Святой Даниил Асори (Ассириец).

Sep 17, 2017 18:16


image Click to view



Житие и мученичество святого священномученика Даниила (Даниэля) Чудотворца, хорепископа Таронского.

Святой Даниил (Даниэль), ученик св. Григория, просветителя Великой Армении был по происхождению ассирийцем и также известен в Армянской Апостольской Церкви как Даниэль Асори.

Привожу текстовую (с некоторыми своими комментариями) и аудио-версию его Жития.

Ко времени царствования царя Тирана Аршакуни, в Армении жил святой и великий старец, хорепископ [1] Даниил. Он был человеком весьма удивительным. Старец Даниил был учеником великого Григория Просветителя, а также блюстителем и главой церквей Таронской области [2], составлявшей собственное владение великого Григория, и верховным блюстителем правосудия в той стране. Эти должности он имел особо, вообще же он был блюстителем, начальником, надзирателем и попечителем всех церквей Великой Армении повсеместно. Св. Даниил был славным проповедником слова Божьего в пределах Великой Армении. Известно также, что блаженный Даниил проповедовал даже в Персии, где многих людей вывел из заблуждения. По происхождению св. Даниил был сирийцем [3], и возглавлял, как уже говорилось, кафедру великой и первой церкви в Тароне, матери всех церквей Армении, то есть кафедру главную и наиболее почитаемую, ибо там впервые была построена святая церковь и воздвигнут алтарь во имя Господа [4].

И вот это место, по установленному архиепископами и царями канону, почиталось как первостепенное, подобно тому, как в гаваре Даранахи почитается Торданская церковь, ибо там находятся могилы первых архиепископов армянских [5], и это то место, где произошло окончательное уверование св. царя Трдата. Поэтому страна пожелала почтить те места, где были погребены первые отцы-архиепископы. Вообще, в стране Армянской весьма любили чтить своего праведного царя Трдата, первого архиепископа своего великого Григория Аршакуни, равно как и блаженных мучениц Христовых св. Гаианию, св. Рипсимию [6] и многих других, просиявших верою и любовью к Создателю своему. Эти места были поручены св. Даниилу вместе с гаварами, в которых они находились, и святой старец был предан этой главной церкви, власти епископского престола и утверждению заветов Кафолической Церкви. Св. Даниил был рукоположен в сан хорепископа великим Григорием тогда, когда тот разрушил алтари капищь языческих, в местности по названию Аштишат, где и впервые положил основание святой церкви.

Св. старец Даниил был удивительный человек, творил великие знамения и чудеса именем Господа нашего Иисуса Христа. Не снимая сандалий, он ходил по поверхности речной воды, и при этом ноги его не мокли. В зимнюю стужу, когда снег на горах лежал глубокими сугробами, и ему приходилось переходить эти горы, то проходя чрез такие горные места, снег пред ним внезапно начинал таять так, что даже виднелась черная земля. И если святому необходимо было идти куда-нибудь в отдаленное место, он без труда, скользя, подобно искре, передвигался в пространстве, молниеносно появляясь там, куда намеревался идти. Старец Даниил был известен как великий целитель, ибо исцелял больных и всякого рода немощных и увечных, и более того, молитвы святого старца воскрешали даже мертвых.

Много и иных чудес было сотворено св. Даниилом, которых и пером то невозможно описать, и поэтому применимы к блаженному старцу слова Господа нашего Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Иоан. 14; 12). Жил св. Даниил в горах, в безлюдном месте, но людям всегда и во всем помогал. Носил он только одну кожаную фелонь и сандалии, питался овощами и кореньями. Несмотря на свою старость святой при ходьбе даже не употреблял посоха. Бог слушал молитву старца, и все чего ни просил старец у Бога, получал, и если о чем пророчествовал, все то исполнялось. И когда св. Даниил приходил из пустынных мест в населенные места для надзора по делам Господним, то останавливался для жительства в главных церквах. Он часто приходил к тому роднику под высоким холмом капища Геракла [7], который находился напротив большой горы по названию Цул, ниже места капища на расстоянии одного броска камня, в маленьком ущелье, в ясеневой рощице, называемой Хацеац-драхт («Хлебный садик»). Это тот родник, где в старину великий Григорий совершил крещение многочисленного войска армянского. Тут была келейка, вырытая в земле, в которой жил святой Даниил, отсюда он и ходил осуществлять свой надзор.

