выкопали яму, положили в нее свои сокровища и, устроив над ними на столбах хату, сожглись с какими-то заговорами.
Один из крестьян, разрывая эту яму, видел обгоревшие столбы и древние угли, заваленные землею, и, наконец, докопался до чего-то необыкновенного, подобного кладу, и хотел с товарищем окопать это место.
Пришел третий мужик. Не желая сделать его участником в труде и при дележе сокровищ, мужики закрыли место кафтаном и на спрос пришедшего сказали, что отыскать еще ничего не могли.
Мужик постоял и ушел, а они когда открыли кафтан, то ничего уже не увидели и отступились от дальнейшей раскопки.

ОГВ. 1863. № 50. С. 192; П. кн. 1867. С. 112-113.

Самопогребение чуди

Закапывалась в землю чудь <…> таким способом: выкапывали ямы, ставили по углам столбики, делали над ними крыши, накладывали на крыши камни и землю, потом сходили в ямы с имуществом и, подрубив подставки, погибала.

П. кн. Арх. губ. 1864. С. 1; Ефименко. Ч. 1. С. 10.

Самопогребение чуди

Слыхал (о чуди. - Н.К.), как не слыхать. Еще от покойного дедушка: он долго жил-то, дак знал это как... и родители-те у его тоже подолгу жили...
Дак это верно, жила будто бы раньше эта чудь-та... вон на том месте, где у нас Подкуст, слыхал ли ты ли нет ли, деревня такая, Игнатовская пишется-то. Подкустовцев-то и теперь у нас всё чудаками зовут <...> да ведь они тоже наши, должно быть, а только, значит, живут-то, где чудь жила; дак вот: «чудаки да чудаки».
<...> погибла она вся, до едного человека <...>. А креститься, вишь, не захотела; наши-те заставляли, видно, креститься-то, дак она уж задумала лучше погинуть, а не крестилась. Сробили, значит, эта чудь-то, такую крышу из тесу на четырех столбах, земли наверх-от наносили; собрались все под эту крышу-ту да столбы-те взяли и подсекли, тут всех их и задавило; сорок человек всех-то, говорят, было.
<...> Да боялись-то, вишь ли, крещенья, а крещенье-то, им говорили, что это - вот что: отрубят сперва руку, ну хоть правую, а потом - ногу, левую, а тут, значит, - другую руку и другую ногу - вот он крест-от какой выходил! Тут поневоле забоишься!

Зап. на Кокшеньге (ныне Тарногский р-н Вологодской обл.) и опубл. М. Б. Едемский//ЖС. 1905. Вып. 1-2. С. 104-106; Легенды, предания, бывальщины. С. 42.

Самозахоронение чуди на реке Пинеге. Потомки чуди

У нас жила чудь в деревне Керп, напротив ее - за рекой Пинегой - есть ямы. Старики сказывали, что это чудские могилы: чудь сама себя хоронила, то есть вырывали яму, на столбики наклады-эли хворост, сверху засыпали землей. А потом туда заползали, столбики выталкивали ногой - земля засыпала их живых... Возможно, это сказка. Но я на лето разыщу эти ямы и покопаю, нет ли там чего.
Нас считают выходцами из Новгорода, и будто бы наши далекие предки с чудью воевали: часть ее ушла, а некоторые остались. Потомки их были с большим кадыком, и их прозвище «чудак» сохранилось до наших дней.

Сообщ. Попов П. А. из дер. Согры Верхнетоемского р-на Архангельской обл. Опубл. А. Тунгусов // Заря. 1971. № 22. 20 февраля.

Самозахоронение чуди за Юмижем

И за Юмижем есть место, где чудь будто бы сама себя похоронила под землей - подрубила столбы, чтобы не попасть в руки пришельцев.

Опубл. А. Тунгусов // Заря. 1971. № 22. 20 февраля.

Чудь и разбойники близ деревни Черозеро

В тридцати верстах от села Моржегор, близ деревни Черозеро, на опушке леса, находятся ямы с остатками бревен <...> в них закапывалась чудь.
Там есть еще озеро, называемое Разбойное. Около этого озера <...> жили разбойники; в озеро ведет оставшаяся от них лестница, и есть в глубине его клад.

Ефименко. Ч. 1. С. 14.

Князь Сойя

Выше по реке, то есть в истоках, есть Соозеро (Соеское), из которого берет начало Сойга. Там находится деревня Соезерская Пустынь <...>. Князь Сойя со своею дружиною прибыл в эту пустынь я питался одною рыбою. Вся его дружина умерла...

Сообщ. Чернавинский Н. Я. из пос. Двинской Корниловского лесопункта Верхнетоемского р-на Архангельской обл. Опубл. А. Тунгусов // Заря. 1971. № 66. 3 июня.

