- То, что мы видели, - ужасно, - не сдерживается Мария Шевченко. - Разрытые могилы - большие, квадратные. Наши военнопленные вытягивали из них трупы и складывали штабелями. В одной яме было 150-200 людей. Тела присыпаны сверху известью. А поверх могил - качели, травка росла. В парке между деревьями натянули веревки и развесили одежду. Женщины ходили между рядами и узнавали - одежду, трупы. Крики, вздохи, плач. В витринах, где сейчас касса аэропорта, выставили найденные в могилах документы.
Тело отца Галина Головко не нашла. Опознала только покрывало, которое мать дала, когда его арестовали.
- По волосам узнали акушерку из нашего села, - добавляет Мария Шевченко. - У нее были две длинные очень красивые косы. Лет 40 ей было. За что ее убили? Может за то, что была полькой. К нам с Галей подошел корреспондент "Винницких вестей", представился Аполлоном Трембовецким. Но мы боялись опоздать на поезд и не стали с ним говорить. А тех, с кем он говорил и их фамилии напечатали, потом расстреляли.
Аутопсия (вскрытие) - судебно-медицинская процедура
Среди идентифицированных 679 трупов (среди них 20 женщин) было 490 украинцев, 28 поляков, национальность 161 установить не удалось.
Семья нашла фото своего родственника.
Н.Пушкарский спрашивает:
«Кто же были эти жертвы? Представители дореволюционных привилегированных классов? Помещики? Генералы? Фабриканты? Капиталисты?
Ответ на этот вопрос дают протоколы установления личностей первых опознанных трупов. Вот результат:
крестьян - 212
рабочих - 62
служащих - 51
специалистов-интеллигентов - 26
военных - 16
священников - 4.
Все они - винничане, что дает основания предполагать, что в каждом областном центре (а таковых в СССР больше сотни) могут быть обнаружены такие же могилы».
Тело калеки с деревянным протезом
Георгий Александров в эссе «Я был в Виннице» в 1948 году писал:
«Даже немецких заплечных дел мастеров потрясла просьба одной украинской крестьянки вернуть ей полушубок мужа, - полушубок, пролежавший шесть лет с трупом в могиле, чтобы сшить из него теплую одежонку разутым и раздетым детям, как оставила их советская власть, убившая отца и бросившая детей на произвол немцам. - Будущие историки великой сталинской эпохи! Внесите в ваши летописи это страшное ходатайство простой украинской женщины!»
Выводы комиссии
16 ноября 1943 года немецкая комиссия послала в Берлин окончательный "Отчет о результатах криминалистического расследования массовых убийств в Виннице". В нем детально описано захоронение и количество найденных останков. В разделе "Результаты осмотра тел" отмечено:
"Все мужские тела были одеты; качество и состояние одежды свидетельствуют, что принадлежали они к сельскому населению. Однако из 169 женских тел 49 были полностью раздеты, в то же время на других были только нижние рубашки. По судебно-медицинской экспертизе, голые и полуголые женские трупы принадлежали к младшей и средней возрастным группам. Возраст большинства мужчин - от 30 до 40 лет. За единственным исключением, все мужские трупы имели связанные за спиной грубой двойной конопляной веревкой руки. На 24 телах были также цепи на ногах; семь связаны за предплечья. На шее двух тел были петли, а на нескольких других - петли из скрученных платков или шалей. Три тела, кроме этого, имели кляпы во рту. Однако женские тела, за редким исключением, не были связаны. Судебно-медицинское обследование обнаружило на задней поверхности шеи большинства трупов огнестрельные раны. Чаще всего случались двойные раны, хотя были случаи трех и четыре выстрелов в жертву".
Пулевое отверстие в районе шеи одной из жертв
Паталогоанатомы из международной комиссии исследуют тело жертвы НКВД
Реакция СМИ
Газеты в Украине и во многих странах Европы освещали это событие. Например, одна из миланских газет писала:
«Массовые могилы под Винницей - страшная картина большевистской бесчеловечности. Там жертвами большевистского террора пали более 10000 украинцев, которые для палачей из ОГПУ-НКВД были недостаточно красными. Вершиной рафинированной звериной жестокости большевиков было то, что над могилами замученных были построены сооружения для развлечений. И дети, не зная об этом, развлекались на трупах своих отцов».
Одна из женщин дает показания зарубежным корреспондентам
Газета «Deutsche Ukraine Zeitung» в статье под названием «Обнаруженные массовые убийства НКВД в Виннице - новое свидетельство кровавого господства Сталина» пишет:
«Убийство собственного народа является составной частью большевистской системы - и это было не открытием какой-либо тайны, а только - подробностей методов и целей некультурной и нигилистической системы, предпосылкой существования которой являются террор и уничтожение населения. События в Виннице - один из примеров того, на что способен нечеловеческий режим, от которого должны быть защищены все европейские народы.»
