История волхвов в Армении.

Jan 06, 2018 01:31

6 января Армянская Апостольская Церковь празднует сразу два праздника Рождество Христово и Богоявление. В связи с этим хочется привести одно интересное предание, связывающее волхвов с Арменией.
Перевод статьи на русский здесь , оригинал на английском здесь (строго не судите автора повествования, это ведь не научное исследование)




Из Евангелия от Матфея 2: 1-12 мы знаем, что, когда Иисус Христос родился во дни Ирода, волхвы с востока прибыли в Иерусалим. Они сказали Ироду, что они видели Звезду, и следили за ней с надеждой найти того, кто должен был родиться как новый Царь.

Еврейские книжники подтвердили, что Пророк Михей предвидел, что новый Царь родится в Вифлееме, и поэтому волхвы отправились из Иерусалима, следуя Звезде. Звезда привела их к месту, где родился новорожденный Ребенок, и волхвы вошли в это место, и нашли Ребенка с Его матерью, Марией.



Преклонив колени волхвы поднесли дары с золотом, ладаном и миррой. И затем, будучи предупрежденным в видении, не путешествовать через Иерусалим, чтобы не встретиться с Иродом, волхвы вернулись на родину другой дорогой.

В Евангелии есть много красивых фактов, но увы, ни один из них не дает определенной важной информации. Мы не знаем, сколько волхвов было. Предположение указывает, что каждый маг представлял один из трех даров, следовательно их могло быть трое, но мы не знаем наверняка.

Мы также не знаем точное местоположение их родины предков обозначенное, как где-то «на Востоке». Поскольку слово «маг» можно интерпретировать как «астроном» или «астролог» (от корня «МГ», что означает «звезда»), многие полагают, что они возникли либо в Вавилоне, либо в Персии, которые были знаменитыми центрами астрономии и астрологии.

Наконец, Евангелие не дает имен волхвов. Позднее традиции присвоили им имена Гаспара, Мельхиора и Бальтазара, а другие традиции утверждали, что Гаспар был старшим по возрасту, а Бальтазар - самым молодым.

На западноармянском наречии армянского языке имена произносятся Каспар, Мелкон и Багдасар.

В ходе одного из исследовательских проектов случайно была обнаружена редкая книга, в которой была включена глава из истории Армянского монастыря Святого Иоанна Крестителя («Сурп Гарабед Ванк»), за пределами древнего города Муш.

Это был текст «Гонтага» (официальная энциклика от церковного функционера, от греческого слова «Кондак»), в котором он просил о пожертвованиях на ремонт, необходимый для ветхого святилища за пределами одной из деревень Муш.

К сожалению, «Гонтаг» не включает дату или имя официального лица, которое его выпустило. Тем не менее, текст, написанный на классическом армянском языке, предоставляет часть информации, которая прекрасна для армян и критична для христианства.

В Евангелии от Матфея 2:12 говорится, волхвы решили вернуться на родину другой дорогой. По словам Гонтага, волхвы пошли к северу от Вифлеема и прибыли на равнину за пределами древнего города Муш.

Там они разбили лагерь, чтобы отдохнуть от своих утомленных путешествий. Посреди ночи Гаспар, который был, по-видимому, старшим из волхвов, мирно скончался. Мельхиор и Бальтазар, естественно, были огорчены тем, что их старший друг, и поставили перед собой торжественную задачу организовать его надлежащее захоронение.

При участии местных жителей, Гаспар был захоронен на вершине холма с видом на равнину, где они расположились лагерем. Затем местные жители построили гробницу над местом захоронения. После почтительного периода траура Мельхиор и Бальтазар возобновили свое путешествие домой.

В течение 300 лет местные жители продолжали ухаживать за гробницей и передавали из уст в уста историю о том, что мудрый человек видел великую звезду, отправился в Вифлеем, стал свидетелем рождения великого Царя и скончался на обратном пути.

История волхвов в Армении, также может быть известна царю Абгару (Апкар) из Эдессы (Урфы), который согласно истории церкви хотел узнать больше о христианстве и написал письмо Иисусу Христу, предложив ему прийти в Эдессу, чтобы исцелить царя и остаться в этом городе (см. Евсевий, История Церкви).

