Click to view
Службу ведёт ассирийский священник (каша) Никадемус Юханаев из Армении.
По преданию Ассирийской Церкви Востока понедельник после Праздника Воскресения Христа называется понедельником разбойника. Название этого дня связано с тем разбойником, который был распят по правую сторону Христа, и уверовав в Господа, получил обещание пребывания в раю. В песнопениях Праздника Воскресения этот эпизод воспевается так:
“Иисус, не стыжусь твоего креста, - крикнул разбойник справа,- и каким образом я здесь с тобою, да пребуду с тобой и в небесах. И отпусти долги и грехи мои, и прости все злодеяния мои и помилуй меня благодатью своею, о Господи. Не стыжусь креста твоего, Иисус,- крикнул разбойник, уверовавший в тебя,- если меня привязали грехи мои из-за множества провинностей моих, то тебя, о обильное море благодати, с завистью распяли безбожники. Прошу тебя, не поминай провинностей моих и как пострадал с тобой на кресте, да буду с тобой в Царстве Твоем и помилуй меня благодатью свой, о Господи. Два разбойника были распяты с одним небесным сокровищем. Тот, который был справа не отставал красть и последней кражей доблестно вошел в сад Эдемский, крича и умоляя,- о оставляющий грехи Господь и спаситель мой, вспомни меня, когда придешь Ты с великой славой своих ангелов, ибо я верую Господь мой, что Ты есть Бог,- а те богоборцы кричали,- распните его, распните. ”
“Блажен ты разбойник, который был справа, ибо ты уверовал в Живого Сына Божьего, который заветовал тебе, что с ним будешь в раю и обещал тебе бесконечное веселье и Царство без конца и края, когда явится с великой славой своих ангелов. И мы, что Его крестом обороняемся и ему [Кресту] поклоняемся и величаем, дабы тот был нам высокой оградой и опорой и охраной наших жизней и утешителем наших душ. И чтоб он опустил свою руку помощи на наш народ и пролил свою благодать и милость на души ему поклоняемых, ибо их взор направлен к Нему”.
В этот день Церковь поминает усопших и дает им благую весть Воскресения Христова. И когда мы в понедельник поднимаемся на кладбища, не означает, что мы должны оплакивать наших родных и близких, а наоборот, должны благовестить их о Воскресении Христа, тем самым упомянув о будущем воскресении мертвых и о Царстве Небесном. В предании нашей Церкви для этого дня существует очень красивый обряд, который так и называется “разбойник” (гаяса - ܓܝܣܐ). Суть этой сценировки состоит в том, что разбойник, которому Иисус обещал пребывание в раю, у врат рая входит в диалог с ангелом, который огненным мечом охраняет рай Эдемский. Так один дьякон, олицетворяющий разбойника, стоит внизу, а другой, который символизирует рай охраняющий ангела, с длинным прутом, на которого прикреплены свечи, стоит в алтаре, у входа. После длительного диалога разбойник вынимает крест, и ангел увидев знамя Господа, отпускает разбойника в алтарь, который символизирует Царство Небесное.
Также в этот день в церкви разыгрывают сцену по написанной Нарсаем метрической гомилии «Вход Кающегося разбойника» в Рай. Диакон (или в некоторых случаях мальчик), изображающий Кающегося Разбойника, стоит в нижней части Хайклы (нефа), а священник, представляющий Ангела, охраняющего врата Рая держит копье, украшенное свечами, символизирующее пламенный меч, стоя перед дверью алтаря и отталкивая его, когда он пытается войти. Разбойник просит ангела открыть дверь Рая ему, ангел отвечает: «Невозможно для человека войти в это место, почему ты пришёл?» После диалога разбойник показывает крест, который он скрывал и говорит: «Это знак моего Господа, что я могу войти» Тогда ангел отступает перед святым Крестом и со словами «Теперь ты показал это, я не могу устоять перед сим знаком. Добро пожаловать." отдергивает занавес, и разбойник заходит (в импровизированный рай - алтарь).
Из книги Сурмы д’Бет Мар Шиммун (сестры патриарха-католикоса Мар Биньямина Шиммуна XXI) «Традиции Ассирийской Церкви и убийство Мар Шиммуна». Глава IV. Пасха и Евхаристия. Как мы отмечаем Воскресение Христово.
http://serg-slavorum.livejournal.com/2214158.html