Среди пионеров-героев были не только "Павлики Морозовы", сдававшие своих родных и близких карательным органам режима:
http://serg-slavorum.livejournal.com/2394246.html Не только подростки, использовавшиеся большевиками в качестве террористов и диверсантов:
http://serg-slavorum.livejournal.com/2267952.html Но и совершенно фейковые персонажи.
Знакомьтесь, если кто не знаком. Гриша Акопян, пионер-герой Азербайджана уже смешно
Официальное савецкое "Житие":
https://sheba.spb.ru/bib/geroi-hakobyan.htm Статья в Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%B0_%D0%90%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D1%8F%D0%BD
Советский теплоход, названный в честь Гриши Акопяна. О событиях во Вьетнаме, связанным c этим судном можно прочитать
здесь.
Однако, согласно современным исследованиям, героический пионер возможно оказался одним из ближайших родственников
поручика Киже:
Гриша Акопян, армянский мальчик из азербайджанского города Гянджа, стал очередным советским клоном Павлика Морозова. Наш корреспондент Ялчин Таироглу - о том, что помнят жители города о Грише Акопяне.
Ялчин Таироглу: Людей, кто мог бы быть свидетелем или современником событий конца 20-ых - начала 30-ых годов в городе практически не осталось.
Более молодое поколение, спустя двенадцать лет, прошедших после развала коммунистического режима, вопросы, связанные с так называемыми героями того времени, воспринимает с удивлением.
47-летний корреспондент Азербайджанского государственного телевидения по Гянджинскому региону Ахмед Кадыроглу говорит, что слышал историю о Грише Акопяне, однако не считает ее реальной.
Появление того или иного так называемого героя в России, приводило к тому, что на местах, то есть в союзных республиках, обычно появлялись его последователи. По всей видимости, именно это и произошло в случае с Павликом Морозовым и Гришей Акопяном.
Преподавательница одного из Гянджинских высших учебных заведений Аделя Бахшиева также считает Гришу Акопяна вымышленным героем.
А то, что таким героем был сделан выходец из второго по величине азербайджанского города Гянджи - армянин по национальности, могло иметь две причины.
С одной стороны, это могло говорить об интернационализме советского Азербайджана.
По другой версии, нарушение традиционного для Кавказа, особенно для мусульманской семьи, устоя уважения к старшим со стороны азербайджанца могло бы показаться еще менее правдоподобным по сравнению с мальчиком армянского происхождения.
Аналогичного мнения придерживается ученый-историк Муса Гасымов. Если сравнить материалы прессы и секретные документы архивов после 20-х годов, нетрудно заметить существенную разницу между реальной действительностью и пропагандой.
А большинство гянджинцев, к которым мы обратились, не помнят или не знают о Грише Акопяне ничего.
https://www.svoboda.org/a/24198174.html Можно ещё высказать такое неполиткорректное предположение: армянский мальчик Гриша Акопян вполне мог существовать, но пал жертвой межнационального конфликта между армянами и азербайджанцами. А потом, во имя дружбы народов, из него сделали жертву классовой борьбы. Примечательно, что в официальном савецком "Житии" классовые враги, оборвавшие жизнь пионера носят армянские имена Арменак, Симон и Алексан. Соответственно пионеров - героев из числа этнических азербайджанцев убивают кулаки - азербайджанцы (пионерку Лятифу - "дядя Гюльали"). Такая вот политкорректность по советски, да.
Небольшая историческая справка.
Напомню, в Гяндже (в советские времена носил название Кировобад) армяне жили со времён Великой Армении. Во времена великого
Низами Гянджеви (которого в советские времена неизвестно с какого бодуна записали в азербайджанские поэты, хотя у него нет ни строчки на тюркском наречии) большинство населения города
составляли персы и армяне. Пришлые тюркские кочевники основательно заселили эти края лишь в позднее средневековье.
По данным 1892 года в Гяндже (в царские времена - Елисаветполь) насчитывалось 25 758 жителей (из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524. Ареной кровавых стычек между христианами-армянами и мусульманами-тюрками город стал в 1905 году. В результате оказался разделённым на две части.
После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха 21 ноября 1988 года в городе имели место попытки устроить армянские погромы, которые были предотвращены усилиями советской армии и местной милиции. Однако ввиду напряжённой межэтнической атмосферы армянское население было вынуждено покинуть город.
http://palomniki.su/countries/az/g04/giandja.htm После изгнания армян, азербайджанские власти попытались стереть всякое напоминание об армянском присутствии.
оставшиеся армянские церкви в городе превращены либо в музей, либо в филармонию. "В Гандзаке (Гянджа) из шести армянских церквей были полностью снесены две, одна переделана в клуб, две в музей и филармонию. В результате так называемых "реставрационных" работ были полностью уничтожены следы армянской архитектуры и надписи на армянском языке" Не удивлюсь, что азербайджанцы также успешно "забыли" и пионера-героя (реального или вымышленного, не важно) из -за его армянской фамилии.
UPD: Некоторые подробности:
Насколько я понял, армянский аналог Павлика Морозова из азербайджанского города Гянджи - литературный вымысел писателя Саркиса Мнацаканяна, написавшего в 1958 году книгу "Герой пионер Гриша Акопян". Саму книгу я не нашёл, хотя вот есть одноимённый детский диафильм 1960 года, где Мнацаканян указан в выходных данных как консультант.
вот что упоминает Леонард Кондрашенко в книге "Артек":
В 1929 году, после I Всесоюзного слёта, С.М.Мнацаканян отдыхал в Артеке. Он был председателем совета отряда, звеньевым в этом отряде был Гриша Акопян, будущий пионер-герой.
Из этого следует, что пионер Гриша Акопян на самом деле существовал, или по крайней мере имел реального прототипа - а вот как обстоит дело с подвигом, неизвестно, по крайней мере мне ничего более достоверного об этом мне найти не удалось.