Габриэль Малагрида (родился по одним данным 18 сентября, по другим данным 6 декабря 1689 года - казнён 21 сентября 1761 года в Сао Николао, Лиссабон) - католический подвижник и мученик Ордена Иезуитов. По иронии судьбы Малагрида, ревностный сторонник Инквизиции был казнён на последнем аутодафе в истории португальской инквизиции, причём по наущению врагов Католической Церкви. Как это произошло, будет сказано ниже.
А для начала - биография этого католического церковного деятеля.
Дом в Менаджио, где родился Габриэль Малагрида. Современный вид.
Габриэль Малагрида родился в Италии в городке Менаджио (Menaggio) в провинции Ломбардия в семье врача Джакомо Малагрида и Анджелы Руска (Rusca).
Он вступил в «Общество Иисуса» (орден Иезуитов) в 1711 году. Первоначально служил в Лиссабоне, откуда в 1721 отправился в качестве миссионера в провинцию Мараньян в Бразилии, бывшей тогда португальской колонией, и там в течении 28 лет проповедовал Слово Божье местным индейцам - язычникам.
В 1749 году Малагрида вернулся в Лиссабон, где его с почётом принял король Жуан V. В 1751 он вернулся в Бразилию намереваясь продолжить свою миссионерскую деятельность, но вскоре вновь вызван в метрополию благочестивой королевой Марией Анной Австрийской, вдовой Жуана V и матерью короля Жозе I. С того времени отец Габриэль превратился в наперсника не только королевской, но и многих аристократических семей страны. Своё влияние Малагрида использовал для защиты интересов Католической Церкви и борьбы с тлетворным влиянием её врагов - масонов, безбожников и тайных иудействующих (т.н. «новых христиан», жидов, принявших для виду христианство, но тайком державшихся своего зловерия и ведших подрывную работу против Церкви).
Своей деятельностью отец Габриэль нажил себе смертельного врага в лице могущественного первого министра (премьер - министра)
Себастьяна Жозе Карвальюи-Мелу (1699-1782). В историю он вошел под именем маркиза де Помбала*
Отец Габриэль был самым энергичным противником его реформ, направленных на секуляризацию государственной и общественной жизни и беспощадно обличал всесильного временщика, полностью подчинившего своему влиянию ничтожного короля. Особенное неприятие у Малагриды вызывали попытки маркиза де Помбала уничтожить в стране Инквизицию. По выражению английского биографа Помбала прошлого столетия Джона Смита, Малагрида принадлежал к худшему типу «энтузиастов» - реакционеров.
1 ноября 1755 года Лиссабон был разрушен сильным землетрясением. Землетрясение, цунами и огонь почти полностью уничтожили столицу Португалии. В городе было разрушено более 85% зданий, из 250 000 жителей от стихии погибло более 90 000 человек. Отец Габриэль Малагрида и другие португальские церковные деятели увидели грозное предзнаменование (тем паче, что катаклизм произошёл в День Всех святых) и стали уверять верующих, что землетрясение - Кара Господня за действия безбожного первого министра и грехи всего народа Португалии. В 1756 году отец - иезуит опубликовал памфлет «Мнение о подлинных причинах землетрясения», в котором писал:
«Знай, о Лиссабон, что разрушителями наших домов, дворцов, церквей и монастырей, причиной смерти стольких людей и огня, пожравшего столько ценностей,- твои отвратительные грехи, а не кометы, звезды, пар, газы и тому подобные естественные явления».
Все это делалось вопреки решению правительства, запрещавшего объяснять землетрясение сверхъестественными причинами. И разумеется, такое смелое заявление, в стиле ветхозаветных пророков, вызвало приступ ярости у ожесточённого сердцем маркиза Помбаля, который подобно древним иудейским царям - идолопоклонникам, не желал каяться в своём нечестии, а обращал свой гнев против святых людей, произносивших обличения по наитию Духа Святого. К тому же Малагрида в аристократических домах призывал к свержению правительства. Помбаль решил расправиться с дерзким монахом. Для начала отца Габриэля, вместе с другими иезуитами, удалили от двора и отправили в ссылку в город Ситубаль.
Но вскоре маркизу представился иной шанс раз и навсегда избавиться от своего злейшего противника. В сентябре 1758 года на короля было совершено покушение. На Жозе I и его камердинера Педру Тейшейра, в глухую полночь возвращавшихся к себе домой из Дворца Маркиза де Тавора (Tavor), напали трое всадников в масках. Они остановили экипаж в глухую полночь, и выстрелили в короля из мушкета, ранив того в руку и плечо. Шпионы Карвалью быстро вычислили двоих из нападавших, которых арестовали и подвергли пыткам. Под пытками те указали на причастность к покушению маркиза и маркизы де Тавора. В декабре маркиз Помбал объявил о раскрытии заговора с целью убийства короля и передачи трона герцогу Авейру. По «странному» стечению обстоятельств участники заговора оказались членами семейств Тавора и Авейру, благочестивых католиков и заклятых врагов маркиза Помбала. Ну и, само собой разумеется, отец Габриэль Малагрида, духовник маркиза и маркизы Тавора также был объявлен участником заговора. Так что не исключено, что Помбал сам и инсценировал сие покушение чтобы расправиться со своими противниками.
Подробнее о деле Тавора
здесь.
