Город Наджран. Современный вид.
Многие страны, которые сейчас считаются цитаделями ислама (
Иран, Ирак,
Саудовская Аравия, Йемен,
Афганистан) в древности были центрами сирийского христианства.
В
"Хронике Сеерта", написанной предположительно ассирийским "несторианским" летописцем Ишо 'дна (Ishoʿdnah) из Басры во второй половине IX века рассказывается о принятии христианства жителями Йемена.
Ниже привожу мой перевод с английского отрывка из "Хроники" в части касающейся + комментарии (
английский перевод с французского Anthony Alcock 2014 год. - см. скриншот):
73. Обращение народа Награна.
Во времена Йездигерда* в Награне** в Йемене жил известный купец по имени Ханнан. Как - то он ездил по торговым делам в Константинополь, а на обратном пути домой побывал в Персии. Оказавшись в Хире ***, он некоторое время провёл с христианами, изучил их веру и принял крещение. Затем вернулся на родину и стал убеждать соотечественников принять христианство. Он крестил членов своей семьи и иных соплеменников в своей стране и прилегающих землях. А они помогли ему обратить людей Хымьяра**** и прилегающих областей Абиссинии. Позднее этими землями правил еврейский царь по имени Масрук. Его мать была иудейкой, пленницей, захваченной в Нисибине и проданной йеменскому царю. Она убедила сына принять иудаизм. Когда он взошёл на отцовский трон, он убил многих христиан*****. Всё это поведал Барсада****** в своей истории.
Примечания.
*
Йездигерд I - шахиншах Ирана, правил в 399 - 421 годах. То, что имеется ввиду именно этот шах, а не его внук
Йездигерд II, можно сделать вывод на основании того, что вслед за рассказом об обращении Йемена в "Хронике" следует рассказ о великомученике
Иакове Персиянине, жившем во времена Йездигерда I и его сына
Бахрама Гура.
** Награн (
Наджран) - (араб. نجران, ранее Аба-эс-Сууд) - город на юго-западе Саудовской Аравии на границе с Йеменом. Сейчас, если вы слышали, стал одним из центров
противостояния между саудитами и иеменскими повстанцами. А В V - VI веках в городе существовала крупная христианская община. В 623 году Наджран был захвачен полководцем и сподвижником Мухаммада Халидом ибн аль-Валидом. В период правления второго исламского халифа Умара ибн Хаттаба оставшиеся в городе христиане были высланы из Аравии.
***
Аль-Хира (араб. الحيرة) - древний, ныне не существующий город, находившийся к югу от современного города Эль-Куфа в Ираке. В IV-VI веках город был столицей арабского христианского царства
Лахмидов, являвшегося буферной зоной между Византией и Сасанидским Ираном. В VII веке город был взят мусульманами.
**** Хымьяр - древнее название Йемена, находившегося в сфере влияния Эфиопского (Аксумского) царства.
***** В 523 году город Награн был захвачен обратившимся в иудаизм царём Хымьяра Юсуфом Зу-Нувасом (Масруком), при этом из страха перед растущим влиянием христианской Эфиопии было убито множество горожан во главе с градоначальником Арефой (
житийная литература говорит о 4299 христианах), исповедовавших христианство. Это убийство мирных жителей Наджрана осуждается даже в Коране . В аятах Корана (85:4-7) христиане, заживо сожжённые по приказу царя-иудея в специально для этого вырытом рву, упомянуты как мученики за веру (
Асхаб аль-Ухдуд араб. أصحاب الأخدود - "люди рва"):
"Да сгинут губители [невинных] возле рва - [губители], которым [был уготован] огонь пылающий, в тот самый миг, когда они собрались возле этого [т. е. пылающего рва], радуясь тому, что они творят с верующими."
******Барсада - Симеон, епископ Бет - Аршама, ревностный миафизит, имевший прозвище "персидский спорщик", поскольку, распространяя своё учение в Персии, участовал в споре, на котором опроверг аргументы католикоса Бавая (497-502/503), за что был возведён на епископскую кафедру. Обратил в христианство трёх волхвов (зороастрийских мобедов), которые в 509 году претерпели мученическую смерть. Симеон часто приезжал в
Хирту и Константинополь. В Константинополе он и умер ранее 548 года. Из письма Симеона Бет-Аршамского (524) к Симеону Габбульскому нам известно о мученичестве награнских христиан. (Игнасио Ортис де Урбина. Сирийская патрология. Изд. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2013. Стр.166)