Церковь Святой Троицы в Аргулисе.
Статья Михаила Балаяна. Оригинал
здесь.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, ссылаясь на предания, утверждает, что город Нахичеван был основан Ноем, а дата основания города по древнеперсидским и армянским источникам относится к 1539 году до н. э. Еще утверждают, апеллируя к науке, теперь уже наши современники, что он основан в 1500 году до н. э. Не исключая более древнего возраста города, тем не менее ради объективности отметим, что впервые на картах под названием Наксуана он упоминается во II веке н. э. в «Географии» Клавдия Птолемея, которого азербайджанские источники нередко путают с одним из полководцев Александра Македонского и единым росчерком пера относят создание труда историка ко II веку до нашей эры. В армянских источниках о крепости Нахичеван впервые повествует Мовсес Хоренаци, описывая его как часть древнего армянского царства еще с VI века до н.э. во времена правления армянского царя Тиграна I Великого. Нам же остается для пущей объективности повторить общеизвестную истину, прозвучавшую из уст немецкого филолога-лингвиста XIX века Генриха Хюбшмана, что топоним Нахичеван происходит от армянского префикса «нах» и слова «иджеван», что означает «место первой высадки».
Нахичеван… Уже много десятилетий дискуссии о нем носят политизированный характер, хотя в академических кругах история края, начиная со времен Птолемея и до сегодняшнего дня, расписана достаточно подробно и трактуется однозначно. В попытках оспорить его древнее армянское происхождение порой приводится самая абсурдная аргументация, вплоть до утверждений, что архитектурные памятники края не имеют никакого отношения к армянам, а являются наследием древних албанских племен, первыми принявших христианство и участвовавших в этногенезе современных азербайджанцев.
Правда, подобные утверждения не воспринимает всерьез ни один ученый, кроме азербайджанских, поскольку историкам отлично известно, что Албанское царство, просуществовавшее почти три столетия на левобережье реки Куры, находилось в нескольких сотнях километров от Нахичевана и исчезло в V веке, за шесть столетий до массового проникновения в Закавказье тюркских племен. Такова хронология событий, излагаемая во Всемирной истории, подкрепленная сведениями из древних источников и археологическими находками. Весьма нелогично выглядит и то обстоятельство, что «наследники» усердно разрушали последние 20 лет доказательства своего «албанского присутствия» на этой земле, именно в тот самый момент, когда азербайджанские историки с таким рвением обосновывали свои претензии на все пространство от предгорий Большого Кавказа и до озера Ван. Сегодня найти следы христианских памятников края практически невозможно. Остались только фотографии, сделанные и бережно хранимые «почему-то» (по вполне понятным причинам) именно армянскими учеными и исследователями.
КСТАТИ…
Спор за обладание Нахичеваном вели и армянские князья. Традиционно на него претендовал в силу географической близости правящий в Васпураканском княжестве род Арцруни. Край входил в состав Васпуракана до 737 года - времени арабского нашествия. В 902 году царь освободившегося от арабского владычества Анийского царства Смбат I Багратуни передал область Нахичеван во владение правящему в Васпуракане Ашоту Арцруни, но после его смерти, в 904 году, Нахичеван был передан уже Сюникским сиятельным князьям Орбелянам и Прошянам. С тех пор край постоянно находился в их юрисдикции, став одной из провинций с административным центром в крепости Ернджак. В конце XII в. крепость Ернджак и городок Джаук принадлежали князю Эликуму Орбеляну.
Побывавший в августе 2005 года, на территории Нахичевана шотландец Стивен Сим из Глазго успел объехать больше десятка мест, где когда-то находились сохранившиеся и полуразрушенные, пережившие даже советскую атеистическую эпоху армянские церкви, но ни одной из них не увидел - даже руин. Все было тщательно уничтожено. Взрослые недружелюбно заявляли, что ничего подобного здесь никогда не было, а дети по наивности сообщали, что церкви снесли несколько лет назад. Как пишет в своей книге Стивен Сим, жители села Шурут мрачно ему заявили, что «в Нахичеване нигде и никогда не было армянских церквей, здесь никогда не жили армяне, никогда не существовало церкви в Абракунисе, никогда не существовало церкви в Шуруте, никогда не существовало церкви в Джульфе». Очень быстро шотландец оказался в руках правоохранительных органов, и ему дали несколько часов покинуть пределы автономии. Святой простоте жителей села удивляться особенно не стоит. Максимум, что они могут помнить, так это то, что здесь жили деды их дедов, а уж о том, что было раньше, им неведомо, да и неинтересно. Снесли армянскую церковь - ну и хорошо. Но с такой же легкостью «снести» глубокий след, оставленный в этом крае трехтысячелетней историей Древней Армении и Персии, - труд неблагодарный и нелегкий. В древнем Агулисе проповедовал еще Апостол Фаддей, который возвел там первую церковь. Агулис был одним из богатых древних городов, где существовали духовные школы-скриптории, богатая библиотека-читальня и 12 великолепных монастырей и церквей, три из которых были возведены еще в I-IV веках. Посланный в 1253 году французским королем Людовиком IX в качестве миссионера к монголам монах-минорит Вильгельм де Рубрук, посетивший во время путешествия Нахичеван, в своих отчетах писал, что «прежде в нем было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленькие, остальные разрушили сарацины». Об этом сообщал и итальянский монах-францисканец, направленный папой Иннокентием IV в земли, захваченные монголо-татарами.
