Известный сказочник, "армянский Геродот" Мовсес Хоренаци не только сам придумывал удивительные истории про ассирийцев, но и умудрялся пересказывать на свой лад греческие и древнеримские сказки.
Про
Шамирам и Ару Гехициха вы уже знаете. Равно как и про
армянского царя Авгаря (что нашло отражение в
календаре Армянской Апостольской Церкви) и его преемника узурпатора Ерванда (родившегося от связи женщины и быка).
А вот продолжение сказки про Шамирам. Особенно замечательно то, что Заратустра (Зардушт), создатель зороастрийской религии, с лёгкой руки Мовсеса превращается, превращается... в премьер-министра у Шамирам.
"О том, почему Шамирам истребила своих сыновей и как бежала от мага Зрадашта в Армению и умерла от руки своего сына Ниния.
Каждое лето Шамирам, отправляясь в северные края, в город летнего пребывания, построенный ею в Армении, оставляла наместником и управителем Ассирии и Ниневии Зрадашта - мага и родовладыку маров. Придерживаясь в течение многих лет такого порядка, Шамирам полностью доверяет ему осуществление своей власти.
Многократно подвергаясь порицаниям своих сыновей за сладострастие и слишком распутный нрав, она истребляет их всех, и выживает лишь младший из них, а именно - Ниний. Она и не проявляла никакой заботы о своих сыновьях, делясь своей властью и сокровищами со своими друзьями и любовниками. Да и муж ее Нин, как говорят, не умер во дворце в Ниневии и не был похоронен ею, а бежал на Крит, оставив царскую власть, после того как узнал ее развратный и злобный нрав. Сыновья же, возмужав и созрев разумом, напоминают ей все это, думая отвратить ее от бесовской похотливости и (уговорить) передать им власть и сокровища. Но она, разъярившись пуще прежнего, истребляет их всех, и остается лишь, как мы сказали выше, Ниний.
Когда же из-за каких-то провинностей, допущенных Зрадаштом в отношении царицы, между ними возникают раздоры, Шамирам идет на него войной, ибо мар задумал захватить всю власть. Война разгорается, и Шамирам спасается от Зрадашта бегством в Армению. Тут Ниний, улучив удобное для мщения время, убивает свою мать и становится царем лад всей Ассирией и Ниневией. Вот мы и рассказали, отчего и как умерла Шамирам."
(Мовсес Хоренаци. Книга I, глава 17).
Сравните у Страбона:
"Одним из этих сирийцев был Нин, который основал город Нин в Атурии. Супругой Нина была Семирамида, ставшая преемницей мужа; она основала Вавилон."
(Страбон. География XVI 1, 2)
У Клавдия Элиана:
"Об ассириянке Семирамиде существует множество различных рассказов. Динон же сообщает следующее: она была красивейшей из женщин, хотя и мало заботилась о своей наружности. Молва об ее красоте достигла ушей ассирийского царя, и он призвал Семирамиду ко двору, а увидев, влюбился. Тогда Семирамида попросила дать ей царские одежды и разрешить пять дней править Азией, чтобы все делалось, как она повелит. Просьба не встретила отказа. Когда царь посадил Семирамиду на трон и она почувствовала, что все в ее руках и в ее власти, она приказала дворцовой страже умертвить царя. Так Семирамида завладела ассирийским царством."
Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга VII, глава I.
У Орозия:
"За 1300 лет до основания Города Нин, царь ассирийцев (как полагают те историки - «первый царь» 236), ради расширения владычества вынес войны за пределы своей страны и в течение пятидесяти наполненных войнами лет обагрил кровью всю Азию; выступив с юга, от Красного моря, он покорил, опустошая, Понт Эвксинский до крайнего севера и, победив варварскую Скифию, до того времени невоинственную и незлобивую, заставил ее пробудить в себе дремавшую свирепость, познать свои силы и питаться не молоком животных, а человеческой кровью. Наконец, он убил поверженного в битве бактрийского царя Зороастра, того самого создателя магического искусства. После этого, во время штурма осажденного им города, он, раненный стрелой, погиб.
Этому умершему царю наследовала супруга Семирамида, представлявшая по духу мужа, [правившая] от имени сына; она народы, которые уже по привычке жаждали крови, в течение сорока двух лет обращала на истребления племен. Женщина, не удовлетворившаяся границами, которые она приняла от своего мужа, единственного в то время воителя, раздвинувшимися в течение пятидесяти лет, захватила Эфиопию, покоренную войной и орошенную кровью. Также принесла она войну индийцам, куда кроме нее и Александра Великого никто не проникал. В то время преследование и разорение народов, живущих в мире, было более безжалостным и более ужасным, нежели теперь, ибо тогда ни по соседству от них не пылали никакие военные пожарища, ни дома у них не было такого множества честолюбивых умыслов. Эта царица, испепеляемая страстью, жаждущая крови, когда среди непрестанных убийств и разврата лишила жизни всех, кого она царственно пригласила, кем она, подобно распутной женщине, обладала и кого она усладила совокуплением, когда зачала, наконец, постыдным образом сына, преступно подкинула его, а затем греховно вступила с ним в половую связь, придала она тогда частному позору вид общего бесчестия. Ведь повелела же она, чтобы не существовало между родителями и сыновьями никакого уважения природы по вопросу поиска брака, чтобы, чего кому хотелось, то и было ему дозволено."
(Орозий. История против язычников I 4, 2).