Католикос Церкви Востока Савришо и царица Ширин.

Aug 08, 2017 23:51




Католикос Савришо и Ширин - Смерть Маврикия (602)

Глава из книги современного немецкого историка, теолога и философа Вильгельма Баума
Shirin: Christian - Queen - Myth of Love.
Мой перевод c английского.
«Несторианин» Савришо I (596-604), назначенный католикосом Хосровом II, был монахом - аскетом, питавшим отвращение к мирской роскоши. Согласно легенде, одетый в дорогие одежды византийский епископ, посетивший подвижника, не узнал его, так как тот был одет только в одежду из козьего меха. В оправдание монах цитировал отрывок из Евангелия от Матфея (11:8), где Иисус критиковал богато одевающихся [1]. По этой причине, после смерти своего предшественника, 72 - летний аскет был для епископов нежелательным кандидатом. Они составили список из пяти кандидатов на должность католикоса, среди которых Савришо не было. Хосров же настаивал на кандидатуре Савришо, и воля шаха возобладала.



Католикос позже говорил о себе, что он находился «в церковной власти по царскому приказу». Он пытался поддерживать баланс между желаниями шаха и интересами Церкви и завершал свои письма словами: «Молитесь с нами за жизнь в изобилии, за победу и вечную удачу нашего почитаемого, победоносного и милосердного господина, шаха Хосрова, дабы сохранил он здоровье тела, радость духа, дабы исполнились все его желания согласно воле Господа Бога». Как католикос, Савришо занимал видное положение при дворе шаха, и его положение помогло Восточно-Сирийской Церкви в целом. После установления мирных отношений между императором Маврикием и Хосровом II, ему также удалось провести переговоры об обмене заключенными между Византией и Персией. Он часто посещал дом Ширин в Ктесифоне, где шах часто виделся с ним. Католикос также был духовником царицы.

В те времена отношения между двумя Империями и государственной Православной Церковью с одной стороны и Восточно - сирийской с другой были очень хорошими. Маврикий направил епископа Маруту к Хосрову в качестве посла. Хосров направил в Константинополь Миласа, епископа Сенны (Senna). Когда возникла напряжённость с епископом Григорием Кашкарским, Савришо пытался выступить примирителем и сместить епископа в Нисибине. После того, как другие епископы воспротивились этому, вмешался шах, и Григорий Кашкарский был удалён. К сожалению, переписка императора Маврикия и Савришо утеряна. Сохранилось единственное письмо католикоса 596 года, адресованное монастырям в Барките (Barquita), которым даровались льготы. Когда в Нисибине, который находился на границе с Византийской империей, начались беспорядки, Хосрос послал католикоса в город, чтобы успокоить ситуацию.

Влияние, которое Ширин оказывала на шаха, сыграло свою роль и в решении другого вопроса, как рассказано в произведении Псевдо-Себеоса. В Сузах в Иране до сих пор можно видеть могилу пророка Даниила. Император Маврикий попросил шаха отдать ему кости пророка. Хосров приказал исполнить его просьбу. Однако у Ширин это вызвало большое беспокойство, и она, не имея возможности повлиять на решение шаха, просила христиан молиться, чтобы предотвратить передачу мощей. Когда мощи грузили на повозку, весь народ рыдал. Когда же повозка с мулами проехала через городские ворота, внезапно иссякли все источники воды в Сузах. Когда же повозка отдалилась от города стадии на три, мулы, везшие одр, неожиданно остановились. Никто не мог сдвинуть их с места. Внезапно поворотивши назад, мулы раздавая сильные удары, прорвали толпу и всю массу народа своею стремительностью, и ушли оттуда в город. Как только они вошли в городские ворота, источники вновь наполнились водой. Об этом поспешно дали знать императору, который повелел оставить мощи в городе.[2]

«Хроника Сиирта» сообщает, что перед свержением императора Маврикия Савришо отлучил от Церкви врача Габриэля Сингарского, взявшего себе вторую жену. Шах потребовал, чтобы католикос отменил свою анафему, но Савришо отказался. Габриэль стал последователем Западно - сирийской Яковитской Церкви. «Сирийская Хроника» повествует, что Габриэль сначала стал яковитом, но потом женился на двух язычницах при жизни законной первой жены и по - язычески с ними жил, но затем вновь вернулся в лоно яковитской Церкви [3]. Очевидно, Габриэлю позволялись подобные выходки, поскольку он пользовался покровительством Ширин, сохранявшей к нему хорошее отношение.

Также во времена католикоса Савришо произошло крещение арабского царя Нумана III из Хиры, которого Савришо крестил ещё будучи епископом Лазума (Lasum). Хосров, однако, не забыл, как арабский правитель не оказал ему помощи в войне против Бахрама. Позднее Нуман отказался отдать в гарем Хосрова одну из своих дочерей. А затем Хосров уничтожил его - хроникёр Элиас Нисибинский датирует убийство христианского царя арабов 601 годом. Понятно, что недовольство христиан по отношению к Хосрову усилилось из-за этого события.

Отшельник Петрос, современник и биограф Савришо, сообщает в его Житии, что Савришо обратился к Ширин по поводу реконструкции разрушенных монастырей. При посредничестве царицы в Ктесифоне был возведён монастырь, названный в её честь. Он вероятно основан около 598 года. Изначально это был Восточно - сирийский монастырь, но позднее его двери открылись и для западно - сирийских христиан. Около 615 года Марута, впоследствии епископ Такрита, посещал этот столичный монастырь. «Хроника Сиирта» сообщает, что шах построил большую церковь и замок в регионе Бет - Ласпар (Beith Laspar). Михаил Сириец отмечает, что Хосров построил три церкви для своей жены, которые были посвящены Деве Марии, апостолам и мученику Сергию. Анастасий I, православный патриарх Антиохии (!) (559-598), восстановленный в своей должности в 593 году, освятил эти церкви. Что вряд ли правдоподобно, поскольку патриарх принадлежал к Западно - сирийской Церкви. В своей «Монашеской истории» (середина V века) восточно - сирийский монах и историк Фома из Марги (Marga) сообщает о постройке Хосровом для Ширин монастыре в Белесфаре (Belesphar, греческая Болгесифора / Bologesiphora, арабами и сирийцами называемая Хальван / Hulwan). Шах отправил христианина Шамту (Shamta), сына министра финансов Яздина (Yazdin) в Эдессу собрать библейские тексты, книги молитв и лекционарии. Монастырь, о котором идёт речь, не был столичным монастырём! Персидские деяния мучеников повествуют о том, что Ширин, конечно же не упоминаемая по имени, ежегодно отмечала здесь праздник в честь святого Сергия. Что еще раз поясняет особое отношение королевы к святому из Сергиополиса (Ресафы).

В это время теолог Хенана был главой знаменитой «несторианской» богословской школы в Нисибине. Предшественник Савришо на синоде исследовал спорные тезисы Хенаны, у которого затем вновь возник конфликт в Нисибине с митрополитом Григорием Кашкарским. Синод, состоявшийся в мае 596 собирался решить проблему. Савришо поддержал теолога. По приказу шаха митрополит вместе с 300 (из 800) студентов принужден был покинуть город. «Сирийская Хроника» упоминает о восстании против Хосрова в стратегически важном пограничном городе. На подавление шах направил армию, в состав которой входили боевые слоны. Католикос сопровождал армию. Когда жители города закрыли перед шахским войском ворота, Савришо уговорил их капитулировать. Однако командующий армией не сдержал обещание, данное горожанам. О начале разногласий по поводу Габриэля из Сингара сообщалось «Хроникой» до событий 602 года, когда в Константинополе в конце ноябре 602 года случился мятеж, в ходе которого император Маврикий был свергнут и убит (27 ноября 602 года), а военачальник Фока захватил трон. Со смертью императора период мира между двумя империями подошёл к концу, и между ними вспыхнула 26 - летняя война, начавшаяся с триумфального шествия персов по византийским земля, а закончившаяся смертями Хосрова и Ширин в 628 году.



Император Маврикий. Современное изображение.

«Пасхальная хроника», написанная около 630 рассказывает об убийстве детей Маврикия и уделяет особое внимание его сыну Феодосию. «Сирийская Хроника» сообщает, что после смерти Маврикия его сын Феодосий бежал к Хосрову. Некоторые свидетельства указывают на то, что тот, кого царь признал сыном императора, был выдающимся человеком. По сообщению «Хроники» Хосров попросил католикоса короновать молодого человека в церкви в качестве императора. Новый император Фока с армией подступил к Даре, где столкнулся с подошедшей персидской армией, с которой вместе находился и католикос. Персы победили римлян и осадили Дару. «Хотя Хосров, казалось, помогал христианам ради Маврикия, он был на самом деле врагом нашего народа», - утверждает Восточно - сирийская хроника. В то время как Савришо находился в военном лагере шаха, Хосров повторил своё требование, чтобы Габриэль Сингарский получил прощение. Но Савришо вновь ответил отказом. Он был уже в преклонных годах и, исполнив свою волю, умер в военном лагере летом 604 года.

Сообщение «Хроники» даёт понимание о политическом влиянии Ширин: «С этого времени под влиянием Ширин её соплеменник Григорий Фрат (Phrat или, по другому Партая), родом из под Басры, что рядом с Хузистаном сделался католикосом, хотя все сыны Церкви, также как и шах, предпочитали Григория Кашкарского, изгнанного из Нисибина».

Это свидетельствует о существовании внутри Церкви оппозиции по отношению к монаху - католикосу Савришо, бывшему духовником царицы. Сотрудничество между Церковью и зороастрийским шахом никогда не было столь близким как в это время. По этой причине Церковь Персии была в опасности, рискуя повторить судьбу Православной Церкви в Византии, где император имел право решающего голоса и через свой «цезарепапизм» превратил Церковь в государственный институт.

Примечания:

1. Что же смотреть ходили вы? Человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

2. http://www.vehi.net/istoriya/armenia/sebeos/035.html

3. В это время жил Гавриил друстбед [врач] шигарский, архиатрос, любимый царем за то, что он пустил из руки Ширин кровь и у нее родился сын, которому она дала имя Марданшах, тогда как до этого у нее не было сыновей. Хотя незадолго перед тем Гавриил был еретиком, од пожелал быть, причисленным к стороне православных [несториан]. Но так как он отпустил жену законную, которая была им взята и была исповедующей из знатного рода, и взял двух женщин язычниц и с ними язычески общался, то убеждал его католикос отпустить язычниц и взять законную [жену], но он не послушался. Тогда он отвернулся и стал на сторону еретиков и многим он досаждал нашим сторонникам.

Византия, царицы, Пророк Даниил, ассирийские святые, Армянская Апостольская Церковь, Ширин, Сасаниды, мои переводы, монархи, монархии, ассирийцы, армяне, Иран-Иран, арабы, Ассирийская Церковь Востока

Previous post Next post
Up