Оригинал взят у
sinkov в
Последний духовник царской семьи Последним духовником Царской Семьи суждено было стать протоиерею Александру Васильеву.
Кто же он такой, воспитанник знаменитой сельской школы Сергея Рачинского в селе Татево?
Александр Петрович Васильев родился 6 августа 1868 года в деревне Шопотово*) Бельского уезда Смоленской губернии
(ныне Тверская область) в семье простого крестьянина-землепашца. В раннем детском возрасте Александр лишился
родителей, но без попечения не остался. Отрока Александра Васильева принял в школу соседнего села Татево известный
народный учитель Сергей Александрович Рачинский. В годы обучения профессор-педагог заметил в богобоязненном
мальчике большую любовь к церковности и стремление к духовным наукам.
* Это ошибка. Официальное название - Шоптово, Бѣльскій уѣздъ. (прим.
tatevo)
Школьная деятельность С.А.Рачинского тесно сочеталась с его православной трезвенной деятельностью. Один из немногих
в России конца 19-го века он пытался поставить заслон той страшной привычке многих соотечественников, которую и сейчас
небрежно-снисходительно называют «национальной», - безудержному пьянству. 5 июля 1882 года Сергей Александрович
совместно со своими учениками создал Татевское общество трезвости, которое послужило в дальнейшем примером для
развития православного трезвенного движения в России. Среди первых членов этого общества оказался 14-летний Александр
Васильев.По воспоминаниям татевского педагога, большинство его учеников встретило мысль о создании такого общества
сочувственно (навидались в родных деревнях, а то и домах пьяных страстей), и в церкви был проинесен торжественный обет
трезвости сроком на год. С тех он ежегодно обновлялся.
Рачинский принял самое близкое участие в дальнешей судьбе своего воспитанника. Духовное училище, затем духовная
семинария и наконец - тот поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Именно Васильева познакомил своих
товарищей по академии с опытом трезвенной работы Сергея Александровича Рачинского. 2 декабря 1889 года студент
Александр писал своему учителю:
«Многоуважаемый благодетель Сергей Александрович!
25 ноября в собрании студентов я прочитал свой реферат о Татевской школе и, кажется, с успехом. Заметно было,
что произвело впечатление, ибо по прочтении долго велись оживленные расспросы. Слушатели были со всех курсов.
Некоторые, услышав, каких трудов стоит вести дело в Татеве, ужаснулись и обратились мыслями вспять…».
Через три месяца в стенах столичной Духовной академии родилось первое среди высших духовных школ России общество
трезвости, основанное на опыте утверждения трезвой жизни в Татево.
Как и любое доброе дело, общество трезвости в столичной Духовной академии встретили искушения. 10 марта того же года
Александр Петрович Васильев сообщал своему наставнику в Татево: «Открытие общества в стенах академии сильно не
понравилось части нашего студенчества и вызвало с их стороны глумливую брань. Пришлось перенести не мало, но мы на
это шли, переносили все с терпением и сблизились между собой».
Искушения прошли, а дело православной трезвости, основанное на опыте Рачинского, стало приносить добрые плоды. Уже
через две с половиной недели Александр отметил в письме к своему учителю: «Наше общество трезвости крепнет и растет…
Хочу склонить священника к открытию общества трезвости на фабрике (бумажной фабрике Варгуниных. - Т.Г.), ибо там по
праздникам процветает огромное пьянство и безобразие«.
Проповеди Александра Васильева вдохновили варгунинских рабочих создать при храме общество трезвости.
Варгунинцы стремились устроить первый в России крестный ход православных трезвенников. Однако осуществить это желание
было непросто: от пьяных хулиганов за Невской заставой, где находилась фабрика Варгуниных, ожидались провокации. Если бы
первый крестный ход трезвенников омрачился безобразными выходками, вряд ли бы светские и духовные власти столицы
разрешили провести подобное шествие в ближайшем будущем.
Риск был большой, но Александр Васильев безбоязненно положил начало крестным ходам православных трезвенников. В 1892
году он с несколькими десятками Варгунинских трезвенников прошел в Колпино к чудотворной иконе святителя Николая. Шли
без хоругвей, даже без креста, с одной иконой святителя Николая из Варгунинской церкви. Шли ночью, по полотну Николаевской
железной дороги. Это было сделано отчасти из-за христианского смирения и простоты, а отчасти и для того, чтобы избежать
грубых насмешек и издевательств, которым вообще подвергались первые трезвенники, а еще больше эти издевательства могли
угрожать такому малому крестному ходу. Таково было начало великого дела утверждения трезвого образа жизни.
В 1893 году уже иерей Александр Васильев закончил обучение в Санкт-Петербургской Духовной академии. Педагогические и
пастырские заслуги батюшки заметил и высоко оценил обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев.
В 1901 года митрополит Александр Васильев возведен в сан протоиерея и служит в храмах Петербурга.