НО. Если с герцогом Авейру и семейством Тавора расправились при помощи светского суда, то с отцом Габриэлем такую фишку провернуть было нельзя. Он, как член Ордена Иезуитов был неподсуден королевскому суду и подчинялся напрямую Римскому Папе. Тогда маркиз де Помбал придумал более коварный способ - расправиться с отцом Габриэлем посредством трибунала Инквизиции, которую он сам же замышлял уничтожить. Используя своё влияние на короля, он добился смещения с поста Великого инквизитора незаконнорожденного сына короля и назначения на его место своего брата Паолу де Карвалью. После чего в отношении Малагриды карманными инквизиторами было состряпано обвинение в ереси.
Тут надо отметить - брошенный в тюрьму по обвинению в заговоре Малагрида не угомонился. В инквизиционной тюрьме продолжал отец предавать проклятьям Помбала, написав сочинение «Трактат о жизни и правлении Антихриста», подразумевая под последним Помбала. А кроме того у него начались видения - по его словам в его голове звучали «ангельские голоса». Под диктовку этих ангельских голосов отец Габриэль началь писать весьма любопытное сочинение о «Героической и чудесной жизни славной святой Анны, матери святой непорочной девы Марии, продиктованной самой святой, при содействии, помощи и с согласия всемогущего суверена, ее святейшего сына» (т. е. Иисуса Христа), главный тезис которого заключался в том, что Анна стала святой, еще находясь в «утробе» своей матери**. Это уже было довольно серьёзно. Напомню, догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии Католическая Церковь приняла только в 1854 году, а до этого внутри Католической Церкви споры по данному вопросу шли в течение 6 веков, причём такие Отцы Католической Церкви как Бернард Клервосский, Бонавентура и Фома Аквинский, а также целый орден доминиканцев категорически отвергали это учение. А тут Малагрида утверждал не только о Непорочном зачатии Богоматери, а и о непорочном зачатии Её матери!! В общем, старик впал в жесточайшую прелесть, что характерно для многих ревностных не по разуму подвижников.
Для братца маркиза Помбаля и карманных инквизиторов сие стало достаточным основанием для обвинения отца Габриэля в ереси. В сентябре 1761 года инквизиция вынесла приговор по делу Малагриды, в котором было сказано:
«Отец Габриэль Малагрида был признан виновным в преступлении ереси, он утверждал, мыслил, писал и защищал положения и учения, противоречащие подлинным догмам и доктрине, предлагаемой и проповедуемой святой церковью. Являясь еретиком и врагом католической веры, он впал вследствие данного приговора в великое отлучение и другие установленные наказания, согласно закону против подобных преступников; инквизиторы таким образом приказывают, чтобы этот еретик и автор новых ересей, признанный виновным во лжи и двуличии, отстаивающий неоднократно и упорно свои ошибки, был лишен монашеского сана и прочих званий и, согласно правилам и формам святых канонов, передан, одетый в позорящий балахон (санбенито), светской власти. Инквизиторы страстно умоляют ее, чтобы к указанному преступнику были проявлены доброта и благожелательность и чтобы он не был казнен или не была пролита его кровь».
Приговор был по сути дела пародией на судопроизводство святой Инквизиции, тем более был вынесен скрытыми врагами Католической Церкви и ордена Иезуитов.
Аутодафе над Малагридой.
21 сентября 1761 г. на площади Россиу 73-летний Малагрида был гарротирован, а потом сожжен. Его прах выбросили в реку Тахо. Это была последнее аутодафе в истории Португалии, совершённое правда не над еретиком и врагом Церкви, а над добрым католиком, благочестивым и праведным человеком, хотя и пребывавшим некоторое время в прелести.
Помбал использовал казнь Малагриды для широкой пропаганды своей политики за рубежом путем публикации памфлетов, брошюр и книг на французском и английском языках, в которых разоблачалась деятельность церковников в Португалии. Вскоре он, формально не запретив Инквизицию, свёл её деятельность на нет. А безбожникам, иудействующим и масонам была предоставлена полная свобода для их подрывной деятельности против Христианства.
Однако ж Божья кара настигла маркиза, упивавшегося своей безграничной властью и полной свободой в творении неправедных дел, ещё при жизни. Помбал не учёл одного - его власть держалась на безоговорочной поддержке со стороны короля Жозе. Сразу после его смерти в 1777 году унаследовавшая престол благочестивая
королева Мария уволила Помбала в отставку, он был арестован, обвинен в злоупотреблении властью и приговорен к смерти. Мария никогда не смогла простить ему бессердечность, проявленную им при рассмотрении дела семейства Тавора, которые, надо заметить, были королевскими родственниками. Однако добрая королева заменила ему смертный приговор пожизненной ссылкой. В 1782 году Помбал умер в своём поместье, отправившись на Суд Божий.
В 1887 году в Менаджио, родном городе отца Габриэля, в приходской церкви установлен монумент в его честь.
Примечание:
*титул маркиза де Помбала он получил уже после расправы с отцом Габриэлем Малагридой. Но для краткости буду его так именовать.
**В Католической энциклопедии вообще отрицается авторство отца Габриэля. Подробнее
здесь. Не исключаю, что подонок Паоло Каравалью и его подельники из числа карманных инквизиторов могли и состряпать подобную писанину для того, чтобы оклеветать святого человека.
Составлено по:
http://en.wikipedia.org/wiki/Gabriel_Malagrida http://www.executedtoday.com/2010/09/21/1761-gabriel-malagrida-jesuit-pombal-lisbon-earthquake/ И. Григулевич. "Инквизиция". Глава "Преступления португальской инквизиции".
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/grigul/07.php