Сира (Ширин) Дева Персидская.
6 сентября нового стиля / 24 августа старого стиля - в церковном календаре память святой мученицы Сиры, девы Персидской.
Согласно ономастикону её имя означает "сирийка", "жительница Сирии". На сирийском оно звучит как Ширин, так звали младшую современницу мученицы -
знаменитую персидскую царицу, жену
Хосрова II Парвиза. Но, в отличии от своей тёзки-царицы святая не была по этническому происхождению (ас)сирийкой и вероятно это имя она получила после принятия христианства.
Итак, cвятая Сира жила в начале шестого века в Персии. Как сообщает нам её житие в изложении святителя Димитрия Ростовского, годы её жизни и мученического подвига приходятся на правление шахиншаха из династии Сасанидов Хозроя Старшего, то есть
Хосрова I Ануширвана. Его правление было для персидских христиан весьма и весьма благоприятным. В документах синодов
Церкви Востока шаха именовали «новым Киром», «благородным, милосердным, доброжелательным, миролюбивым, человеколюбивым, добрым господином», а землю персов «славным царством». Всё бы хорошо, но с одним но… Законы персидской империи даже в самые счастливые и мирные для христиан времена категорически запрещали под страхом смертной казни обращение приверженцев государственной религии - зороастризма в христианство.
А св. Сира была не просто персиянкой-зороастрийкой по рождению, а дочерью знаменитого жреца-огнепоклонника. Местом рождения девушки Житие в изложении
святителя Димитрия Ростовского называет город «Карх Селевкия в Елимаиде (Абизард)». Что это за город? Под таким названием известны несколько городов, либо основанных во времена эллинистической династии Селевкидов, по имени основателя династии
Селевка I Никатора, либо более старых, переименованных в честь него любимого. См. в википедии списко. В данном случае, скорее всего, имеется ввиду Селевкия-на-Гедифонте, то бишь древний город
Сузы, исторический центр областей Элам (назван в Житии Елемаидой) и
Хузистан - область компактного расселения западных ассирийцев, переселённых в конце III века шахом
Шапуром I из захваченных у римлян областей Сирии. "Карх" (Karkha) - по сирийски "город", "цитадель".
Сузы, современный вид.
Далее как излагается в её
кратком житии…
Отец Сиры, боясь влияния христианства на свою дочь [1], отдал ее после смерти матери на воспитание к жрице [2], которая научила ее жреческой науке. Сира стала жрицей при капище огня, и ей предстояла почетная деятельность. Но однажды, разговорившись с нищими-христианками, Сира уверовала во Христа Спасителя и начала жить по-христиански: стала учить молитвы и псалмы, поститься и читать христианские книги. Однажды Сира заболела. Она не стала искать помощи в волшебстве, но пришла к христианскому храму и просила пресвитера дать ей хоть немного праха церковного, надеясь получить от него исцеление. Священник, зная Сиру как идолослужительницу, отверг ее просьбу. Сира не прогневалась, зная о своем недостоинстве, но с верой прикоснулась к одежде священника, как некогда кровоточивая женщина прикоснулась к одежде Спасителя. Она тотчас получила исцеление и возвратилась домой здоровой. Родные Сиры стали догадываться, что она хочет принять христианство, и просили мачеху Сиры убедить ее оставить свое намерение. Мачеха, обманывая, будто она сама является тайной христианкой, с лаской уговаривала Сиру держать свою веру в тайне, а наружно продолжать служить огню, чтобы не отпасть вовсе от Христа, подвергнувшись мучениям. Сира стала колебаться принимать крещение, но, получив откровение во сне о безотрадной участи своих родных, которая наступит после смерти, и о светлых обителях, предназначенных для христиан, решилась и пошла к епископу, прося крестить ее. Епископ отложил исполнение ее желания, опасаясь подать жрецам повод к преследованию христиан. Кроме того, он думал, что Сира, испугавшись отцовского гнева, отступит от Христа. Епископ советовал ей сначала открыто исповедать свою веру в Спасителя перед родными. Однажды, во время совершения утренней жертвы, святая Сира разметала священный огонь, почитавшийся персами за божество, и, опрокинув жертвенник, громко воскликнула: «Я христианка, отрекаюсь от ложных богов [3] и верую в Истинного Бога!» Отец бил свою дочь, пока не изнемог, и бросил в темницу. Потом со слезами и ласками стал упрашивать ее остаться в прежней вере, но Сира была непреклонна. Тогда отец донес на нее главному жрецу, а затем правителю и царю Хозрою Старшему. Святую деву долго мучили в темнице, но Господь укреплял ее, и она твердо стояла за веру Христову.
Однажды, подкупив сторожей темницы, святая Сира пошла к епископу и приняла крещение. Господь сподобил святую Сиру дара чудотворений. Когда персы отдали мученицу под наблюдение иудеев, они стали глумиться над святой, говоря: «Где же рассказанная о тебе басня, что сами узы спадают с тебя, с твоей шеи, рук и ног? Посмотрим ныне, как спадут узы!» При таких словах святая Сира в глубине сердца помолилась Спасителю, и тотчас с нее спали узы. Так было не один раз. Изможденная мучениями, святая Сира смертельно заболела. Она стала просить Господа, чтобы Он не дал ей умереть от болезни, но сподобил мученического венца. Бог услышал ее и даровал исцеление. Увидя мученицу здоровой, темничный сторож и начальник тюрьмы хотели обесчестить святую деву, но Господь одного поразил болезнью, а другого смертью.
Мученица была приговорена к удавлению. Казнь проводили с изощренной жестокостью: по временам отпускали веревку, спрашивая святую, не желает ли она изменить свое намерение и остаться в живых. Но мученица, чуть живая, отвечала отказом и просила скорее исполнять казнь. Тело святой было брошено на съедение псам, но они не коснулись его. Христиане предали тело святой Сиры погребению в 558 (или 559) году.
Её Житие было написано современником на сирийском языке, однако сохранилось только в греческом переводе [4], послужившем, по всей видимости, основой для Жития на русском языке святителя Димитрия Ростовского, полный вариант можно прочитать здесь:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/699#note5230_return Примечание:
1. в Сузах жило много сирийцев - христиан и существовала древнейшая епископская кафедра, соперничавшая по своему влиянию со столичной в столице империи - Ктесифоне.
2. В зороастризме не было женского священства, но возможно существовал некий аналог христианского института диаконис.
3. В зороастризме нет богов, а есть, помимо единого доброго бога - Ахурамазды, язеды (в переводе «достойные поклонения») - аналог архангелов в христианстве.
4. Сирийская патрология. И. Ортис де Урбина; [перевод с лат. М. В. Грацианского]. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. Страница 199.
Ещё иконы св. Сиры: