Оригинал взят у
royal_farr в
Маруся Богуславка и Ян Янсон ван ХарлемВот - один век, одна беда, две разные судьбы.
Сравните судьбы и задумайтесь...
Кратко о героях из Википедии, а также посвящённые им картинки -
Милосердная
Маруся Богуславка - главная героиня украинской народной думы.
Жила приблизительно в первой четверти XVII века в городе Богуслав девушка Маруся, дочь священника Покровской церкви. Церковь и стояла на острове, омываемом с одной стороны рекой Росью, а с другой - речушкой Сваволкой. Как утверждают народные предания, возле церкви и стоял дом Марусиного отца. Турки и татары зачастую нападали на заросянскую часть города, так как она не была укреплена и подход к ней с юго-востока был открыт. Нападающие избегали осады крупных городов и крепостей. Богуслав же имел в то время хорошо укреплённой крепости, которая с трёх сторон имела водные преграды. Налетая, турки захватывали в плен людей с заросянской стороны. Так была схвачена и Маруся, прошла она тяжёлый и долгий путь от родного города в Крым, пережила ужас невольничьего торга и была продана в Турцию. Думы (их существует много вариантов), отличаются поэтичностью, лаконичностью. Но в них мало освещена жизнь Маруси. Там только дается намёк, что она происходит из семьи богуславского священника. В думе не названы ни фамилия, ни отчество Маруси, автор называет её "дівка-бранка (пленница) Маруся, попівна богуславка". Ни в одной из дум ничего не сказано о том, когда и как попала Маруся в Турцию.
Из исторических документов видно, что турки и татары зачастую нападали на Поросье в первой четверти XVII века. Поэтому похищение Маруси могло произойти около 1620 года. В этом году Богуславу было предоставлено Магдебургское право, и богатый город стал лакомой добычей для чужеземцев.
Можно сделать вывод, что Маруся стала женой турецкого паши, и что он доверял ей ключи от темницы, в которой, как говорится в думе, тридцать лет мучились семьсот казаков-невольников. У Маруси Богуславки не угасла любовь к родной земле, о которой она каждый раз говорит "наша". Прощаясь с невольниками, Маруся просит их заехать в Богуслав.
Маруся так объясняет козакам свое нежелание возвращаться с ними на Родину: "Обо ж тут потуреччилась и побусурманилась ради роскоши турецкой и лакомства нещасного и не могу теперь показаться на глаза Отцу-Матери с Сыном своим Маленьким".
Маруся Богуславка (художник Феодосий Гуменюк)
Памятник Марусе в Богуславе (Киевская обл.)
Маруся освобождает невольников (художник Михаил Дерегус)
Художник Антонина Юдицкая
Сукин сын
Ян Янсон ван Харлем (нидерл. Jan Janszoon van Haarlem (прибл. 1570 - после 1641) - голландский пират. Более известен под именем Мурат Рейс младший после своего обращения в ислам.
Имя Мурат Рейс он взял в честь более известного турецкого флотоводца Мурата Рейса старшего.
Ян Янсон начал свою карьеру корсара во время войны за независимость Голландии. Он патрулировал моря вокруг своего родного города Харлем в поисках испанских кораблей. Пиратство вокруг Нидерландов было недостаточно выгодным занятием, тем более, что довольно большой процент судов составляли опасные военные корабли, так что Янсон вскоре решил перебазироваться в свободные порты Варварского берега. Оттуда он мог нападать на корабли любого государства: если он видел испанский корабль - поднимал голландский флаг, при встрече с другими кораблями - турецкий полумесяц или любой другой штандарт многочисленных государств Северной Африки.
В итоге в 1618 году неподалеку от Канарских островов он сам был подкараулен и захвачен в плен берберийскими пиратами. Обращение в ислам было одним из способов избежать рабства в Алжире, так что Ян решил стать "турком" (в то время европейцы часто ошибочно называли жителей Варварского берега турками из-за тесных связей этих государств с османской империей). Став мусульманином, Ян Янсон (или теперь уже Мурат Рейс) активно сотрудничал с такими пиратами, как Сулейман Рейс и Симон-танцор, тоже как и он - голландцами, принявшими ислам.
