Города, упомянутые в посте, подняты красным цветом.
Общие сведения.
По крайней мере, один восточно - сирийский диоцез (епархия) существовал в Хорасане в начале V века, хотя ко времени синода 410 года Хорасан ещё не считался митрополией. После установления 5 митрополий в Месопотамии, 21 канон синода патриарха Исхака (Исаака) гласил: «епископы более удалённых диоцезов Фарса, Островов, Бет Мадайе, Бет Разикайе и страны Абрашахр должны принять определения, установленные на этом соборе в более позднее время». Подразумевается, что Абрашахр в то время уже имел епископа.
Несколькими годами в Хорасане и Сагестане позже упоминаются уже 4 диоцеза. Епископы Бар Шаба из Мерва, Давид из Абршахра, Яздой (Yazdoï) из Герата и Африд (Aphrid) из Сегестана (Segestan) присутствовали на синоде патриарха Дадишо в 424 году. Необычное имя епископа Мерва Бар Шабы (означающего «сын изгнания) позволяет предположить, что христианская община города могла быть депортирована персами с захваченной римской территории.
Христианское население Мерва в VI веке видимо увеличилось, так как мервский епископ был признан митрополитом на синоде патриарха Иосифа в 554 году. А вскоре и Герат получил статус митрополии. Первый известный митрополит Герата присутствовал на синоде Ишояба I в 585 году. О возрастающей важности для Церкви региона Мерва свидетельствует появление в конце V - начале VI веков новых центров христианcкой жизни. В конце V века диоцез Абрашахр (Нишапур) также включал в себя город Тус, название которого упоминается в 497 в титуле епископа Йоханниса, «Туса и Абрашахра».
Ещё, как минимум, 4 диоцеза были образованы в VI веке. Епископы Юханнан «Абиварда и Шахр Пероза» и Теодор «Мерв - и - Руд» сделали заявление в письменном виде о принятии актов синода патриарха Иосифа в 554 году, в то время как Хабиб, епископ Пусанга и Габриэль, епископ «Бадиси и Кадистана» отправили на синод патриарха Ишояба I (585 год) своих диаконов, уполномоченных ставить подписи от имени правящего архиерея.
Тиматеос (Тимофей) рукоположил митрополита по имени Хнанишо для Сарбаза (Sarbaz) в 790 - годы. Этот диоцез более не упоминается. В 893 «несторианский» церковный писатель Элия из Дамаска упоминает Мерв и Герат в качестве митрополий. Сегестан был викарной епархией Герата, в то время как Мерву подчинялись три викарные диоцеза: Дейр Ханс (Dair Hans), Дамадут (Damadut), и Да’бар’Санай (Daʿbar Sanaï). Локализовать оные ныне не представляется возможным.
В XI веке восточно - сирийское христианство в Хорасане и Сегестане пришло в упадок. Последний известный по имени митрополит Мерва Авдишо был рукоположен патриархом Мари (987-999). Последним известным митрополитом Герата был Гиваргис, живший во времена патриаршества Сабришо III (1064-72). Викарные епархии не упоминаются, даже если они существовали в это время. Оставшимся городским общинам ассирийских христиан был нанесён страшный удар в начале XIII века: в 1220 году города Мерв, Нишапур и Герат были взяты и подвергнуты опустошению монгольскими войсками под предводительством Чингисхана. Жители городов были вырезаны. И, хотя через некоторое время все три города восстали из руин, из местных христиан мало кто уцелел. Однако по крайней мер один диоцез существовал в конце XIII века. В 1279 году неизвестный по имени епископ города Туса принимал в монастыре Мар Сехйон (Mar Sehyon, недалеко от Туса) монахов Барсауму (известен своей эпохальной поездкой в Европу) и Маркоса, во время их паломничества из Китая в Иерусалим.
Диоцез Мерва.
Бар Шаба (сын изнания) был среди подписантов актов синода патриарха Дадишо в 424.
