Оригинал взят у
mikes68 в
Лахлухи - евреи из КурдистанаУ этой этнической группы евреев несколько названий: евреи Курдистана, евреи Захо, ассирийские евреи. В бывшем СССР их именовали "лахлухи". Сами же себя они именовали "срэль" - от "исраэль".
Кажое из этих названий появилось не случайно, и каждое имеет свое основание.
Так, часто эти люди называют себя "Ашей Таргум" - "Народ Таргума", то есть те, кто говорят на арамейском языке. И действительно, их разговорный язык - восточный диалект новоарамеййского языка, родственный языку Вавилонского Талмуда. Конечно, с вавилонских времен он сильно изменился и включает в себя массу заимствований из других восточных языков, а также из классического иврита. Но все же для ассирийских евреев переход на иврит в Израиле оказался достаточно прост из-за сильного сходства их языка с ивритом.
"Курдскими" ассирийских евреев называют потому, что основной район их исторического расселения - обширная горная область, граничащая с Малой Азией, Курдистан.
"Евреями Захо" их называют потому, что в городе Захо и ег окрестностях (Иракский Курдистан) проживало большое количество евреев этой этнической группы.
В городах они занимались ремеслами: ювелирным делом, плотничеством, дублением кож; женщины ткали ковры, пряли шерсть. В сельской местности выращивали виноград, табак, пшеницу, а также занимались отгонным и кочевым скотоводством.
Среди евреев Курдистана распространено поклонение могилам чудотоворцев, известных раввинов и тем местам, которые принимаются ( во многих случаях ошибочно) за могилы пророков.
С XVI - XVII веков община ассирийских евреев существует и на Земле Обетованной. Там они обычно занимались физическим трудом и есть утверждения, что до сих пор велик их процент среди иерусалимских грузчиков. И все же именно из среды курдистанских евреев вышли министр обороны Давид Леви, много других военных и политиков.
Небольшая часть курдистанских евреев волею судеб оказалась связанной с жизнью народов бывшего СССР. Во время Первой мировой войны из приграничных районов Турции стали уходить многие, пожалуй даже большинство немусульманского населения - ассирийцы, армяне, езиды и - евреи. Часть курдистанских евреев поселилась в Грузии, в частности в Тифлисе (Тбилиси). Здесь их стали называть лахлухи и они стали работать на стройках, а затем освоили специальность шоферов. Молились они в синагоге грузинских евреев, но чаще во дворе. Фамилии им были присвоены по имени отца: Биньяминов, Рафаилов, Мурадов, Барзанов.
В середине 1930-х годов советские власти потребовали от всех проживавших в Грузии владельцев иностранных паспортов (в основном иранских или турецких), в том числе и ассирийских евреев, или принять советское гражданство, или покинуть страну. Часть действительно уехала из СССР, а оставшиеся получили советские паспорта. И... и в 1951 году были высланы на спецпоселение в Казахстан. Через несколько лет, уже после смерти И.В. Сталина, часть высланных вернулась в Грузию.Выезд лахлухов в Израиль в 1970-е годы начался уже оттуда. К середине 1980-х годов в Тбилиси и Алма-Ате насчитывалось около 2 тысяч лахлухов. Большая часть затем выехала в Израиль. На 2010 год около 200 семей лахлухов продолжают жить в Тбилиси и Алма-Ате.
Незначительное число лахлухов проживает поныне также в Турции и Сирии. В Израиле сейчас насчитывается около 100 тысяч лахлухов.
* * *
Источник: Минц Л. М. Блистательный Химьяр и плиссировка юбок. - М.: Ломоносовъ, 2011. - 272 с. - (История. География. Этнография.).