Воины - ночия из Тергавара.
Ночия (на сирийскомܡܠܬ ܕܢܒܼܟ̰ܝܼܐ Millet D'Nochiya, Миллет Д’Ночия) - ассирийское христианское племя, проживавшее в районе Шамсдин (в настоящее время Шемдинли,
Şemdinli), в провинции Хаккяри, Турция. Они также известны как «племя митрополита» (Миллет Д’ Матран, Millet D'Matran). Численность ассирийцев, возводящих своё происхождение к племени ночия, по всему миру около 20000 человек.
Люди.
Основными занятиями ассирийцев - ночия было скотоводство и земледелие. Особенно регион славился прекрасным табаком, выращиваемым местными крестьянами, для которых это, наряду с разведением овец, являлось основным источником дохода.
В десяти клановых районах региона ночия находилось около 65 деревень. Племя ночия упоминается впервые в 1663 году в связи с избранием первого митрополита Шамсдина (
Şemdinli) из семьи Матрана из Домы Гиды (Gida). В Османской империи племя ночия не было официально интегрировано в «систему миллетов», но признавалось как независимое своими ассирийскими и курдскими соседями.
Одежда.
Отличительными чертами в одежде у ассирийцев - ночия были:
- во - первых, Шашта (Shashta), знаменитая войлочная коническая шапка, изготовленная из шерсти и по своему фасону напоминающая головной убор епископов и древних ассирийских царей. От неё племя получило прозвище Б’Шашту (
B'Shashtu). Иногда Шашта могла носиться вместе с тюрбаном красного цвета (шахишта, Shashikta).
Ассирийский царь Тиглат - Палассар III в шапке, идентичной ночийской Шаште.
Во - вторых, пояс (Kharkhasa, хархаша), завязывавшийся вокруг талии.
В - третьих, их одежды, хотя и фасоном и напоминающие одежды представителей других ассирийских и курдских племён, но не украшенные узорами или сшитые из полос, но сделанные из простой махеровой шерсти.
Особенностями костюма мужчин - ночия были широкие прямые шаровары, рубашка с пуговицами, куртка, заправленная в штаны, и короткий жилет без карманов (Карика / Karika), обычно белого цвета.
Язык.
Все ассирийские племена разговаривали на одном языке - северо - восточном неоарамейском, но на различных диалектах оного. Ночия говорили на том же диалекте, что распространён от Тергавара на севере до Равандиза на юге
Это один из самых важных связующих факторов среди ассирийцев. Интересно, что племена, территория проживания которых примыкала к землям к ночия (урмижнайя на востоке, джилвайя на западе, гяварнайя на севере и барварнайя на юго - западе) имели различные акценты. Некоторые из которых ночия почти не понимали.
Общественное устройство.
Племя ночия не было «племенной конфедерацией», но базировалось на «узах родства» (tukhma, тухма), которые не могли быть разорваны и скрепляли единство десяти кланов более нежели географические факторы или власть лидеров.
Это хорошо иллюстрирует следующий факт. В конце XIX века клан Равандиз (Rawandiz) поменяли свою религиозную идентичность (став последователями Халдейской Католической Церкви), но не изменили идентичность племенную, и до сих пор гордо именуют себя «ночия - католики».
Родство - одна из основ племенного единства. В отличие от европейских племён, где ценилось родство лишь по отцовской линии, у ассирийцев считалось важным родство и по отцу и по матери. Большая часть ассирийцев - ночия - потомки семьи Матрана из Дома Гида по отцовской линии; остальные - в родстве по материнской линии.
Лидерство.
По ассирийским традициям у племени должно было быть два лидера, духовный и светский. Данный принцип носил название Гуране (Gooraneh).
В случае с ночия духовным лидером был митрополит (матран) Шамсдина, а его брат руководил местными лидерами (маликами) кланов. Это были малик Тамму (Tammu) из Сарару (Sararu), малик Бриму (Breemu) из Бадтему (Badtemu), малик Дирйавиш (Diryawish) из Амбе (Ambeh) и малик Саму (Samu) из Байгарде (Baigardeh).
Матрану подчинялись епископы Тиза (Tees) из рода Мар Дынха и епископы Дарияна (Dariyan) из рода Мар Юханна, а также все священники и архидиаконы племени. Матран Шамсдина был вторым по главенству в Церкви Востока после Патриарха - католикоса.
Географические сведения.
Цветок "Имперская корона" Fritillaria imperialis - растение, чья родина регион Ночия.
Территория племени ночия уникальна тем, что располагалась на землях аж трёх независимых государств: Турции, Ирана и Ирака - по той простой причине, что мнения ассирийцев - ночия никто не спрашивал при определении государственных границ (подобно тому, как в США проводили границы штатов по землям индейских племён).