Или, например, древняя Джуга (Джульфа), известная в средние века богатыми купцами, торговавшими от Индии до Венеции. Свое дело они продолжили и после того, как персидский шах Аббас переселил в 1604 году все население края, в том числе и жителей этого города, вглубь Персии, близ Исфахана. Уже через полвека они вновь разбогатели настолько, что могли себе позволить поднести в подарок русскому царю Алексею Михайловичу трон, украшенный ажурными пластинами из золота и серебра, алмазами, рубинами и бирюзой. На его украшение пошло более восьмисот алмазов, что и определило его название - алмазный. Ныне он находится в постоянной экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля. В целом судьба Нахичеванского края во многом повторила историю самой Армении, с той лишь разницей, что с момента возникновения Османской империи она стала ареной постоянных многовековых войн, но прежние войны Персии с Римом и Византией, принося разорение, тем не менее не отличались столь большой жестокостью по отношению к местному населению в мирное время. Чтобы иметь общее представление о тяжелом положении всех христиан в Османской империи, и в частности армян, достаточно ознакомиться с Кодексом Османской империи в части, касающейся христиан: «Христианин не имеет права занимать государственный пост. Христианам запрещается строить дом выше, чем дом мусульманина. Христианин должен носить одежду серого цвета и не имеет права выкрашивать свой дом в яркий цвет. Если христианин едет на лошади и перед ним идет пеший мусульманин, то христианин должен слезть с лошади и предложить свою лошадь мусульманину». Были поставлены ограничения на ремонт церквей и категорически запрещалось строить новые. Вот так большая часть раннесредневековых памятников Нахичевана в течение нескольких столетий была уничтожена арабами, другая, начиная с IX века, - вторгавшимися на Армянское нагорье кочевыми племенами турок-сельджуков и татаро-монголов в период разрушительных походов Османской Турции. А то, что осталось, было разрушено уже в наши дни. Последним актом вандализма стало уничтожение несколько лет назад более 5 тысяч средневековых армянских хачкаров на территории Старой Джуги. А в целом за годы нахождения Нахичевана в составе Азербайджана разрушено и стерто с лица земли 27 тысяч очагов армянского культурного наследия VII-XIX веков: церквей, монастырей, часовен и надгробных хачкаров, представляющих общечеловеческую, историческую и культурную ценность. Нет в настоящее время в Нахичеване и ни одного армянина.
Орнаменты купола церкви св.Христофора.
Много лет назад, в конце 60-х годов, Карен Серобович Демирчян, еще до того, как стал Первым секретарем ЦК КП Армении, побывал в Агулисе. Этот факт его биографии отмечен в книге «Память», написанной Риммой Демирчян: «(Аргулис)... безжизненный, словно давно заброшенный и вымерший, с сохранившимися местами богатыми особняками, с небольшими полуразвалившимися глинобитными домами, обнесенными глиняными стенами, с немощенными пыльными улицами. Карен Демирчян долго осматривал памятники. Впечатление было гнетущее: на глазах осквернялась и гибла история. Карену особенно понравились два хачкара и тапанакар (надгробие), он попросил Сабира Николаевича любой ценой, тайно или явно, перебросить их в Армению, что тот и сделал. Сейчас они хранятся в этнографическом музее Сардарапата». Это небольшая толика из того малого, что удалось спасти.
Верхний орнамент с барельефом хачкара из Старой Джуги. 1602 г. Ныне хранится в Эчмиадзине. Фото Алексея Орлова.
КСТАТИ…
Как свидетельствует Руфинус из Аквилы в 378 году, язычники из Севастии по требованию Юлиана Отступника в 362 году разгромили гробницу Иоанна Крестителя, сожгли его останки и развеяли пепел. Однако Симеон Метафраст сообщает, что «патриарх Иерусалимский, узнав заблаговременно о приказе Юлиана, тайно взял из гроба мощи Крестителя и послал их на сохранение в Александрию». Сегодня частицы Святых мощей хранятся в различных церквях по всему миру. Одна из них, как писал армянский историк Аракел Даврижеци в своей «Книге историй», находилась в Армении: «После разорения Джуги в 1605 году некий кладоискатель обнаружил в джугинской церкви Св. Богородицы, в восточной стене главного алтаря, Святые мощи. Вместе с ними хранился кусок пергамента со следующей надписью: «Это частицы мощей Святого Иоанна Предтечи, которые Григор Лусаворич привез в Армению и поместил в городе Храме, а во время разорения города Храма в 972 году армянского летоисчисления они были перенесены из местного монастыря в Джугу».
Дополнительно по теме:
В.А. Шнирельман. Албанский миф.
http://www.vehi.net/istoriya/armenia/albanskymif.html