Как-то раз, великие нахарары съехавшись в одно место устроили собрание, держали совет и уговорили царя Тирана вызвать старца Даниила к себе в стан, и назначить его главою и руководителем над ними, и посадить его на архиепископский престол в то время уже пустующий. И вот, к нему послали князя Зомна из рода Сааруни, Артавана, князя Ванандского, князя Карена из рода Аматуни и князя Вараза из рода Димаксян. Эти нахарары приехали и нашли старца в гаваре Екехиац [8], в церкви селения Тил, где св. Даниил служил Литургию. По окончании Литургии святого старца взяли и привезли в деревню Бараэдж, в провинции Ахцник [9], к царю Тирану. И как только, великий старец, хорепископ Дании, увидел царя и нахараров его, то сразу же, не давая им сказать ни единного слова, начал укорять их и обличать в грехах.

Выйдя вперед, он сказал им:

-«Почему вы забыли Бога, создавшего вас; милосердие, оказанное Им вам, знамения и чудеса, совершенные при ваших отцах и в ваши дни, и почему вы вернулись к заблуждениям идолопоклонства ваших предков: к ненависти, к жадности, к стяжательству, к немилосердию в отношении бедных, к блуду, вероломству, к взаимным притеснениям и к убийствам. Вы ниспроверглись и пали, сбились с праведного пути; вы оставили Своего милостивого Бога, Который создал вас из ничего и укрепил, и в заблуждении своем вы не стали больше Его признавать. В то время, когда вы вели себя к гибели, Он пришел, дабы спасти вас; хотя Сам Он был Единородным Сыном Бога, но пришел, дабы привести к Отцу Своему творения Его. Хотя Его не послушались и даже замучили до смерти, но Он стерпел, и могущества Своего ни от кого не скрыл, дабы стать источником Жизни для всех. Он избрал тех, кого нашел достойным и подготовленным к восприятию Его Воскресения, обучил их и послал проповедовать, дабы позвать вас к свету спасения. Но вы и тут, взамен Его благодеяний, ответили Ему неблагодарностью. Вы прежде всего убили вашего проповедника, который был послан к вам, того, который, придя к вам, звал вас в царствие Господа нашего Иисуса Христа, к благодати спасения. Вы, в своем безумии сделались соучастниками народа-богоубийцы - евреев, ибо они по своему безумию убили Господа, а ваши отцы убили Его апостолов и потом подвергли мучениям уподобившихся им за такое же дело. После этих событий пришли многие святые мученики за Бога, сподвижники тех же апостолов. Они подверглись жестоким мучениям, вплоть до смерти, лишь бы показать вам истину, дабы чрез них вы могли образумиться и познать Сына Божьего. Но вы и в отношении их полностью проявили свою злую волю, совершили привычное вам убийство. И все же чрез кровь Его, как я сказал, и чрез разные знамения Он вразумлял вас и не подверг вас смерти в Своем великом милосердии. Он приблизил вас к Себе, приобщил к числу принявших Его учение, как домочадцев Своих, и обратил в истинную веру ради возлюбленного Сына Своего.

После этого Он простил вам все ваши прегрешения и Своих возлюбленных дал вам в учителя. Но вы из всего этого ничего не вынесли, ничего не удержали в памяти своей, ничему не научились, не восприняли сердцем, а подобно еврейскому народу отступились, подобно ему стали и вы поступать. Ибо вы должны были помнить благодеяния Господа вашего Христа, Который не припомнил вам грехов ваших отцов и ваших нечестивых деяний. Вам также не следовало забывать трудов ваших святых отцов - ваших наставников и учителей, которые всегда радели о спасении ваших душ. Вы должны были сострадать тем, кто, поучая вас слову Божьему, духовно претерпел родовые муки и переродил вас, и когда вы опять вернулись к своим злым делам, они своими молениями вновь возродили вас и добились того, что запечатлели в вас Христа, дабы вы могли удостоиться войти в Царствие Небесное. Надлежало и вам пещись об их сынах и учениках, которые по божественному рождению были преемниками их в проповеди слова Божьего среди вас, были вашими руководителями и блюстителями в Господе, не говоря уже о том, что и телом они родились от них и духовными деяниями своими не уступали своим отцам [10].

