Маркс о семье

Jun 30, 2017 01:46

Есть такое мнение, что Маркс с Энгельсом выступали против института семьи.

Цитата:

"А вот одухотворенные славяне из владимирского исполкома начали в 1918 году с того, что особым указом обобществили всех жен, признав институт семьи "буржуазным пережитком"

Ну, вообще-то это была программа яхвелюбимых евреегерманцев Маркса и Энгельса. А до них её уже претворяли в жизнь в 16-м веке яхвелюбимые жители немецкого города Мюнстера. ))


Я конечно же к Кырлы-Мырлы отношусь ничуть не лучше, чем к Лысому Сифилитику или Усатому уголовнику. НО! Ложь есть ложь - о чём пост ниже.

P. S. Что касается упомянутых в цитате анабаптистов города Мюнстер, то некоторые исследователи придерживаются версии о том, что обобществление жён анабаптистам приписали их оппоненты.

Скорее речь могла идти (учитывая сосредоточенность мюнстерских анабаптистов на Ветхом Завете) о допустимости полигамии:

The Old Testament also provided warrant for polygamy to control and provide for the growing num-
bers of unattached women.


Отметим также, что Фридрих Энгельс евреем не был ;) Как и "поклонником Яхве" - он был атеистом.

Оригинал взят у teterevv в Маркс о семье
Оригинал взят у hellboy_unfeel в Маркс о семье



Один из самых долгоживущих антисоветских и антикоммунистических мифов состоит в том, что будто бы коммунисты выступали против института семьи. При этом приводят высказывания далеко не первых людей из среды левых интеллектуалов 19-20 веков. Но что же например думал по этому поводу Карл Маркс, как наиболее авторитетный мыслитель?
Как известно у самого Маркса была очень крепкая семья. Он обручился в 18 лет с Женни фон Вестфаллен, которая позднее родила ему семерых детей. К сожалению четверо из них умерли еще в детстве. Выжили только 3 девочки Женни, Лаура и Элеонора. Детская смертность в те времена была достаточно высока, тем более в небогатых семьях. Как видите сам Маркс создал достаточно большую, крепкую семью.

А теперь давайте посмотрим, как же Маркс относился к самому институту семьи. Вот например цитаты из его статьи "Проект закона о разводе", в которой он разбирал готовящийся в 1842 году законопроект.

Когда же мы спрашиваем этих противников (которые не являются противниками церковной трактовки вопроса и других указанных недостатков), на чём основываются их рассуждения, - то они нам всегда говорят о несчастном положении супругов, связанных друг с другом против своей воли. Они становятся на эвдемонистическую точку зрения, они думают только о двух индивидах и забывают про семью. Они забывают, что почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и что даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей, от того, что им заблагорассудится. Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба. Таким образом, принимается во внимание только индивидуальная воля, или, вернее, произвол супругов, но не принимается во внимание воля брака, нравственная субстанция этого отношения.
.....
Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принуждён подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он так же мало творит и изобретает брак, как пловец - природу и законы воды и тяжести. Брак поэтому не может подчиняться произволу вступившего в брак, а, наоборот, произвол вступившего в брак должен подчиняться сущности брака.

Как видите, в данной цитате автор ставит права семьи выше прав индивида. Развод не может быть произвольным желанием одного из супругов. А вот что Маркс говорит по поводу того в каком случае развод возможен.

В отношении брака законодатель может установить только те условия, при которых дозволяется расторгнуть брак, т. е. при которых брак по существу своему является уже расторгнутым. Судебное расторжение брака может быть только протоколированием его внутреннего распада. Точка зрения законодателя есть точка зрения необходимости. Законодатель, следовательно, почитает брак, признаёт его глубоко-нравственную сущность, если он считает его достаточно сильным, чтобы выдержать множество коллизий, не утрачивая при этом своей сущности. Мягкость по отношению к желаниям индивидов превратилась бы в жестокость по отношению к тому, что составляет сущность этих индивидов, по отношению к их нравственному разуму, который воплощается в нравственных отношениях.

Сейчас такой взгляд на сущность семьи назвали бы очень консервативным. Осебенно интересно последнее предложение цитаты. Маркс указывает, что потакая желаниям индивидов, мы наносим большой вред нравственному разуму человека. Думаю это исчерпывающий ответ классика тем, кто обвиняет коммунистов в негативном отношении к семье.
P. S.
Здесь можно почитать более подробно о воззрениях Маркса и Энгельса на институт брака:

http://communism21.org/abc/17

исторические мифы, Энгельс, Маркс

Previous post Next post
Up