В какой-то момент Алжир перестал устраивать берберских пиратов - он подписал слишком много мирных договоров, ограничивая таким образом возможности для нападений. Так что в 1619 году они перебазировались в древний порт Сале на атлантическом побережье Марокко, а после смерти Сулеймана Рейса Ян сам стал одним из пиратских капитанов. Изначально портовый город Сале находился под юрисдикцией Марокко, но за счёт пиратства он сильно разбогател и вскоре после прибытия туда Янсона объявил свою независимость. После неудачной осады султану Марокко пришлось признать автономию новообразованной республики. Республика управлялась четырнадцатью пиратскими вожаками, среди которых выбирался один президент, который являлся также адмиралом всего флота республики. Первым президентом республики в итоге был выбран Ян Янсон. Республика существовала фактически только за счет пиратства и сопутствующей деятельности.
В Сале Янсон женился, его дети пошли по стопам отца и тоже стали пиратами, но затем присоединились к голландским колонистам, основавшим город Нью-Амстердам (позже ставший Нью-Йорком).
Но несмотря на то что должность пиратского адмирала приносила огромные деньги, Янсон скучал на суше и часто отправлялся в дальние морские походы. В начале 1620-х годов он занимался разбоем в Ла-Манше, правда без особого успеха. Однако там он смог набрать неплохую команду из голландских и английских моряков. После того как в 1627 году Янсон перебрался обратно в Алжир, он совершил дерзкое и неожиданное нападение на берега Исландии, похитив там более 400 человек для продажи в рабство. В 1631 году он сделал несколько рейдов на берега Англии и Ирландии, включая описанный в литературе Ирландии рейд на Балтимор.
Дальше сведения о Янсоне теряются. Известно, что между 1631 и 1640 годами он был захвачен в плен Мальтийским Орденом, из которого бежал в конце 1640 года. В этом же году он был назначен управляющим сильной марокканской крепостью неподалёку от Сафи. После 1641 года история Янсона неизвестна.
Пираты - детки ренегата, - которые стали основателями Нью-Йорка, доставляют невероятно! Доброе семя посеяла Европа на земле Америки...
Как сейчас турки изображают Мурата Рейса-младшего -
Его "подвиги" в Исландии (подробнее здесь
http://ru.wikipedia.org/wiki/Нападение_турецких_пиратов_на_Исландию и особенно здесь
http://www.nordic-land.com/topic/1482 ) -
Что можно добавить к этому?..
Голландцы ссучились давно и надёжно. Ещё гёзы (помните таких? -
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гёзы) заявляли "Лучше служить султану турецкому, чем папе" (дословно "LIVER TVRCX DAN PAVS", т.е. "Лучше турок, чем папист") и носили медалюшку, где кроме этого слогана значилось и "EN DESPIT DE LA MES", т.е. "Назло мессе" -
Более того - в 1566 году Вильгельм Оранский отправлял в Османскую Империю послов с просьбой о помощи; Селим II Пьяница откликнулся на просьбу, и в 1574 году послал свой флот в Тунис против испанцев. Такая вот трогательная солидарность протестантов и магометан...
Когда поют "Балладу об Арудже Барбароссе" Лукина, я подпевать воздерживаюсь (при всём огромном к автору уважении). Я помню, что будущий Арудж добровольно сменил веру, чтобы стать пиратом. Его легендарно-геройская смерть - слишком малая плата за загубленные им жизни и искалеченные судьбы.
Ныне народы духовно окормляет сериал "Великолепный век", где Анастасия-Роксолана-Хюррем процветает, продвигается и продвигает своего отпрыска (будущего Селима II Пьяницу). Прямо инструкция для малороссийских девушек - как стать в Турции "наташей" ради лакомства несчастного. Типа рекламный проект.