Турецко - иранская граница была создана в 1515 году после битвы при Чалдиране. Она отколола районы Таргавар, Багзаде и Маргавар от района в Турции, а земли ночия в пределах горного хребта Загрос в восточной части их территории стали частью Иран буквально в одночасье. Турецко - иракская граница проведена в 1926 после подписания соглашения Сайкоса - Пико. Она отсекла земли кланов Брадост (Bradost), Равандуз (Rawanduz) и Шерван (Sherwan) от района Шамсдин в Турции.
Районы.
Регион ночия состоял из провинций, районов и суб - районов (территорий кланов). Сам регион ночия расположен на территории трёх различных стран: западный Иран (район Сильван / Silvaneh), северо - восточный Ирак (район Соран / Soran) и юго - восточная Турция (Шемдинли / Silvaneh). На территории последней располагалась фактическая столица племени - деревня Мар Ишо (современный Каркелис, Шемдинли), где жил матран и располагался его кафедральный собор.
Рустака (Rustaqa) был центральным суб - районом региона ночия. К северу от Даг Ичинде (Dağ İçinde) в районе Шемдинли лежали суб - районы (территории кланов) Хумара (
Khumara) и Дайране (Dairaneh). На восток в районе Урмия располагались суб-районы Багзаде (
Bagzadeh), Маргавар и Тергавар. К югу, на территории современной иракской провинции Эрбиль, существовали суб - районы Гарган (Gargan), Брадост, Шерван и Равандиз.
Вплоть до сего дня ассирийцы - ночия говорят, читают и пишут на Лишана Аттика (арамейском). Хотя ночия не имеют своего собственного региона компактного проживания племени (за исключением Иракского Курдистана, чрезполосно с курдами), они держатся вместе дружными и сплочёнными общинами и до сего дня ревностно следуют традициям и обычаям своей Церкви.
Религия.
В регионе Ночия некогда существовало, по крайней мере, 6 монастырей и более 40 церквей. Ассирийцы - ночия славились своей преданностью Ассирийской Церкви Востока, очень строго блюли молитвенное правило и посты (особенно Великий Пост). В монастыре Мар Ишо в одноимённой деревне находилась теологическая школа, руководимая митрополитами Шамсдина, строго следившими за неизменностью церковных канонов.
Англичанин, посетивший регион Ночия в конце XIX столетия, отмечал, что «возможно нет ассирийской области, где бы простое благочестие и преданное почитание Церкви их отцов было бы видно более явственно нежели чем у ночия».
В племени ночия, помимо матрана, были и другие важные религиозные деятели, в том числе два епископа, четыре архидиакона, двенадцать священников и большое количество диаконов, распределенных среди кланов. По сей день большинство священников и диаконов в Ассирийской Церкви принадлежат к потомкам племени ночия, в том числе покойный Патриарх Мар Дынха IV.
Мар Исхак Хнанишо XI
Мар Исхак Хнанишо являлся духовным лидером ассирийцев Шамсдина и митрополитом Ассирийской Церкви Востока. К 1914 году его диоцез включал в себя Шамсдин, Тергавар и Маргавар.
Святой Мар Йосеп Ханишо XII
Мар Йосеп Хнанишо в своём доме в Багдаде, Ирак.
См. отдельный пост о нём:
http://serg-slavorum.livejournal.com/1644243.html История.
Во время геноцида ассирийцев, произошедшего в ходе Первой Мировой войны, ассирийцы - ночия, подобно другим ассирийцам понесли значительные людские потери и были вынуждены покинуть землю своих предков, став беженцами на территории Ирана и Ирака, не имея вплоть до сего дня вернуться в родные места.
Урмия, Иран (1915-1918)
В 1915 году ассирийцы - ночия вместе с другими соплеменниками покинули Турцию, поселившись в регионе Урмия. В 1918 году после развала Кавказского фронта и ухода русских войск, турки и курды вторглись в Персию и опустошили Урмию и окрестности. Под предводительством Мар Исхака Хнанишо IX ночия совершили исход из Урмийского региона и на британских поездах добрались до северного Ирака.
Бакуба (1918-1920)
За несколько лет численность ассирийцев - ночия уменьшилась с 12000 до 4000. В Бакубе 4000 ночия расположились под защитой британской армии. В Бакубе ассирийцы были размещены в 10 палаточных лагерях, в каждом из которых проживало отдельное племя. Свою территорию имели и ночия.
