Библейские самаритяне существуют и в наши дни.

Apr 16, 2017 13:54

Оригинал взят у lorien22 в Община самаритян на горе Гризим
Посетил общину Самаритян на горе Гризим





В последнее время не посещал самаритян и не писал о них только, пожалуй, самый ленивый. На следующей неделе у них Песах, и там вообще будет столпотворение. Поэтому я не ставлю цель рассказать об этих захватывающих людях что-то особенное, или оригинальное. Это просто мои личные впечатления, так как я добрался до них впервые, и знал до этого очень мало.




Итак приступим. Самарятине - это типа евреи, но не совсем. Они соблюдают еврейские традиции, но только те, о которых написано в Торе. Все остальные книги они не признают. Они куда более консервативны, чем евреи - среди них нет тех, кто не соблюдает. Ты либо религиозный, либо не самаритянин. Так и живут.




Это Абед, или по нашему Овадия, который рассказал нам немного про самаритян. Как и евреев, самаритян в мире не особо любят. Всю человеческую историю их истребляли все, кому не лень - римляне, византийцы, персы, турки, османы, арабы, христиане, да наверное и евреи. По словам Овадии в древние времена их община насчитывала три миллиона человек. думаю это число сильно завышено, но когда-то они действительно были огромной общиной, и достаточно могущественной. Любовь к умерщвлению ближнего своего привела к тому, что к 1921 году во всем мире их осталось 146 человек(!). Сегодня их община в Израиле насчитывает 750 человек - половина живет на горе Гризим, половина где-то на границе южного Тель-Авива и Холона.




Причина, побудившая часть общины перебраться в Холон чисто экономическая - работы на всех не хватало, и люди не хотели умирать с голоду. При этом отметим, что в данный момент самаритяне отнюдь не бедствуют - в основном они считаются "белым воротничком", среди них нет чернорабочих, все они имеют образование. В Холоне они считаются чуть более либеральными, но по прежнему соблюдают все традиции, и у каждого есть свой дом на горе Гризим.




Это вся деревня самаритян - Кфар-Луза. Чуть в стороне виднеется знаменитая вилла арабского миллионера Муниба аль-Масри. О ней поподробнее.




Муниб Аль-Масри родился в Шхеме, и имеет вторую степень по геологии. Свой капитал он сколотил собственноручно (очевидно был связан с нефтяными делами в Техасе). Как сказал Овадия, когда заходишь на виллу, сразу видно, сколько денег у этого человека. "Вы не сможете позволить себе даже крыльцо, которое ведет в дом", - сказал он.




Вилла аль-Масри является копией виллы Ла-Ротонда - загородного дома,построенного знаменитым архитектором Андреа Палладио на вершине холма под Виченцой для вышедшего в отставку ватиканского чиновника Паоло Альмерико. После перехода в 1591 г. в собственность братьев Капра вилла Альмерико была переименована в виллу Капра. Иногда её называют вилла Альмерико-Капра. Так выглядит оригинал (фото из Википедии).




С виллы Аль-Масри открывается вид на весь Шхем.




Но вернемся пока к самаритянам. Как я уже говорил, самаритяне народ исключительный, и это чудо, что им удалось выжить. Молятся они на древнем иврите, абсолютно непохожим на тот язык, которым пользуются современные израильтяне.




Свитки Торы самаритян тоже написаны на древнем иврите.




Деревня самаритян полна объектами - несмотря на малочисленность в ней есть, кроме синагоги и самой горы Гризим, полигон для жертвоприношения баранофф, общинный центр, потрясающий музей, три ресторана. Они даже производят собственный арак.




Стоит маленькая бутылка сего ангельского напитка где-то 80 шекелей. Причем они его не экспортируют, так что купить его можно только в самой деревне. Ну а теперь немного о самом музее.




О музее и еще раз о самих самаритянах рассказал нам коэн Йефет. Это абсолютно уникальный человек. Весь музей он создал сам, без какой-либо финансовой поддержки. Говорил с большим энтузиазмом, и видно было, насколько ему важно его прошлое.




По его словам, он знает свое происхождение целых 163 поколения назад (он даже предоставил доказательство - свое родословное дерево).




Коэн Йефет еще много чего рассказывал - в том числе и почему самаритяне настоящие евреи, итак далее. Само собой его версия очень отличается от израильской, но и наши местные раввины любят байки рассказывать. Я свое мнение здесь высказывать не буду, поскольку пост туристический, а не политический.