К слову, турки считают Роксолану ведьмой, которая своей "плохой кровью" испортила генофонд султанской династии. Как ты ни прогнись, как в ислам ни впишись, а всё равно останешься чужим...
И не все прогибались.
Вот, например, пленник Самойло Кишка отвечает на предложение ренегата Ляха Бутурлака сменить веру "для панства великого":
Ой Ляше-Бутурлаче, сотнику Переясловський,
Недовірку христіанський!
Бодай же ти того не дождав,
Щоб я віру христіанську під нозі топтав!
Хоч я буду до смерти біду да неволю приймати,
А буду к землі козацькій голову христіанську покладати!
Ваша віра погана,
Земля проклята!
(цит. по
http://litopys.org.ua/drag/drag01.htm)
Как оказывается позднее, Лях Бутурлак не столь подл, но - спойлер.
А вот в других землях вероотступничество выглядело несколько иначе.
В конце XVI и начале XVII веков английские путешественники в османских землях были поражены, видя христиан, обратившихся в ислам. Это были перебежчики из разных народов - греки, албанцы, итальянцы, испанцы, бывшие французские и английские христиане.
Причины перехода в ислам были разными.
Находясь вдали от османских границ, Англия тем не менее не была застрахована от нападений пиратов Варварского Берега (средиземноморское побережье Северной Африки). В 1600-ых берберийские корсары совершали нападения по берегам Ла-Манша, в Англии и в Ирландии; сотни английских мужчин, женщин и детей были проданы на рабовладельческих рынках в Алжире и Константинополе. Условия рабства были жестокими. В 1625 году жены захваченных моряков заявили, что их мужья настолько несчастны в мусульманском плену, что собираются "выйти из христианской религии". Десять лет спустя сообщалось, что многие из английских моряков, порабощённых мусульманскими пиратами, "стали турками".
Далее, османские владения открывали широкие возможности для европейских христиан с низким социальным статусом, большими амбициями и хищными инстинктами. Власть и богатство! ради "панства великого" и "лакомства несчастного" европейцы готовы были отказаться от своей веры. Вполне современно - Ubi bene ibi patria.
Тогдашние публицисты обратили внимание на два тревожных момента:
1) В отличие от других злодеев, ренегат был особенно отвратителен, поскольку являлся внешне "своим", и потому становился "внутренним врагом" - вроде бы рядовой средний англичанин, моряк, торговец или путешественник, который сознательно отрёкся от бога и короля, став турком, "чужим".
2) В связи с актом отступничества ренегат не испытывал ни малейших колебаний, ни моральных, ни духовных. Сменить веру для него так же просто, как сменить шляпу - "ради бешеных денег или для сексуального желания".
Последнее играло более значительную роль, чем кажется. Когда во времена Реставрации король Карл II послал капитана Гамильтона, чтобы выкупить нескольких англичан, попавших в рабство на Варварском Берегу, те заявили, что не хотят возвращаться в Англию. "Они склонны отказаться от своего Бога ради любви турецких женщин, которые в целом очень красивы", пояснял Гамильтон.
Прямо по Горчакову -
У нас жена одна, у турок по четыре,
Один нас создал бог - и турку, и меня;
Но так мы разнимся, как ночь от бела дня,
Я говорю: жена мне следует едина,
А турок скажет мне: "Ты глупая скотина,
Держи их пятьдесят!"
Я рад, да не велят.
Кн. Д. Горчаков
"Беспристрастный зритель нынешнего века" (1794 или 1805)
Английская литература XVII века сделала ренегата одним из типажей злодея в конфликте Англии с антихристом. Фаустовский некромант представлял атеизм "новой науки"; злодей a la Макиавелли воплощал всё, чего протестанты боялись в католицизме; зловещий чернокожий мавр олицетворял Восток, а ренегат - внутреннее зло, которое приведет к краху христианского мира.
Любопытное предвидение...