«Парумаи» (Pharumai), «епископ города Мерва», был среди подписантов актов синода Акакиуса (Acacius) в 486 году.
Юханна, епископ Мерва был среди подписантов актов синода патриарха Бабаи в 497 году.
Давид, «епископ, митрополит Мерва» в своём письме объявил о согласии с актами синода патриарха Иосифа в 554 году.
Священник Марак (Maraq) подписал акты синода патриарха Ишояба I в 585 от имени мервского митрополита Григория.
Митрополит Элия Мервский присутствовал у смертного одра патриарха Ишояба III в 659 году.
Авдишо, бывший прежде епископом Исфахана, назначен патриархом Мари (987-99) митрополитом Мерва. Он занимал кафедру Мерва, когда Элия из Нисибина завершал свою «Хронографию» в 1018 - 1019 годах.
Диоцез Герата.
Подпись гератского епископа Яздои (Yazdoï) есть среди подписей на актах синода патриарха Дадишо в 424 году.
Яздад (Yazdad), епископ Герата, посредством письма сообщал о своём согласии с решениями синода патриарха Бабаи в 497 году.
Священник Даниэль от имени гератского митрополита Габриэля подписал акты синода патриарха Ишояба I в 585 году.
Аристус (Aristus), митрополит Герата был лишён должности в патриаршество Слибы - Зха (Sliba-zkha) (714-728) и заменён Юханнаном, который в свою очередь также был смещён в патриаршество Петиона (731-740) и заменён иерархом по имени Пананишо (Panahisho).
Диоцез Сегестана.
Сегестанский епископ Африд был среди подписантов актов синода патриарха дадишо в 424 году.
В 540 году диоцез Сегестана стал яблоком раздора между двумя епископами, Йаздафридом (Yazdaphrid) и Саргисом, рукоположенным во время схизмы Нарсая и Элишы. Патриарх Мар Ава I Великий, выслушав аргументацию обоих противостоящих сторон, принял решение о временном разделе епархии, утвердив Йаздафрида во главе «Церкви христиан Заранга, Фара (Farah) и Каша (Qash)» (в Заранге, по всей видимости, изначально находился центр епархии), а Саргиса - во главе Церквей Биста (Bist) и Рукута (Rukut). Согласно требованию патриарха диоцез должен был быть объединён после смерти одного из иерархов.
Курма (Kurmah), епископ Сегестана поставил свою подпись под актами синода патриарха Эзекиэля в 576.
Патриарх Сабришо III рукоположил Гиваргиса в епископы Кашкара вскоре после своей интронизации в 1063/4 «и направил его в Хорасан и Сегестан». Затем Гиварсгис «путешествовал на территорию Хитана (Khitan, al-Khita), где оставался вплоть до конца своих дней».
Диоцез Тус (Tus) и Абрашахр (Abrashahr).
Давид, епископ Абрашахра подписал акты синода Дадишо в 424 году.
Епископ Туса Йоханнис был среди подписантов актов синода Бабаи в 497 году.
Как было сказано выше, неназванный по имени епископ города Туса в 1279 году в монастыре Мар Сехйон тепло встретил странников из Китая - иноков Барсауму и Маркоса, направлявшихся в Иерусалим.
Диоцез Мерв - и - Руд.
Епископ Теодор в 554 году письменно известил о своём согласии с решениями синода патриарха Иосифа.
Диоцез Абиварда и Шахр Пероза.
Подпись епископа Йоханнана есть среди подписей на актах синода, созванного патриархом Йосепом (Иосифом) в 554 году.
Диоцез Пусанг.
Диакон Элиша поставил подпись на актах синода Ишояба I (585 год) за епископа Пусанга Хабиба.
Диоцез Бадиси и Кадистана.
Диакон Саргис подставил подпись на актах синода Ишояба I в 585 году за своего епископа Габриэля.