Обложка французского журнала, на которой изображена резня 1909 года в Адане.
Продолжаю публиковать мой перевод книги "Сейфо. Ассирийский геноцид. Когда, где, как" Дэвида Гонта (Gaunt), профессора истории в
Университете Сёдертёрн (Södertörn) Глава четвёртая. Насилие и резня.
Уязвимость
ассирийцев от вражеских нападений увеличилась в XIX веке. Они были этно - религиозным сообществом, что выделяло их во времена возрастания национальных и религиозных трений. Повседневная жизнь включала в себя элементы религиозно мотивированного насилия, и маленькое ассирийское сообщество оказалось беззащитно. Систематические бойни имели место вновь и вновь, что можно рассматривать как ступени на пути к полномасштабному геноциду. Ежедневная жестокость приучила население к безнаказанному насилию и распространяла атмосферу враждебности и дегуманизации немусульманских соседей.
Впервые мировое общественное мнение было осведомлено о бедственном положении ассирийцев в 1840 - е годы. Бадрхан, могущественный эмир
Бохтана и Нуралла Бей, эмир
Хаккяри начали осуществлять совместные атаки на ассирийцев в Хаккяри, Бохтане и Тур Абдине летом 1843 года.
Многие ассирийцы из Хаккяри были убиты в своих деревнях. Обращение в ислам было единственным способом спастись. Многие женщины и юноши попали в плен и их продали на невольничьем рынке в Сизре (Cizre). Деревни подверглись разграблению, а скот угнан. Позднее Бадрхан приказал убить сиро - православного епископа Азаха в
Тур Абдине. Западные дипломаты сообщали, что Бадрхан имел поддержку османского правительства, и целью нападений было стремление раз и навсегда сокрушить несторианские ассирийские племена. По оценкам 10000 ассирийцев было убито, несколько сотен обращены в рабство. В ходе нового вторжения в 1846 году нападению подверглись деревни в ранее не тронутой долине Тхума. Эти кампании подорвали традиционную автономию ассирийцев. Они оказались не в состоянии более защищать самих себя и вынуждены были искать союза с более могущественными силами - на местном уровне с курдскими племенами, на общегосударственном уровне - с султанским правительством, на международном уровне - с великими державами, такими как Россия и Англия. Анти-ассирийская кампания Бадрхана продолжалась вплоть до 1847 года, когда под давлением иностранных государств султанское правительство вмешалось в события, и Бадрхана сослали на Кипр. Его преемник продолжил преследования, но в меньших масштабах. Несколько десятилетий позже ассирийцы собрали бойцов, когда османская армия была послана выселить курдские племена из Тур Абдина. Тогда же султан пожаловал главе христиан города Мидьят Ханне Сафер (Hanne Safer) титул паши в обмен на лояльность.
Следующая большая волна убийств прокатилась в 1890 - е годы. Политическое преследование сфокусировалось на армянских христианах, создавших влиятельное национальное движение. Армянское движение добивалось возможности участия в политической жизни восточной Анатолии, в то время как его меньшая часть взялась за оружие во имя полной независимости. Одновременно султан Абдул - Хамид добивался поддержки от исламистов и создавал курдскую кавалерию
Хамидие, которую предполагалось использовать против возможных восстаний армян. В 1895 году в различных частях Османской империи прокатились волнения, направленные против армян. Ассирийцы в юго - восточной Анатолии оказались вовлечены в эти события. В ноябре и декабре 1895 года подверглись нападению христиане в Дьярбакыре. Влиятельные мусульманские чиновники, включая мэра, были названы впоследствии в качестве подстрекателей к беспорядкам. Толпа, состоявшая из городских жителей и представителей кочевых племён, уничтожила дома и магазины христиан, при этом погибло более чем тысяча человек. Большинство жертв были армяне, но множество ассирийцев также пострадали. Многих лидеров христиан бросили в тюрьму. Сожжён базар и уничтожены магазины. По оценке французского консула, кроме 1000 армян, погибло около 150 сиро-православных ассирийцев, 3
сиро - католика и 14
