Как Иаков Барадей стал армянином.

Dec 10, 2017 01:06

У уважаемого rwmios_f увидел ссылку на греческий текст Синодика Торжества Православия, где, среди прочих еретиков, предаётся анафеме некий Иаков Армянин:

https://rwmios-f.livejournal.com/154125.html
http://www.symbole.gr/chrtoms/dogma/105-synodikonorth




Перевод, данный rwmios_f :

Иакову АРМЯНИНУ Занзалу, Диоскору патриарху Александрийскому, и Северу нечестивому, вместе с Сергием, Павлом и Пирром ему единомысленными, с Сергием учеником Ликопетра АНАФЕМА

Пост rwmios_f был выложен в контексте полемики с одним персонажем, утверждающим, что греко - православные персонально не анафематствовали никого из святых и богословов Армянской Апостольской Церкви.

Стало интересно поискать, кто такой Иаков Занзал Армянин, тем более, что его имя в Синодике стоит даже перед именем александрийского патриарха Диоскора.

Оказалось, что под греческим прозвищем Ζανζαλος (Занзалос / Занзалос / Цанцалос скрывается никто иной, как...один из самых известнейших сирийских миафизитов Иаков Барадей, епископ Эдесский:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B9
http://www.pravenc.ru/text/200315.html

Вот его современная сирийская икона:




Он прежде всего известен тем, что восстановил после гонений византийских императоров-халкидонитов (а фактически создал с нуля) иерархию Сиро-православной Церкви, почему её также именуют яковитской.

Под своим греческим прозвищем он стал популярен почему-то в западноевропейских (католических и протестантских) источниках, а в русскоязычных он известен под прозвищем арамейско - арабским  прозвищем Барадей. Обо всём это есть в статье в русскоязычной википедии, посему интересующихся отсылаю к ней.

А теперь самое интересное - каким образом в греческом Синодике Иаков Занзал-Барадей превратился в армянина. Достаточно почитать его биографию, чтобы убедиться к Армении, армянам и Армянской Церкви он никакого отношения не имел. По своему этническому происхождению Иаков был западным сирийцем (ассирийцем). Достаточно сказать, что его отца звали Феофил бар Ману (Ману - типично ассирийское имя, известное ещё из клинописных табличек времён Ассирийской империи), название его деревни тоже типично ассирийское Телль-Маузалат (Тель / Телль - в семитских языках означает "холм"). Деятельность его была связана в основном с Сирией, конкретно с Эдессой*, где он был епископом. В собственно Армении Барадей бывал разве что "проездом", да и воссоздавать иерархию ААЦ ему нужды не было, так как гонения императоров - халкидонитов армянских епископов не затронули, бо они находились вне территории Византии. Более того, даже святым ААЦ Иаков Барадей не является, так как по преданию в епископы его рукоположил знаменитый Севир Антиохийский, преданный анафеме на одном из соборов Армянской Церкви в городе Двин (554-555 годы).

Так как же в греческом синодике Барадей превратился в "армянина". На мой взгляд произошла обычная путаница "армянин" / "арамей". Западные сирийцы (ассирийцы) также издревле известны под названием арамеев. Напомню, арамеи - общее название кочевых семитских племён, которые переселились на земли Ассирийской империи, или их государственные образования (на территории нынешней Сирии или Тур Абдина) были завоёваны ассирийцами. В VII до н.э арамейский язык (правда, сильно инфильтрованный аккадскими словами) стал государственным языком Ново-ассирийской державы, а затем и лингва франка всего Ближнего Востока и языком сирийского христианства. Вплоть до изобретения в XX веке новой исторической общности "арамейцев" слова "ассириец", "сириец", "арамей" были синонимами. Так вот, Иаков Барадей тоже мог быть известен под прозвищем Арамей, которое греки могли спутать со сходным по звучанию и написанию экзонимом "армянин".

Сравните Ἀρμενίῳ и Ἀραμέίῳ (в дательном падеже, пусть меня знатоки греческого поправят если что)

"Арамеев" и "армян" вообще часто путали даже их ближайшие соседи. Да что там соседи. Даже "армянский Геродот" Мовсес Хоренаци назвал армян арамовым племенем, объявив библейского Арама, первопредка арамеев, одним из предков своего народа и отцом мифического Ары Гехициха, которого якобы домогалась "нечестивая Шамирам". У современных армян кстати имя Арам довольно распространено.

Примечание:

* армянские народные сказки про всегдашнее этническое доминирование армян / хаев в Эдессе, восходящие к Мовсесу Хоренаци (этот товарищ вообще ничтоже сумняшеся писал, что Эдессу основал царь Авгарь - такое же враньё, как и то, что Авгарь происходил из армянской династии) я не рассматриваю по причине их антиисторичности. В XII веке крестоносцы действительно застали Эдессу с преимущественно армянским населением. НО это изменение этнического состава произошло только в начале второго тысячелетия нашей эры благодаря политике византийских императоров, переселявших армян на границы Византии (см. Зая И. История ассирийцев с древнейших времен до падения Византии. М.: Маска, 2009. Страница 238).

армянозаписывальщики, Армянская Апостольская Церковь, Православие, ассирийцы, предания старины глубокой, арамеи, армяне, Мовсес Хоренаци, Сирийская Яковитская Церковь, ассиро-яковитские святые

Previous post Next post
Up