Иная оценка пришла из Москвы. 12 августа 1943 года большевицкие газеты «Правда» и «Известия» опубликовали сообщение Совинформбюро:
«Берлинские провокаторы ныне объявляют о якобы «случайных» находках массовых могил, пытаясь приписать свои чудовищные злодеяния советским властям. Гитлеровцы разыгрывают в Виннице над трупами своих жертв гнусную и наглую комедию. Убийцы, чьи руки обагрены невинной кровью, откапывают трупы людей, которых они уничтожили, устраивают балаганные инсценировки на их могилах. Такой мерзости и такого лицемерия мир еще не видел».
Немцами был также снят 10-минутный документальный фильм.
Click to view
Прощание с жертвами большевизма
В начале лета 1943 года в городе началось перезахоронение обнаруженных останков. Почти все поднятые из массовых могил были по христианскому обряду постепенно перезахоронены в семи больших братских могилах.
Женщины оплакивают жертв НКВД. Винница, август 1943 года.
Поэт и журналист Леонид Лиман сразу после войны вспоминал:
«Христианские похороны происходили до осени [с 12 июня по 3 октября 1943]. В похоронах массовое участие принимало местное население, люди со всей Украины, а также делегаты европейских народов. В свежевырытых могилах бережно складывали трупы. Их сопровождал в последний путь неописуемый плач родственников; он сливался с плачем тех, кто не мог сдержать сердца перед такой картиной. Плач сплетался с молитвенным пением хора, несся в голубое небо к вечному Богу, чтобы Он услышал жалобу обиженного народа. На ряды черных трупов опадают спелые плоды овощного сада. Отдавая последний долг, люди бросают в могилу цветы, венки и землю; бросает землю, привезенную из своей родины, представитель малого греческого народа. [...] Так закладывался в Виннице новый христианское кладбище. Могилы украшали венки, которые возложили представители многих европейских народов».
12 июня 1943 года на первых похоронах православный епископ Евлогий произнёс такие слова:
«Сегодня мы вознесли свои молитвы к престолу Всевышнего за тех, кто при разлуке с жизнью был лишён молитвы Божьей, кто терпел муки и брошен в страшные могилы. Эти жертвы были убиты тайным способом. Палачи думали, что их злодеяния останутся навеки тайной. Эти мученики лежат безмолвно здесь в могиле своими телами, но у них есть бессмертная душа. Память о них будет жить в сердцах наших всегда»
На собранные средства был сооружен временный обелиск с надписью «Тут похоронены жертвы сталинизма».
Жертвы НКВД назвали "жертвами фашизма"
Красная армия вошла в Винницу 20 марта 1944 года. На обелиске сразу же написали «Тут похоронены жертвы фашизма». Сразу после освобождения города органы НКВД начали искать и арестовывать тех, кто давал показания немецкой криминальной полиции и свидетелей раскопок, выступавших в газетах в период оккупации или даже просто рассказывавших о них соседям. В конце марта по указанию комиссара Раппопорта расстреляли и похоронили в Центральном парке почти сто человек. В основном женщин, которые за полгода до этого узнавали тела родных.
На Нюрнбергском процессе советские представители сделали все, чтобы не допустить распространения информации о событиях.
В годы «холодной войны» многочисленные публикации о винницкой трагедии публиковались в украинской эмигрантской прессе. Диаспора сохраняла память о трагедии, говоря о геноциде украинской нации. В самой Украине первые публикации о массовых убийствах 1937-1938 гг. в Виннице появились в 1988 (!) году. Они назвали трагедию «винницкими Куропатами» (в этом месте около Минска в Белоруссии были обнаружены массовые захоронения людей, уничтоженных НКВД).
Плакат "Вінниця. Завжди пам'ятай про це"
За несколько лет до этого, в начале 1980-х годов, винницкая власть решила соорудить здание ритуальных услуг, которое располагалось как раз над упоминавшимися семью братскими могилами, где покоились перезахороненные останки. Во время строительства экскаваторами выгребли большое количество человеческих черепов и костей и вывезли их самосвалами. Сейчас здание ритуальных услуг арендует Украинская автокефальная православная церковь. Около здания сооружен памятный знак жертвам большевистского террора.
В начале 2000-х годов в Виннице у всех мест захоронений НКВД были установлены памятники.
По результатам современных исследований, считается, что общее количество репрессированных в период в 1937-1941 гг. в Виннице и области составляет около 20 000 человек.
Перефразируя известное высказывание «Война не закончена, пока не похоронен последний убитый солдат», можно сказать: «Пока не похоронена и не упомянута последняя жертва тоталитарного режима, война с ним не закончена». Долг памяти обязывает нас сделать это, иначе мы еще долго будем жить в советском прошлом, при этом искренне недоумевая, почему остаемся «совками». В конце концов, какая разница - «советская демократия» это или просто демократия, если власть обслуживает только свои интересы, не заботится о своих гражданах, культивирует историческую амнезию.
Прошлое забывать опасно, ибо - извините за банальность - без прошлого нет будущего. Какое будущее у людей, пляшущих на останках своих предков?
Отсюда.