После Воскресения Иусуса Христа, апостол Фаддей отправился в Эдессу, проповедовал о христианстве, исцелил Абгара и крестил его, превратив Абгара в первого известного христианского царя Армении.

Перед тем, как Григорий Просветитель вернулся в Армению после освящения епископа в Кейсарии в Каппадокии, он был одарен епископом Леонтием несколькими почитаемыми реликвиями. Когда Григорий вернулся в Армению, он остановился у Муша.

Он приказал построить там монастырь, чтобы разместить великую реликвию святого Иоанна Крестителя. До мая 1915 года знаменитый Сурп Гарабед Ванк стоял как страж армянского христианства.

Пока Григорий пребывал в этом районе, местные жители рассказали ему о месте захоронения мудреца. В то время подавляющее большинство людей, живущих вокруг Муша, по-прежнему были язычниками.

Они поняли, что в гробнице содержатся мощи важного человека, но они не знали о конкретной связи Гаспара и волхвов с теологией христианства.

Григорий немедленно отправился на место и узнал святость гробницы. Он приказал построить монастырь вокруг гробницы, чтобы сохранить и защитить мощи Гаспара. Монастырь в дальнейшем был известен как «Сурп Каспари Ванк» или «Каспараванк».

Каждый год, на Богоявление, когда на ночном небе появлялась Рождественская Звезда, священники, монахи и паломники собирались в Сурп Каспари Ванк, чтобы отслужить первую Святую Евхаристию праздничного дня на алтаре, который был построен над гробом волхва Гаспара.

На Западе многие считают, что реликвии волхвов были обнаружены в четвертом веке в Милане, Италия, и позже были переведены в Кельн / Кельн, Германия. По сей день посетители Кельна могут увидеть прекрасную золотую святыню внутри собора, которая, согласно западной традиции, сохраняет останки волхвов. На протяжении столетий паломники со всего мира стекались в Кельн как на Рождество, так и на Крещение, чтобы почитать эти реликвии.

Но как же насчет Армении? Если отчет Гонтаг верен, то это будет означать, что более важная реликвия - все тело Гаспара - было захоронено и почитаемо в Армении, по крайней мере, во времена Григория Просветителя.

Как фрагмент этой реликвии прибыл в Европу, требуются серьезные исследования, и почему Армения не является превосходным местом в рождественском повествовании, остается необъяснимой.

Сурп Каспари Ванк, как представляется, функционировал как монастырь и место паломничества для христиан с 3-го века до начала 19 века. Монастырь по-прежнему посещался до 1915 года, хотя здание было, по-видимому, разграблено и разрушено в начале 1800-х годов во время серии рейдов курдскими племенами. Тем не менее традиционное место отдыха Гаспара по-прежнему почиталось армянами со всех уголков Муш и окрестностей.

В канун Богоявления и Рождества в Армении, найдите минуту, для молитвы за волхвов. В молитве также вспомните многих паломников, которые из года в год отправились в Сурп Каспари Ванк, чтобы отпраздновать Рождество на алтарном столе, который был построен над гробницей Гаспара.

Мои "пять копеек":

Имена волхвов нам известны из апокрифа "Армянское Евангелие детства", написанное, предположительно, около VI века (армянский текст является переводом с сирийского, оригинал коего не сохранился). Оттуда имена были (возможно) заимствованы европейской традицией, начиная со святого Беды Достопочтенного:
«И вскоре ангел господень отправился в страну персов, чтобы повелеть царям-мудрецам тронуться в путь и поклониться новорожденному Младенцу. И девять месяцев вела их звезда, и прибыли они, когда Девственница стала матерью. Ибо тогда Персидское царство превосходило могуществом и победами своими всех царей Востока. А мудрецами были три брата: первый, Мелкон (в Европе он превратился в Мельхиора), правил Персией, второй, Валтасар, правил Индией, а третий, Каспар, властвовал над арабами».

Тарон, армяне, Армения, Цари-Волхвы, Иран-Иран, Муш

Previous post Next post
Up