Но вы оставили Бога, вернулись опять к прежним вашим злодействам и переполнили меру грехов отцов ваших. Как они замучили до смерти святых отцов, не желая внимать их полезным наставлениям, так и вы убили их сыновей и преемников, их сподвижников и им подобных, за то, что они не потворствовали вашим греховным делам, как убили святого Юсика [11], архиепископа, преемника и местоблюстителя престола апостола Фаддея и преподобного Григория. Вы следуете нравам и примеру евреев, их склонности к убийствам и гонениям, подобно тому, как они по невежеству своему перебили своих апостолов и пророков, так точно поступили и вы. Так вот за эту вашу ложь и мерзость, Господь отнимет у вас царство, отнимет у вас и священство. Вы разбредетесь и рассеетесь, и распадется ваша страна, как у израильтян. Вы останетесь без хозяина и без призора, никто вас не будет жалеть. Вы будете как овцы, у которых нет пастыря. Подобно стаду, вы будете преданы в руки зверей, лишитесь вы вашей славы, попадете в плен, в руки иноземных врагов, попадете под иго их рабства и от этого рабского ига никогда вы не избавитесь, и всегда на вашей шее будет лежать это жестокое иго рабства, ибо зачахнете вы и истощитесь в чаяниях своих. Как Израиль был разодран на куски и больше не был объединен, так же и вы рассеетесь и погибнете, и другие будут пользоваться плодами ваших трудов, другие будут потреблять ваше добро, и не будет никого, кто бы спас вас, и не смилостивится Бог над вами, не посмотрит на вас и не спасет больше вас.

Но зачем вы позвали меня, дабы я пришел к вам, то разве для того, дабы услышать все это от меня? Если б я и не сказал вам всего этого, все равно все это должно было случиться с вами, ибо вы убили праведного и великого Юсика, добродетельного вашего руководителя, происходившего из дома и рода Григория. Да, все это с вами должно случиться, ибо Господь так мне указал. А то, что вы теперь призвали меня к себе и сказали: «иди и будь над нами главою и руководителем», так как же я могу быть руководителем тех людей, которые не следуют за Господом, или как я могу быть главой народа, от которого Господь отвернулся? Как я могу воздеть руки кверху и молиться за людей, руки которых обагрены кровью святых людей Божьих? Или как я могу возносить молитвы и мольбы за людей, которые обратились к Господу спиною, а не лицом? Или как я могу заступиться за тех, кто упорствует? Как могу я выступить пред Богом со словом примирения за тех, кто бежал от Него и не хочет возвращаться, за тех, которых сам Бог обрек на бедствия, за то, что вы сказали, что «Бог не видит»».

Все это сказал старец Даниил, хорепископ, в присутствии царя Тирана, князей, начальников и многочисленного войска. И пока он говорил все это, изумленный царь молча слушал. И когда он выслушал святого, весьма обозлился, воспылал неукротимым гневом и приказал немедленно задушить старца. Слуги, услышав это, немедленно исполнили его приказание. Великие нахарары много старались уговорить царя, дабы он не приводил в исполнение этой злодейской мысли, однако, царь так был обозлен, так был взбешен, что слушать их и не хотел. И, накинув на шею старца Даниила веревку, задушили его. Так скончался святой и великий отец наш Даниил. И многие люди, близко знавшие его, взяли честное тело его и хотели почтить их, как останки святых мучеников Христовых. Однако, сам св. Даниил явился своему любимому ученику Епифанию, мужу святому, и объявил, чтобы останкам его не оказывали почестей, как останкам мучеников, а чтобы отнесли их и погребли в земле, там, где он указал. И он сказал ему так:

-«Если тело Господа было погребено в могиле два дня, до третьего дня, когда Он и воскрес, дабы возвратиться к Отцу Своему, то не тем ли более нужно, чтобы наши земные тела были преданы земле».

После чего, святое тело блаженного отца взяли любимые и святые ученики его, из которых главный, по имени Шалита [12], был назначен им учителем Кордукской области [13], а второй, по имени Епифаний, тоже им был назначен учителем в Ахцнике и в Великой Софене, и с ними были также священнослужители стана. Они взяли честное тело св. Даниила и отвезли в Тарон, где была расположенна матерь церквей армянских, и похоронили там, где находилась келейка, в которой он жил, возле того родника, где Григорий окрестил многочисленное войско страны, в местности, называемой Хацеац-драхт [14]. Тут предали земле честное тело старца Даниила, как ранее об этом он и сказал им в видении, и возвратились каждый в свою келью, славя за все Отца и Сына и Святого Духа, аминь!