Побежденная чудь

<.. .> Повыше деревни (хотя и сама деревня стоит на довольно возвышенном месте), по берегу реки Мезени, на высокой горе в лиственничных рощах, стоял некогда город, населенный чудью. Новгородцы, расселяясь по реке, выбрали у соседки предгорье как место удобное и картинное. Первые годы соседи жили в миру, да строптива была чудь.
Задумали люди свободные, люди торговые и корыстные избыть лихих белоглазых соседей и для этого дождались зимы морозной и крепкой. Прямо против городка Чудского на реке Мезени прорубили они лед поперек всей реки и сделали таким путем широкую полынью. И погнали они чудь из города в ту сторону, где лежала эта полынья; провалилась вся чудь от мала до велика, потонула. Стало-то место реки называться Кровяным плесом (называется оно этим именем и до сегодня), и прослыла деревушка новгородская Чудь-палой за тем, что тут последняя-де чудь пала.

Зап. в дер. Чучепале на р. Мезени, в Архангельской губ. // Максимой. Т. 2. С. 323-325.

Ратняя дорога

<...> кроме известного с древности пути из Выи на Башку (была. - Н. К.) еще и другая дорога - Ратняя. По ней будто бы отступали теснимые новгородцами первонасельники деревни Чудг-ново - чудь: отступали ратью, силой.
При отступлении, рассказывают, они зарыли на правом берегу, в курган, свои богатства, затем срубили длинное дерево, привязали его к задней лошади и тащили, чтобы не потерять направления.
Ратней дорогой пользуются только зимой. От Чудинова до Вашки по ней сорок верст.
Опубл. И. Томский//За работу. 1922. № 6. С. 40; Заря. 1971. № 25. 27 февраля.

Чудь на выйской земле

Ранее Чудиново было метров четыреста вниз по Пинеге, у самой реки. Признаки ее есть и сейчас: вываливаются из берега черные банные камни.
Чудь жила и вниз по реке - в сорока километрах от сельсовета: там видны ныне борозды от пашни, на лугу, под названием Раговоры.
И мы слыхали от дедов: когда чудь отступала, было у них два котла с золотом. Один будто бы спустили у нас под деревней в озеро (оно глубиной метра три), а другой вынесли на слуду против деревни на самый угор, и каждый отступавший клал по горсти песку - так образовался тут бугор метров десять шириной и столько же высотой. Он хорошо виден из деревни. Может, это и вранье, а может, и в самом деле так было. Если бы срыть бульдозером...
Чудь отступала от того бугра на Вашку, дорога идет точно на восток и называется Ратней. Чтобы была прямой, тянули длинное бревно. У одной рады съели быка - и то место называется Быкова рада, у второй съели коня - ныне называется Конева рада.
По той дороге прошлый год экспедиция ездила на бульдозере до Башки.

Сообщ. Шульгин Т. А. из дер. Чудиново Верхнетоемского р-на Архангельской обл. Опубл. А. Тунгусов//Заря. 1971. № 67. 5 июня; Легенды, предания, бывальщины. С. 41.

Чудь на реке Вые

На Башку чудь ратью отступала. Компаса не было, так бревно сзади тащили. И карбас у них с собой был. Карбас бросили на Быковой раде: называли так, потому что тут быка съели. (Дедушка мой ходил, видел опруги того карбаса. Рассказывал мне, двенадцатилетнему). Есть еще от того времени Конева рада - не было пищи у чуди, коня съели тут...
Сильный князь на Вые был! Стрелой из лука попадал с мызы в банное окошечко на том берегу Выи. У моего отца лук был - длинный, около двух метров. Я сам видел. А отец однажды пересек его да - в печь. Без тетивы... Колбы тоже видел, вроде точены из дерева, а без стрел. Белку, говорят, стреляли...
В деревне Чудиново, говорят, были дома - большие со ставнями. Окна высокие, со ставнями. Только та деревня в тысяча восемьсот девяносто седьмом году сгорела вся - и бани, и гумна. Заново эта-то отстроена. Люди в ней говорят, как вроде растягивают слова-

Зап. от Первышина В. Я. в дер. Хорнема Верхнетоемского р-на Архангельской обл. в 1952 г. А. Тунгусов // Заря. 1971. № 25. 27 февраля.

