НЕРСЕС ШНОРАЛИ О СВ. САРГИСЕ И ПОСТЕ АРЧАВОРК (связанном с постом "Прошение Ниневитян").
В "Истории Армении" армянского историка
Кириакоса Гандзакеци (XIII век) приводится текст послания (1165 год)
Нерсеса Шнорали, будущего католикоса ААЦ Алексею Комнину, зятю византийского императора
Мануила Комнина, где он парирует обвинения греков против армян. Помимо прочего, там говорится вот что:
"Поговорим немного и о посте, называемом у нас Арачаворк [от армянского арачин - «первый», «предшествующий»], который вы по неведению хулите, называя [постом] в честь какого-то Саргиса, колдуна* и владельца осла и собачки. Отступники от нашей веры выдумали всякие басни о нем и передали эти россказни вам. Но у нас и в помине нет этого Саргиса, [о нем знают] еще меньше, чем о так называемом Ехджеруакахе** [в тексте: «Եղջերուաքաղ» - «химера»], ибо последний, хоть и не существует, имя его существует, а Саргиса этого ни самого не было у нас в народе, ни имени его; а если есть где-то такой человек, неизвестный нам, то вселенская церковь предает проклятию и его, и осла его, и собачку, и всех знающих его, и признающих, ибо имя его и не слыхал никто в нашем народе, кроме разве только ромеев, так как они клевещут на нас, говоря об этом. А мы, Бог свидетель, написали чистую правду об этом, дабы никто по неведению не осуждал нас и не брал греха на душу свою.
Итак, Арачаворком называется он (пост) потому, что это первый пост, [принятый] в Армении. А причиной тому вот что: святой Григор, просветитель наш, когда вышел из рва*** и когда собрались перед ним наказанный богом царь армянский Трдатиос в образе кабана, все ишханы и воины бесноватые, наложил он на всех пятидневный голодный пост, чтобы они, подобно ниневитянам [Книга пророка Ионы, 3, 2-10], не ели ничего, тем самым они были его рукою исцелены. И этот пост, наложенный прежде всех других святым Григором, просветитель заповедал армянской церкви соблюдать по исполнении каждого года, дабы благодеяние божье, снизошедшее сверху, не было забыто. Сочтено было удобным объединить этот пост, благодаря которому армяне обрели спасение, с постом ниневитян, благодаря которому те избавились от угрозы смерти и который и по сей день соблюдают**** сирийцы и египтяне. А так как называется он также и именем святого Саргиса, пусть никто из-за общности имен не заблуждается, поскольку этот Саргис, чья память празднуется, во время Константина Великого и его сыновей был благочестивым князем в Каппадокии. А когда воцарился безбожник Юлиан, [Саргис], преследуемый им, переехал в Персию к царю Шапуху. И там он, обратив в христианство множество воинов персидских, принял вместе с сыном своим мученический венец от руки того же царя Шапуха; и поскольку день его преставления приходится на тридцатое число января, постольку решено было праздновать день памяти его в субботний день после поста Арачаворк. Точно так, как все церкви празднуют [день памяти] святого Теодороса в конце первой недели четыредесятницы. Итак, рассказав, как перед Богом, [мы сообщили вам] причину соблюдения нами поста, называемого Арачаворком.
http://www.armenianhouse.org/gandzaketsi/history-ru/2.html Примечания:
* Видимо, речь вот о чём. У армян с давних пор почитался св. Саргис Полководец (чьи мощи были перевезены в Армению из ассирийского города Амии св. Месропом Маштоцем), а византийская "антимонофизитская" пропаганда утверждала, что армяне под этим именем почитают некоего колдуна Саргиса (вероятно,
Саргиса Бахиру, которого христианские летописцы считали настоящим создателем ислама, наставником неграмотного погонщика верблюдов Мухаммеда). Нечистоплотный такой приёмчик надо сказать.
** Ехджеруаках:
http://hpj.asj-oa.am/1994/1/1973-3(27).pdf *** Упоминая о Григории Просветителе (Лусавориче) и царе Трдате, Нерсес Шнорали имеет ввиду вот что: За исповедание христианства армянский царь
Трдат III Великий велел бросить Григория в казематы или колодец в городе Арташат (Артаксат), где тот был в заточении 13 лет, поддерживаемый благочестивой женщиной. Между тем Тиридат впал в безумие, но был исцелен Григорием, после чего в 301 году крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении.
****Пост "Прошение Ниненвитян" был официально введён в Церкви Востока
католикосом св. Савришо. Но, судя по тому, что об этом посте упоминает ещё как минимум св. Ефрем Сирин, традиция его соблюдения гораздо более древняя. Ещё одно свидетельство о близости просветителя Армении к сирийской церковной традиции.