С 9 января 1910 года протоиерей Александр Васильев по приглашению императрицы Александры Федоровны состоял
законоучителем царских детей. Вскоре батюшка стал духовником цесаревича Алексея, а с 7 января 1912 года - преподавателем
Закона Божия для Наследника. Дочь о. Александра Мария вспоминает: "Отец преподавал Цесаревичу Закон Божий. Алексей
был очень религиозен. Отношения Государя с ним ( т.е. с Александром Васильевым. - Т.Г.) были самые теплые". В это же время
батюшка становится духовником царских детей.
С 1913 года батюшка был назначен настоятелем храма Федоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых
в Царском Селе. А со 2 февраля 1914 года протоиерей Александр Васильев становится духовником Их Императорских Величеств
Николая Александровича и Александры Федоровны.
Его проповеди производили глубокое впечатление на слушателей. Это отметила, например, императрица Александра Федоровна
после литургии в Царском Селе 26 августа 1915 года. Она сообщает в своем письме Николаю II в ставку о проповеди протоиерея
Александра Васильева следующее: «Батюшка прекрасно говорил. Я хотела бы, чтобы побольше людей из города его послушали.
Это было бы им очень полезно, так как он очень хорошо коснулся внутренних вопросов».
В переписке с супругом императрица называет своего духовника, выходца из простого народа, «Батюшкой». «Наш Батюшка служил
молебен…», «Я просила Батюшку прочесть молитвы…», «Батюшка говорил проповедь о Марии Египетской», «…хотела бы, чтобы ты
(император Николай II. - Т.Г.) причастился, и Батюшка думает то же самое», «…Батюшка принес Бэби (Цесаревичу Алексею -Т.Г..)
Св. Причастие», «Дети отправились… на панихиду по Батюшкиному сыну, он просил нас прийти«.
Последние годы перед революцией особо сблизили Царскую Семью и ее духовника протоиерея Александра Петровича Васильева.
Нравственный облик о. Александра лучше всего характеризует следующий факт. В сент. 1916 его любимый сын, офицер Павловского
полка, погиб на фронте. Государыня Александра Федоровна из сочувствия к отцовскому горю предложила перевести в тыл из боевых
частей остальных сыновей, но о. Александр отказался. (В семье отца Александра и его жены, Ольги Ивановны, растут семь детей пять
сыновей и две дочери).
Духовник императрицы протоиерей Александр Васильев был сначала сторонником Распутина. Он верил в его искренность. Лишь
позже сомнения вкрались в его душу. К его несчастью, это была пора, когда царский духовник должен был непременно выступить
на борьбу с «темными силами», и либо победить их, либо отойти в сторону. Это был крест отца Александра Васильева, который
он понести не смог. Вполне вероятно, что отец Александр, зная упорство императрицы, не решался вступать с ней в полемику
относительно Распутина.
Нашему земляку пришлось провожать старца в последний путь. «21 декабря 1916 года. В 9 часов поехали всей семьей… к полю,
где присутствовали при грустной картине: гроб с телом незабвенного Григория, убитого в ночь на 17-е дек. извергами в доме
Ф. Юсупова, который стоял уже опущенный в могилу. О. Александр Васильев отслужил литию, после чего мы вернулись домой.
Погода была серая при 12 градусах мороза». Такую - скорбную - запись сделал император в дневнике.
И вдруг разразилась катастрофа. Хотя многие и ожидали ее прихода, но все же самый этот момент оказался неожиданным. Такие
чувства испытывал любящий Царскую Семью ее духовник.
В первой половине июля 1917 года на секретном заседании Временного Правительства было принято решение отправить Царскую
Семью в Сибирь. Перед вынужденным отъездом Царской Семьи протоиерей Александр Петрович Васильев служил напутственный
молебен перед Знаменским образом Божией Матери. 30 июля Государь Император Николай Александрович записал в дневнике:
«Ходили к обедне, а после завтрака к молебну, к которому принесли икону Знаменской Божией Матери. Как-то особенно тепло было
молиться Ее святому лику вместе со всеми нашими людьми».
После отправки Царской Семьи в Тобольск протопресвитер придворного духовенства Александр Дернов старался улучшить положение
своего подчиненного, перевел о. Александра Васильева на рабочую окраину, в храм Успения Пресвятой Богородицы. Усилиями того же
протопресвитера батюшке была назначена пенсия, что давало его большой семье возможность для выживания в условиях надвигающегося
голода и разрухи. К этому времени здоровье неутомимого пастыря было уже основательно подорвано. Узнал ли он о гибели царской
семьи, в которой его называли Батюшка? Вспоминал ли, как в маленькой школе российской глубинки Учитель с большой буквы говорил
о твердости в своих убеждениях?
29 августа 1918 Васильева арестовали, а 5 сентября 1918 года тяжело больной протоиерей Александр
был расстрелян в Петрограде.
Подготовила
Татьяна ГОРСКАЯ