Байки дедушки Мовсеса.

Nov 17, 2017 19:47




Известный сказочник, "армянский Геродот" Мовсес Хоренаци не только сам придумывал удивительные истории про ассирийцев, но и умудрялся пересказывать на свой лад греческие и древнеримские сказки.

Про Шамирам и Ару Гехициха вы уже знаете. Равно как и про армянского царя Авгаря (что нашло отражение в календаре Армянской Апостольской Церкви) и его преемника узурпатора Ерванда (родившегося от связи женщины и быка).

А вот продолжение сказки про Шамирам. Особенно замечательно то, что Заратустра (Зардушт), создатель зороастрийской религии, с лёгкой руки Мовсеса превращается, превращается... в премьер-министра у Шамирам.



"О том, почему Шамирам истребила своих сыновей и как бежала от мага Зрадашта в Армению и умерла от руки своего сына Ниния.

Каждое лето Шамирам, отправляясь в северные края, в город летнего пребывания, построенный ею в Армении, оставляла на­местником и управителем Ассирии и Ниневии Зрадашта - мага и родовладыку маров. Придерживаясь в течение многих лет та­кого порядка, Шамирам полностью доверяет ему осуществление своей власти.

Многократно подвергаясь порицаниям своих сыновей за сладо­страстие и слишком распутный нрав, она истребляет их всех, и выживает лишь младший из них, а именно - Ниний. Она и не про­являла никакой заботы о своих сыновьях, делясь своей властью и сокровищами со своими друзьями и любовниками. Да и муж ее Нин, как говорят, не умер во дворце в Ниневии и не был похоро­нен ею, а бежал на Крит, оставив царскую власть, после того как узнал ее развратный и злобный нрав. Сыновья же, возмужав и созрев разумом, напоминают ей все это, думая отвратить ее от бесовской похотливости и (уговорить) передать им власть и со­кровища. Но она, разъярившись пуще прежнего, истребляет их всех, и остается лишь, как мы сказали выше, Ниний.

Когда же из-за каких-то провинностей, допущенных Зрадаштом в отношении царицы, между ними возникают раздоры, Шамирам идет на него войной, ибо мар задумал захватить всю власть. Вой­на разгорается, и Шамирам спасается от Зрадашта бегством в Армению. Тут Ниний, улучив удобное для мщения время, убивает свою мать и становится царем лад всей Ассирией и Ниневией. Вот мы и рассказали, отчего и как умерла Шамирам."

(Мовсес Хоренаци. Книга I, глава 17).

Сравните у Страбона:

"Одним из этих сирий­цев был Нин, кото­рый осно­вал город Нин в Ату­рии. Супру­гой Нина была Семи­ра­мида, став­шая пре­ем­ни­цей мужа; она осно­ва­ла Вави­лон."

(Страбон. География XVI 1, 2)

У Клавдия Элиана:

"Об асси­ри­ян­ке Семи­ра­миде суще­ст­ву­ет мно­же­ство раз­личных рас­ска­зов. Динон же сооб­ща­ет следу­ю­щее: она была кра­си­вей­шей из жен­щин, хотя и мало забо­ти­лась о сво­ей наруж­но­сти. Мол­ва об ее кра­со­те достиг­ла ушей асси­рий­ско­го царя, и он при­звал Семи­ра­миду ко дво­ру, а увидев, влю­бил­ся. Тогда Семи­ра­мида попро­си­ла дать ей цар­ские одеж­ды и раз­ре­шить пять дней пра­вить Ази­ей, чтобы все дела­лось, как она пове­лит. Прось­ба не встре­ти­ла отка­за. Когда царь поса­дил Семи­ра­миду на трон и она почув­ст­во­ва­ла, что все в ее руках и в ее вла­сти, она при­ка­за­ла двор­цо­вой стра­же умерт­вить царя. Так Семи­ра­мида завла­де­ла асси­рий­ским цар­ст­вом."

Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга VII, глава I.

У Орозия:

"За 1300 лет до основания Города Нин, царь ассирийцев (как полагают те историки - «первый царь» 236), ради расширения владычества вынес войны за пределы своей страны и в течение пятидесяти наполненных войнами лет обагрил кровью всю Азию; выступив с юга, от Красного моря, он покорил, опустошая, Понт Эвксинский до крайнего севера и, победив варварскую Скифию, до того времени невоинственную и незлобивую, заставил ее пробудить в себе дремавшую свирепость, познать свои силы и питаться не молоком животных, а человеческой кровью. Наконец, он убил поверженного в битве бактрийского царя Зороастра, того самого создателя магического искусства. После этого, во время штурма осажденного им города, он, раненный стрелой, погиб.

Этому умершему царю наследовала супруга Семирамида, представлявшая по духу мужа, [правившая] от имени сына; она народы, которые уже по привычке жаждали крови, в течение сорока двух лет обращала на истребления племен. Женщина, не удовлетворившаяся границами, которые она приняла от своего мужа, единственного в то время воителя, раздвинувшимися в течение пятидесяти лет, захватила Эфиопию, покоренную войной и орошенную кровью. Также принесла она войну индийцам, куда кроме нее и Александра Великого никто не проникал. В то время преследование и разорение народов, живущих в мире, было более безжалостным и более ужасным, нежели теперь, ибо тогда ни по соседству от них не пылали никакие военные пожарища, ни дома у них не было такого множества честолюбивых умыслов. Эта царица, испепеляемая страстью, жаждущая крови, когда среди непрестанных убийств и разврата лишила жизни всех, кого она царственно пригласила, кем она, подобно распутной женщине, обладала и кого она усладила совокуплением, когда зачала, наконец, постыдным образом сына, преступно подкинула его, а затем греховно вступила с ним в половую связь, придала она тогда частному позору вид общего бесчестия. Ведь повелела же она, чтобы не существовало между родителями и сыновьями никакого уважения природы по вопросу поиска брака, чтобы, чего кому хотелось, то и было ему дозволено."

(Орозий. История против язычников I 4, 2).

армянозаписывальщики, Семирамида, армяне, Армения, Мовсес Хоренаци

Previous post Next post
Up