Примечания:

1. Хорепископ - в восточных церквах хорепископами назывались епископы сел и гаваров. До середины IV века хорепископов было довольно много, и они обладали полным статусом епископа. В дальнейшем их права постепенно уре¬зываются и в конце концов они полностью подчиняются городским епископам. Институт хорепископов к VI веку уже был упразднен. В Ассирийской Церкви Востока - церковный чин выше священника и ниже епископа. Хорепископы Церкви Востока имели право жениться. См. http://serg-slavorum.livejournal.com/2201895.html

2. Тарон - область в провинции Туруберан, что в Великой Армении. Тарон - третий гавар Туруберана, занимал плодородную долину реки Мел (ныне Карасу, Турция). До IX в. был вотчиной дома Мамиконянов, после чего становится наследственным владением таронской ветви дома Багратуни.

3. Cм. http://serg-slavorum.livejournal.com/1882456.html

4. Имеется в виду Аштишатский монастырь во имя св. Иоанна Крестителя, который был расположен в городе Аштишат в области Тарон на южном склоне горы Карке, справа от притока Евфрата Арацани (ныне село Дерик, Турция) - крупнейший духовный центр в древней Армении; воздвигнут в начале IV века усилиями св. Григория Просветителя, первым настоятелем которого был сириец Зеноб Глак. В монастыре помимо церкви св. Иоанна Крестителя имелись и другие: к югу от нее - св. Георгия Победоносца, на востоке - св. первомученика Стефана и северу от последней - Пресвятой Богородицы. В монастыре имелась рака с мощами св. Иоанна Крестителя с возведенной над ней огромным надмогильным сооружением (10 м. в длину, 6 м. в ширину и 15 м. в высоту), а также рака с мощами священномученика Афиногена. Монастырь этот был родовитым монастырём княжеского рода Мамиконян и на протяжении многих веков принадлежал к числу наиболее почитаемых не только в пределах Тарона, но и всей Армении. В описываемое время Аштишатский монастырь вместе с частью обасти Тарон принадлежал славному роду Просветителя.

5. Область Даранахи была расположена в провинции Высокая Армения. После блаженной кончины и погребения св. Григория Просветителя († 335), святые мощи его впоследствии были перезахоронены в деревне Тордан.

6. Свв. преподобномученицы игумения Гаияния, Рипсимия и 36 дев Армянские († 299-300), претерпели мученичество от царя, тогда еще язычника, Трдата Великого; память их сентября 30 (13)

7. C древнегреческим Гераклом отождествлён один из главных языческих богов армян Вахагн (Ваагн), чей культ частично местного происхождения, частично впитал в себя черты зороастрийского Веретрагны. В армянском фольклоре христианского периода память о Вахагне сохранилась в виде сказаний о св. Карапете (первоначально один из эпитетов Вахагна, позже отождествлён со св. Иоанном Крестителем, храм в честь которого был построен на месте языческого храма Ваагна. Об этом см. здесь стр. 23 - 24 http://pstgu.ru/download/1234525180.arutunova.pdf).

8. Екехиац - одна из областей Высокой Армении, занимала равнину, орошаемую мелкими ручьями, текущими с горы Сипикор к Евфрату. Эта область звалась также Анахитакан по имени храма богини Анахит в Еризай, или Ерез (ныне г. Ерзинджан, Турция).

9. Провинция Ахцник - занимала юго-западную часть Великой Армении, граничила с Сирией и Месоотамией.

10. Здесь разумеются святые сыновья и внуки св. Григория Просветителя.

11. О нём см. статью: https://drevo-info.ru/articles/13671778.html

12. Тоже почитается святым в Армянской Апостольской Церкви: http://orthodoxengland.org.uk/pdf/armenia/a_14.pdf

13. Кордук - область в провинции Корчайк, в Великой Армении.

14. Хацеац-драхт - роща, находившаяся в Таронском округе (гаваре), Туруберанской провинции, не далеко от языческого храма Вахагна в Аштишате. Имя это образовалось из слов: Хаци, - «ясень» и дерахт, - «сад» (от пеpcидcкогo дерахт - «дерево»); де'рахт означает вообще «сад, насаждённый деревьями», на этом основании и Рай называется по армянски дерахт.

ассирийцы, армянские святые, Аршакуни, Армения, ассирийские святые, Армянская Апостольская Церковь, святы

Previous post Next post
Up