Уходящая чудь

От стариков я слышал такое. По реке Нижней Тойме по ручью Андрианову проживала чудь. Но их вершинский голова выселил, тринадцать домохозяев. Мой отец видел там жернова, стога соломы, молельню в земле. Он же рассказывал (а ему старики) о том, как отступала чудь из Выи от новгородцев, как поклонились в последний день Вые с Поклонной горы, как зарезали быка на Быковой горе и варили тут обед, как хоронили на Фатеевой горе Фатея, умершего в пути, как ушли по Ратной дороге в область коми-зырян <...>.
Кроме того, чудь отступала и другой дорогой - из Горновского сельсовета. Была у них остановка по реке Илеше. Там съели много скота, кости клали в кучу. И сейчас заметна эта куча костья - около ручья Масленник. Название же ручья пошло от того, что сюда вылили они масло.
Повыше Лузанихи, когда шли дорогой в Коду, умер у них один человек. И когда хоронили, каждый нес в подоле песок и сыпал на могилу. Вышел большой бугор. И поныне называется он Пупец.
Есть речка Порвал - тут была прорвана оборона. Когда чудь перешла еще одну большую реку, то сказала новгородцам: «Эта река еще ваша», и ее стали звать Башкой.
Сообщ. Нифанин А. В. из с. Выя Верхнетоеитокого р-на Архангельской обл. Опубл. А. Тунгусов // Заря. 1971. № 67. 5 июня.

Чудь на Новой Земле

Чудь <...> был народ краснокожий; <.. .> этот народ по приходе русских скрылся на Новую Землю, где живет и до сих пор, скрываясь поспешно, когда увидит человека крещеного.

Верещагин. С. 252.

ПРЕДАНИЯ О ПАМЯТНИКАХ ЧУДСКОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Первопоселенцы деревни Чудиново.

Старое Чудиново было на мысу. Прямо со слуды дорога шла на Башку. Есть на ней Бритня рада - бриться чудь стала, потом - Шоча и Кыспала. Поверху рек и шли как раз <...>. На слуде бугор высокий такой нарыт, навален был. Бои тут были, по сказкам.
Малое было Чудиново раньше в лесу. Лес рядом был, высокий... Сколь ни оседает берег, сколь рекой ни размывает, а все попадает что-нибудь. И по Шоче то же. Рог однажды нашли большой, вывалило. Находили луки, стрелы, колбы. Дедко ходил, белку стрелял ими... Есть Залазная сосна - долго стоит. Ползали туда, стрелы находили. .. В яме-озере пивоварный котел с золотом, говорят, есть... Каменцы видно да бугры, только заросло ныне все. И жернова высыпало из песка, тонкие, перемолоты. Как-то мы маленькие играли, я бронзову пряжицу нашел. Река ушла под саму слуду, и ныне здесь песок...
Нифагичи - чудские, Первунины - тоже от чуди, и Верещагины той же породы. Недавно последний из них, Прокопий, умер. А Нифана я не запомнил. Мирон - тот здоровый был, черный. Яков - носатый, а Николай - вовсе носатый. Теперь никого из них здесь не осталось уже...

Зап. от Мужинина В. С. в дер. Чудиново Верхнетоемского р-на Архангельской обл. в 1952 г. А. Тунгусов // Заря. 1971. № 25. 27 февраля.

124. Чудь близ реки Вадюги

Я много раз слыхал от стариков, что чудь проживала и у нас Пониже речки Вадюги. Сохранилось название пахотного поля Дво-ришные. Это была их деревня. По реке Илеше на четвертом километре вверх была их часовня. Окладные бревна и в моей памяти остались. Напротив за рекой находились их пахотные поля. Межи и сейчас значатся. Вверху по Илеше есть место под названием Гонча. В лесу тут, говорили старики, была большая яма. Тут будто бы зарыт клад. У этой ямы был затянут в лес большой карбас, виднелись доски и опруги. Я с отцом от той ямы возил лес зимой, и он мне об этом сказывал.
По реке Пинеге на втором километре ниже реки Илеши находится место, зовется «городище». Здесь, по рассказам стариков, был чудской город. Кое-какие признаки его видны и ныне. А выше городища было у них место стоянки парусных лодок. <.. .>
У нас был очень высокий бугор, а в середине его - яма (сейчас его смыло водой). Я сам помню: когда бугор этот осыпался, то вываливались из него разные предметы, черепки, уголь древесный, разные обрубки железяг.

Сообщ. Русаков Д. Е. из дер. Вадюги Горковского сельсовета Верхнето-емского р-на Архангельской обл. Опубл. А. Тунгусов // Заря. 1971. № 67. 5 июня.

Гора Городищева и чудское селище.

При деревне Ивакинской, Валдиевского прихода, есть гора Городищева, с летней стороны отвесная на четверть версты. В ней прежде вырывали древние вещи.
Под горою на бугре лежала груда камней, от которой еще и теперь сохранились остатки.
В шести верстах от прихода, в лесу, есть место, заросшее деревьями, в длину пять, в ширину четыре сажени. Оно выложено камнем, в виде фундамента, толщиною до аршина.

П. кн. 1867. С. 111; Труды Моск. Археологического общества. 1878. Т. VII. Вып. 3. С. 219; О. сб. Вып. III. Отд. 1. С. 174-175.

