Филоксен Маббугский.

Dec 31, 2017 20:27




Филоксен Маббугский (иначе именуемый у греков «Ксенос», а у сирийцев «Аксенайя») (+ в 522 году) - ассирийский церковный деятель и писатель, ревностный поборник классического миафизитства, также именуемого «северианским» (по имени св. Севира Антиохийского).

Родился около середины V века в Тахале, в области Бет - Гармай, Персия.

В юности посещал Эдесскую школу, вероятнее всего после 460 года, в то время, когда епископ города Нонн благоволил к греко - православию. Но не Филоксен, ни Иаков Серугский, учившийся в то же самое время, не прониклись «несторианством». Напротив, Филоксен со всем рвением примкнул к миафизитству и пропагандировал его по монастырям, за что патриархом Каландионом был изгнан из Антиохийской области. Затем Филоксен, видимо, обвинённый перед императором Зеноном, представил ему исповедание веры, которое, так как не упоминает Энотикона, по всей видимости, написано до 482 года. Поскольку Зенону это вероисповедание понравилось, Филоксен выдвинул обвинение против Каландиона, которого вскоре после этого сменил Пётр Кнафей. Этот последний, будучи миафизитом, в 485 году сделал Филоксена епископом города Маббуг (античный Иераполис, современный Манбидж в Сирии, в августе 2016 очищенный от боевиков ИГИЛ курдами при поддержке международной коалиции).

Филоксен мирно управлял своей кафедрой до 499 года. Когда же в этом году на антиохийской кафедре утвердился халкидонит Флавиан, Филоксену пришлось многое претерпеть. Он приехал в Константинополь, где был отлучён патриархом Македонием. Однако благодаря своей ловкости он добился сначала низложение Македония, а затем изгнания Флавиана с антиохийской кафедры, которую занял миафизит Севир, и, наконец, низложения иерусалимского патриарха - халкидонита Илии.

Впрочем, когда в 518 году умер император Анастасий I (благоволивший миафизитам), а его преемник Юстин I начал против миафизитов сильное гонение, Севир был вынужден покинуть антиохийскую кафедру. Филоксен поначалу сопротивлялся, однако вскоре вместе с другими епископами - миафизитами был отправлен в ссылку, где и умер около 522 года.

Почитается святым в Сиро - православной (яковитской) Церкви. По-видимому, в его честь принял имя Мор Филоксенос Долабани, один из выдающихся пастырей Сиро - православной Церкви и деятелей ассирийского национального движения XX века.

Сочинения Филоксена Маббургского.

Наряду с комментариями на Евангелие от Матфея, Луки и Иоанна, от которых дошли не изданные до сих пор фрагменты, сохранились следующие сочинения Филоксена Маббургского:

I. Догматические
1. Три трактата «О Троице и воплощении», в которых опровергаются как «несторианство», так и халкидонизм.
2. Десять книг «О том, что Один от Святой Троицы воплотился и пострадал», содержащиеся в рукописи 581 года, которые были составлены в защиту практики прибавки «Распныйся за ны» к Трисвятому, введённой Петром Кнафеем.
3. Слово о Благовещении Пресвятой Девы.
4. Трактат против ересей, а именно о восьми ересях, относящихся к воплощению.
5. «Двенадцать глав против тех, кто исповедует две природы и одно лицо во Христе», сохранившееся в рукописи 569 года.
6. Двадцать глав против несториан.
7. Семь глав против всякого несторианина.
II. Аскетические.
1. Сохранились тринадцать гомилий Филоксена, которые осевщают и превозносят практику добродетелей, среди которых восхваляются вера, простота, страх Божий, бедность, воздержание. Как представляется, эти гомилии написаны между 485 и 500 годами.
III. Послания.
Сохранилось 16 посланий, в которых речь идёт главным образом об аскетике и догматике. Древность рукописей и исторический контекст полностью доказывают их подлинность.
1. Послание к императору Зенону
2. Послание к монахам в Бет - Гангале.
3. Послание к амидским монахам
4. Послание к монахам из Телл - Адды.
5. Послание к монахам из Сенуна.
6. Послание к неким монахам.
7. Послание к священникам Аврааму и Оресту.
8. Послание к затворнику Патрикию из Эдессы.
9. Послание к общине затворников.
10. Послание к марону из Аназарвы.
11. Послание к некоему архимандриту о монашеской жизни.
12. Послание к монаху Схоластику, искушаемому жадностью.
13. К некоему послушнику.
14. Послание к некоему «ученику».
15. Послание к некоему обратившемуся из иудаизма.
16. Послание к неизвестному лицу о жительстве в нас Святого Духа.
Филоксену Маббугскому приписываются некоторые литургические сочинения, подлинность которых, впрочем, точно не установлена. Также ему приписывается авторство монашеских правил.

Из книги:

Ортис де Урбина, Игнасио. Сирийская патрология. [перевод с лат. М. В. Грацианского]. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 283 с.. Страницы 160 - 165.

Там же даны ссылки на источники.

Византия, Сирия, миафизиты, ассирийцы, святые, Иран-Иран, Сирийская Яковитская Церковь, ассиро-яковитские святые

Previous post Next post
Up