Симела (1920-1928)
В 1920 году - новое переселение, на сей раз в деревню Симелу (Сумайлу) и окрестные посёлки (например, Грайпан / Graipan). В здешних местах ночия прожили до 1928, когда они переселились теперь уже в провинцию Эрбиль. После резни в Симеле (которая, как известно, происходила не только в означенном населённом пункте, но и по всему северному Ираку) большинство ассирийцев - ночия, выходцев из Тергавара и Маргавара оказались в городе Хаббания, остальные в Багдаде и Киркуке. Некоторые ночия ушли в Сирию, где основали деревню Тель Фувейдаи Джазира (Tell Fuweidat Jazira).
Провинция Эрбиль (1928-1963)
Ассирийцы - ночия бежали в разные регионы Ирака. Семья Матрана вместе с некоторыми другими представителями племени обосновались в 12 деревнях провинции Эрбиль: Харир (
Harir), Батас (Batas), Калатде (Qalatdeh), Хинаре (Hinareh), Дарбандок (
Darbandokeh), Алмандана (Almandana), Коба (Qoba), Алане (Alaneh), Саришме (Sarishmeh), Хавдиян (Hawdiyan), Диана (
Diana) и Бидиал (
Bidial). Две деревни в губернаторстве Дохук, Грайпан (Graipan) и Хазаржут (Hazarjut), также были частично заселены представителями племени.
Существовало три причины, почему было выбрано именно губернаторство Эрбиль. Во - первых, Эрбиль ближе всего к родному региону Ночия. Во - вторых, у ночия имелись тёрки с другими ассирийскими племенами, прежде всего с Нижним Тйаре, представители которого поселились в губернаторстве Дохук. В третьих, идея поселить в Эрбильском губернаторстве принадлежала племенным лидерам, Исмаил бегу из Равандиза и курду Саиду Таха (Said Taha) из Нехри (Nehri), впоследствии ставшего главой администрации района Рапвандиз. Они поселились в Батасе и пригласили Мар Йосепа Хнанишо. Ну и четвёртой причиной было то, что в этой провинции уже жила родня ночия - представители кланов Равандиз, Брадост и Шерван.
Ночия проживали в этих деревнях 35 лет вплоть до июля 1963 года, когда деревенское ополчение, сражавшееся на стороне курдов во время первой иракско - курдской войны за независимость Иракского Курдистана, потерпело поражение от правительственных войск. После чего ночия покинули свои деревни и переселились в крупные города - Эрбиль, Киркук и Багдад. Обитателей Хавдияна и Бидиала война не затронула, и они остались жить в свои домах.
Современные ночия (1963 - по настоящее время)
В течение 60 - х годов многие ассирийцы - ночия поселились в Багдаде в пригороде Дора. Несколько сотен ночия до сих пор живут в Иране в районе Сильван (Silvaneh). В 70 - е и 80 - е годы XX века большинство ночия эмигрировало из Ирака в поисках лучшей доли в Европу, Северную Америку и Австралию (в основном в Сидней). Около 3500 человек осталось в Ираке. Приблизительно половина - в Багдаде, остальные - в Иракском Курдистане. В Иракском курдистане ночия проживали в губернаторстве Эрбиль, в упомянутых выше деревнях Диана, Дарбандок, Хавдиян, Харир, Бидиал, а также в Шаклаве (
Shaqlawa). После иностранного вторжения в Ирак в 2003 году, падения режима Саддама Хусейна, в ходе воцарившегося после всего этого хаоса, многие ассирийцы -ночия предпочли перебраться в относительно более спокойный Иракский Курдистан (губернаторство Эрбиль). Деревни Харир, Каиру (Cairu) и Зариван (Zariwan), опустевшие в ходе иракско - курдских боёв 60 - х годов, вновь были заселены. В отличие от других иракских ассирийцев, ночия живут в ближайшем соседстве с курдами, часто в одних с ними деревнях.
Мой перевод статьи из англоязычной википедии:
https://en.wikipedia.org/wiki/Nochiya_tribe Дополнение от френда Юрия Шимко:
Навчия (от курдского nav - между и chi -гора) - один из крупнейших регионов. Интересно, что в России живут шапытне, которые являются выходцами из Тергявара (область в Иране на границе с Турцией). Название же они сохранили по деревне Шапут в Навчия. Видимо, изначально жители Навчия ушли на Север, образовав регион Мар Бишу, потом оттуда ушли в Иран, где жили в Барадосте, Тергяваре и Маргяваре. Непонятно почему все они сохранили название именно этой деревни. Впоследствии урмийские ассирийцы стали называть так всех выходцев из Турции, потому что Шапут был на границе. Встречал людей, говоривших на моём диалекте, но называвших себя шапытне. Видимо, переняли это название от урмийцев, забыв о том, откуда они родом.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=243188639542360&id=100015536775690&comment_id=243207279540496&comment_tracking=%7B%22tn%22%3A%22R%22%7D