В музее было еще много прикольных артефактов. Мне например очень понравился этот домовенок.




Или например древний коммунистический сосуд.




"Зовите меня Ишмаэль" (с) - не смог удержаться от цитаты из любимой книги.




В центре спора самаритян и евреев - гора Гризим против Иерусалима. Самаритяне верят, что с горы Гризим началось сотворение мира, на ней жил Адам со своей семьей, а также именно там едва не произошло жертвоприношение Ицхака. Во что верят евреи в современном Израиле разобраться сложно, но самое святое место для них - Храмовая гора в Иерусалиме (также как для христиан - Храм Гроба Господня, где находится, по их мнению, пуп земли).




Мне лично гора Гризим нравится видом, который с нее открывается на Шхем.




Лестница в гору.




К сожалению в Шхеме я пока не был, поскольку въезд туда израильтянам запрещен. Говорят там есть некоторое количество древностей, которые плохо сохраняются. Христианам там тоже не сахар - мусульмане народ, толерантностью обычно не отличающийся. Большинство церквей порушено, только одна главная еще стоит. Я бы очень хотел в нее попасть.




Сам Шхем, как я уже упоминал, напоминает города в Иордании.




В общем пожалуй и все. Как сказала наш гид, и мой драгоценнейший друг seagull_gull - писать в сотый раз о том, что самаритяне - добрые, гора Гризим - красивая, а Шхем - манящ, скучно. Но поскольку для меня это первый раз, то все же заявлю, что сие место, на мой скромный взгляд, следует посетить всем. Приезжайте, интересуйтесь, познавайте новое.




Уже на обратном пути в скале было замечено интересно зрелище - змея пожирала ящерицу. Нам удалось захватить сей процесс природного каннибализма в самой его середине так сказать.




Если что - ничего символичного. Так, к месту пришлось. Всем спасибо за внимание.

UPD: Раввин объясняет, почему самаритяне не считаются евреями:

Самаритяне не считаются евреями, потому что… они ими не являются. В свое время ассирийский царь Санхерив, переселяя народы, на место изгнанных 10 колен Израиля поселил кутим - народ из страны Кута. Они не знали, что переселены в необычное место. Земля Израиля не терпела идолов, которым они продолжали служить, и вскоре они подали жалобу Санхериву на то, что их преследуют львы. Львы, обычно не охотящиеся на людей, принялись поедать кутим, и те обратились к царю - мы не знаем Законы Б-га той земли, и Он насылает на нас львов. Санхерив велел евреям выделить учителей для кутим, и те научили их Закону (Вторая Книга Царей, 17). Кутим приняли гиюр, то есть перешли в еврейскую веру и по Закону стали считаться евреями. Впоследствии, однако, часть мудрецов сочла их гиюр недействительным, так как они приняли на себя заповеди Торы не из желания служить Всевышнему, а исключительно из страха быть съеденными львами. Некоторое время кутим, однако, считались иудейским племенем. Правда, они никогда не сливались этнически с евреями и, зачастую, конфликтовали с ними. Мудрецы зафиксировали в Алахе, что кутим, хотя и неправильно понимают Писание и отрицают Устную Тору, все же очень тщательно исполняют то, что знают. Но когда открылось, что, внешне приняв иудаизм, часть их продолжили служить изображению голубя на горе Гризим, некоторые мудрецы времен Мишны решили, что следует отделить их всех от народа Израиля, однако остальные мудрецы не согласились с этим решением. Во времена мудрецов Талмуда евреи отвергли кутим окончательно, так как последние в большинстве своем не были полностью верны Торе, и с тех пор Закон однозначно рассматривает их как неевреев.

Сегодняшние самаритяне живут обособленной общиной, недоумевая, почему евреи не желают признавать их. Тексты Торы и Книги Йеошуа - единственное, что они признают из Танаха, - сохраняются у них в искаженном варианте. Детали мицвот утрачены ими, и заповеди исполняются неверно. Учитывая это и написанное выше, можно понять, почему евреи не считают их «за своих».

https://toldot.ru/urava/ask/urava_5317.html

Про голубя очень интересно. Не от самаритян ли появилась христианская традиция изображать Дух Святой в виде голубя?

Наблус, Палестина, самаритяне, Израиль, чудо-юдо

Previous post Next post
Up