халдеев. В дополнение ко всему, разграблено почти 90 ассирийских домов и сожжено 300 принадлежавших ассирийцам магазинов. Другие населённые пункты, где ассирийцы подверглись резне: Саадие (Sa'diye), Катрабель (Katrabel), Карабаш (Karabash) возле Дьярбакыра, Голие (Goliye (Kesor)), Бенебиль (Benebil) и другие деревни возле Мардина; в городах Нусайбин, Сильван (Silvan) и Сиверек (Siverek). Сиро - православный патриархат в монастыре Зафаран в течение месяца подвергался обстрелам. Однако, временами османские солдаты защищали ассирийцев. Ибрагим - паша, вождь конфедерации Милли даровал армянам и ассирийцам убежище в своём родном городе Вераншехире (Veranshehir). Курдский ага Дерика (Derike) удержал других курдов от атак на его поселение. Планировавшуюся резню ассирийцев в Мардине остановили лидеры альянса курдских кланов из Мишкевийе (Mishkeviye), Дашие (Dashiye) и Мандалкание (Mandalkaniye), защившие город от нашествия племён, кочевавших в окрестностях. Даже в тех районах, где христиане находились под защитой, против них были выдвинуты серьезные обвинения, озвучено много угроз со стороны фанатиков. Религиозно-вдохновленная враждебность ещё более усилилась после массовых убийств. Христиане имели веские основания подозревать, что султан поощрял насилие. Правительство же обвиняло христиан в провоцировании нападений из-за их политических требований.
Новая большая резня произошла в 1909 году. Большинство случаев насилия имело место в городе Адана на побережье Средиземного моря. Город и его окрестности были в то время вероятно самым индустриально развитым регионом в Анатолии. Там в большом количестве выращивался хлопок, и для ткацкого производства было построено много фабрик. Армяне и ассирийцы часто являлись владельцами местных фабрик и составляли рабочий класс провинции. Резня имела политическую подоплёку.
Младотурецкая революция ввела конституцию, хотя султан остался у власти. В апреле его сторонники предприняли неудачную попытку путча. Не ясно, кто основной виновник резни христиан - либо люди султана, либо младотурки, но и те и другие приняли в событиях деятельное участие. Политическим мотивом резни было распространённое среди консерваторов мнение о поддержке христианами младотурок в их противостоянии с султаном. В ходе резни убито более чем 2000 армян и свыше 600 ассирийцев различных деноминаций. Специально уполномоченный проводить расследование представитель Национальной Ассамблеи писал, что антихристианское насилие вступило в новую фазу, когда не делалось различия между представителями разных деноминаций. Он отметил, что ранее при погромах щадили женщин и детей, а также христиан, не являвшихся армянами. «В Адане же не делалось различий между христианами. Были убиты и сиро - православные и сиро - католики, не имевшие с армянами языкового единства - они говорили на арабском».
Антихристианское насилие постоянно возрастало в период с вторжения Бадрхана в 1843 году до беспорядков в Адане в 1909 году. Насилие, конкретно направленное против ассирийцев, происходило постоянно, но со временем все больше и больше начинало увязываться с усилением враждебности по отношению к армянам. Мотивация для насилия складывалась из многих причин, включая нехватку земель у кочевых племён, турецкий политический и культурный национализм и религиозный язык вражды. В противоположность гомогенным армянам, говорившим на одном языке и принадлежавшим к одной Церкви, ассирийцы были ужасающе разделены - на различные деноминации, проживали на различных удалённых территориях и говорили на различных языках. Эти различия препятствовали развитию объединённого массового политического движения и ассирийцы в целом оказались довольно слабы когда разразилась Первая мировая война. Кроме того, правительство рассматривало их как потенциально опасных бунтовщиков и предателей, способных создать угрозу существованию нации.
Предыдущие части книги:
http://serg-slavorum.livejournal.com/2340842.html http://serg-slavorum.livejournal.com/2341034.html http://serg-slavorum.livejournal.com/2405394.html