У уважаемого
rwmios_f увидел ссылку на греческий текст Синодика Торжества Православия, где, среди прочих еретиков, предаётся анафеме некий Иаков Армянин:
https://rwmios-f.livejournal.com/154125.htmlhttp://www.symbole.gr/chrtoms/dogma/105-synodikonorth
Перевод, данный
rwmios_f :
Иакову АРМЯНИНУ Занзалу, Диоскору патриарху Александрийскому, и Северу нечестивому, вместе с Сергием, Павлом и Пирром ему единомысленными, с Сергием учеником Ликопетра АНАФЕМА
Пост
rwmios_f был выложен в контексте полемики с одним персонажем, утверждающим, что греко - православные персонально не анафематствовали никого из святых и богословов Армянской Апостольской Церкви.
Стало интересно поискать, кто такой Иаков Занзал Армянин, тем более, что его имя в Синодике стоит даже перед именем
александрийского патриарха Диоскора.
Оказалось, что под греческим прозвищем Ζανζαλος (Занзалос / Занзалос / Цанцалос скрывается никто иной, как...один из самых известнейших сирийских миафизитов Иаков Барадей, епископ Эдесский:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B9http://www.pravenc.ru/text/200315.html Вот его современная сирийская икона:
Он прежде всего известен тем, что восстановил после гонений византийских императоров-халкидонитов (а фактически создал с нуля) иерархию
Сиро-православной Церкви, почему её также именуют яковитской.
Под своим греческим прозвищем он стал популярен почему-то в западноевропейских (католических и протестантских) источниках, а в русскоязычных он известен под прозвищем арамейско - арабским прозвищем Барадей. Обо всём это есть в статье в русскоязычной википедии, посему интересующихся отсылаю к ней.
А теперь самое интересное - каким образом в греческом Синодике Иаков Занзал-Барадей превратился в армянина. Достаточно почитать его биографию, чтобы убедиться к Армении, армянам и Армянской Церкви он никакого отношения не имел. По своему этническому происхождению Иаков был западным сирийцем (ассирийцем). Достаточно сказать, что его отца звали Феофил бар Ману (Ману - типично ассирийское имя,
известное ещё из клинописных табличек времён Ассирийской империи), название его деревни тоже типично ассирийское Телль-Маузалат (Тель / Телль - в семитских языках означает "холм"). Деятельность его была связана в основном с Сирией, конкретно с Эдессой*, где он был епископом. В собственно Армении Барадей бывал разве что "проездом", да и воссоздавать иерархию ААЦ ему нужды не было, так как гонения императоров - халкидонитов армянских епископов не затронули, бо они находились вне территории Византии. Более того, даже святым ААЦ Иаков Барадей не является, так как по преданию в епископы его рукоположил знаменитый
Севир Антиохийский, преданный анафеме на одном из соборов Армянской Церкви в городе Двин (554-555 годы).
Так как же в греческом синодике Барадей превратился в "армянина". На мой взгляд произошла обычная путаница "армянин" / "арамей". Западные сирийцы (ассирийцы) также издревле известны под названием арамеев. Напомню, арамеи - общее название кочевых семитских племён, которые переселились на земли Ассирийской империи, или их государственные образования (на территории нынешней Сирии или
Тур Абдина) были завоёваны ассирийцами. В VII до н.э арамейский язык (правда, сильно
инфильтрованный аккадскими словами) стал государственным языком Ново-ассирийской державы, а затем и лингва франка всего Ближнего Востока и языком сирийского христианства. Вплоть до изобретения в XX веке новой
исторической общности "арамейцев" слова "ассириец", "сириец", "арамей" были синонимами. Так вот, Иаков Барадей тоже мог быть известен под прозвищем Арамей, которое греки могли спутать со сходным по звучанию и написанию экзонимом "армянин".
Сравните Ἀρμενίῳ и Ἀραμέίῳ (в дательном падеже, пусть меня знатоки греческого поправят если что)
"Арамеев" и "армян" вообще часто путали даже их ближайшие соседи. Да что там соседи. Даже "армянский Геродот" Мовсес Хоренаци назвал армян
арамовым племенем, объявив
библейского Арама, первопредка арамеев, одним из предков своего народа и отцом мифического
Ары Гехициха, которого якобы
домогалась "нечестивая Шамирам". У современных армян кстати имя Арам довольно распространено.
Примечание:
* армянские народные сказки про всегдашнее этническое доминирование армян / хаев в Эдессе, восходящие к Мовсесу Хоренаци (этот товарищ вообще ничтоже сумняшеся писал, что
Эдессу основал царь Авгарь - такое же враньё, как и то, что
Авгарь происходил из армянской династии) я не рассматриваю по причине их антиисторичности. В XII веке крестоносцы действительно застали Эдессу с преимущественно армянским населением. НО это изменение этнического состава произошло только в начале второго тысячелетия нашей эры благодаря политике византийских императоров, переселявших армян на границы Византии (см. Зая И. История ассирийцев с древнейших времен до падения Византии. М.: Маска, 2009. Страница 238).