Чудское городище на реке Нименьге

В двух верстах от озера Нименского, на реке Нименьге, указывают на чудское городище, от которого остались груды камней и кирпича.

ОГВ. 1898. № 37. С. 2.

Чудское городище на реке Волошке

<.. .> куски серебра и еще медные коноки с кольцами и топоры наподобие кирок, принадлежавшие чуди, находимы были и в развалинах городища, находящегося в расстоянии одной версты от деревни Шулеповы, Устьвельского общества, на правом берегу реки Волошки, недалеко от ручья Созонова.

ОГВ. 1898. № 37. С. 2.

Чудские городище и курганы на реке Шелтоме

Чудское городище есть и в Усачевской волости, в расстоянии полуторы версты от деревни Шушерины, в поле, называемом Шу-нхеринское Залисье.
В той же Усачевской волости, Волосовского общества, указывают два кургана в расстоянии одной версты от деревни Угла к реке Шелтома и рассказывают, что под ним схоронены тела когда-то жившей здесь чуди.

ОГВ. 1898. № 37. С. 2.

Древние становище и курган

Подъезжая к Шожемскому погосту, встречаешь лежащие по обеим сторонам дороги возвышения, правильность которых заставляет предполагать, что здесь было некогда укрепленное становище какого-нибудь древнего племени.
В юго-восточной части этих искусственных насыпей, на левой стороне речки Шожмы, находится курган, о котором сохранилось предание как о могильном памятнике древнего вождя.

П. кн. 1867. С. 111; Труды Моск. Археологическ. общества. 1878. Т. VII. вып. 3. С. 219; О. сб. Вып. III. Отд. 1. С. 175; неточн. перепечатка: ОГВ. 1898. ™ 36. С. 2.

Чудские становище и могильник на реке Варенге

При впадении речки Верхней Вареньги в реку Двину, на высоком крутом мысу, так называемом Старом городище, еще недавно высыпало из берега вместе с человеческими костями много древних вещей, оружия и монет. <...> на этом месте был городок или главное становище князька одного беспокойного чудского рода <...>.
Однородным с этим городищем является и находящийся на берегу реки Вареный высокий бор, так называемый могильник. Здесь также находят кости и вещи <...> тут было кладбище языческой чуди.

Зап. в Ростовской вол. Шенкурского у. Архангельской губ. А. Малахов // Архангельск. 1908. № 274. 9 декабря.

Чудской могильник. Чудские паны

Ниже реки Устьи в Вагу впадает с левой стороны Пуя. Вдоль по течению Пуи, в тридцативерстном пространстве, расположен Пуйский приход. Первые населенны его были также чудского племени. Еще и ныне в берегах реки Пуи указывают места, служившие кладбищем для чуди. Одно из таких мест усвоило за собой название могильника. Существование чудских кладбищ доказывается высыпающимися из берегов реки человеческими костями.
Есть еще одна гористая местность, называемая Панове; тут будто бы жили прежде чудские паны, т. е. главные чудские начальники. Панове имеет вид искусственного крепостного вала, расположенного на гористом месте и примыкающего с одной стороны к реке, а со всех прочих округленного правильным полукругом, в средине коего низменная площадь.

Ефименко. Ч. 1. С. 11.

Чудское могилище

В Шалякужском приходе указывают на поле, называемое моги-лищем, где были похоронены тела чуди.
Иногда находят здесь кости человеческие.

П. кн. 1867. С. 112; Труды Моск. Археологическ. общества. 1878. Т. VII. Вып. 3. С. 218; О. сб. Вып. III. Отд. 1. С. 175; Ягодкин. С. 15.

Чудское могилище

В Шалякужском приходе указывают на поле, называемое могилищем, где чудь потерпела в кровопролитной борьбе поражение и где схоронены ее тела.
Окрестные жители заверяют, что даже и ныне слышатся иногда в ночной время на поле звон оружия и стоны умирающих.

ОГВ. 1898. № 38. С. 2.

Чудское кладбище

В Лелемском погосте, на запустевшем в настоящее время древнем кладбище, лет шестьдесят тому назад были отыскиваемы небольшие куски серебра, на которых находились изображения животных, копий и других знаков.

П кн. 1867. С. 111; неточн. перепечатка: Труды Моск. Археологическ. общества. 1878. Т. VII. Вып. 3. С. 219; О. сб. Вып. III. Отд. 1. С. 175; ОГВ. 1898. № 37. С. 2.

Из книги Н. А. Криничной. Предания Русского Севера. Санкт-Петербург "Наука" С.-Петербургское отделение 1991.

В электронном виде здесь.

http://www.booksite.ru/fulltext/pre/dan/iya/index.htm

финноугорцы, предания старины глубокой, Архангельская земля, краеведение, чудь белоглазая

Previous post Next post
Up