Святитель Вассиан архиепископ Ростовский и Стояние на Угре.

Apr 05, 2017 20:26



Стояние на Угре. Художник Павел Рыженко.

Сегодня 5 апреля нового стиля / 23 марта старого стиля в Православном календаре празднуется память святителя Вассиана, архиепископа Ростовского. Он был фигурой по своей значимости, как минимум, равный преподобному Сергию Радонежскому. Как Сергий Радонежский явился вдохновителем победы на Куликовом поле, так и св. Вассиан вдохновил великого князя московского и всея Руси Ивана III Васильевича на сопротивление золотоордынским ханам, апофеозом чего стало знаменитое "Стояние на Угре", положившее конец 300-летнему монголо-татарскому игу.

Об этой значительной, но незаслуженно забытой личности будет сегодня рассказ. Оригинал здесь.



После Куликовской битвы пройдет еще сто лет, прежде чем зависимость Руси от Орды будет ликвидирована окончательно. Читаем в летописи:

«В лето 1480 безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляясь пленить все православие и самого великого князя взять, как при Батые было».

Русские и татарские войска встретились на реке Угре - левом притоке Оки. Великий князь Иван Третьему «слышал злых человек-сребролюбцев, богатых и брюхатых, предателей христианских, угодников басурманских, которые советовали государю на зло христианское: «Пойди прочь, не можешь с ним стать на бой». Сам дьявол их устами глаголил».

И в этот момент Ивану Третьему пришло послание Вассиана Рыло, архиепископа Ростовского:

«Дошло до слуха нашего, что прежние твои злые советники не перестают шептать в ухо твое лживые слова и советуют тебе не противиться супостатам. Молюся твоей державе, не слушай такого их совета. Что советуют те льстецы, мнящие, что они христиане? Повергнуть щиты свои и не сопротивляться окаянным сыроядцам? Продав свое отечество, как бегунам скитаться по иным странам?..»

Гневные слова архиепископа возымели действие, русские войска не дрогнули, «а на царя Ахмата нашел страх от бога, и побежал он, никем не гонимый, от Угры».

Одновременно с посланием великому князю Вассиан написал воззвание к русским воинам:

«О храбрые, мужественные сыновья русские, боритесь за то, чтобы сохранить свое отечество, Русскую землю, от поганых. Не пощадите своих голов, да не узрят очи ваши пленения и ограбления святых церквей и домов ваших, и убиения чад ваших и поругания жен и дочерей ваших».

Родина мужественного архиепископа Вассиана - деревня Рылово Савинской волости на реке Луте. Читаем в книге А.А.Титова «Ростовский уезд Ярославской губернии» (М., 1885): «По Хлебниковскому летописцу, в XV веке на этом месте стояла хижина Ратая-Степы, сын которого Василий поступил в монашество под начало св. Пафнутия Боровского и впоследствии был архиепископом ростовским, под именем Вассиана; он на месте своей родины построил киновию, где живал продолжительные сроки».

О Вассиане известно, что он был иноком Пафнутиево-Боровского монастыря, игуменом Троице-Сергиева монастыря, архимандритом Новоспасского монастыря, архиепископом Ростовским стал в 1486 году. Один из ближайших советников Ивана Третьего, он крестил его сына - будущего великого князя Василия Третьего. Помимо высокой гражданственности, Вассиан Рыло обладал литературным талантом и тонким художественным вкусом. Именно он заказал «лучшим и искуснейшим в Русской земле живописцам» Дионисию и его товарищам роспись икон для Успенского собора в Москве, о чем сохранилась запись в летописи: «В лето 1481 владыка ростовский Вассиан дал сто рублей мастерам-иконникам Дионисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне писать деисус в новую церковь святой Богородицы, и написали чудно вельми и с праздниками и с пророками».

В «Послании на Угру» Вассиан Рыло не только призывал Ивана Третьего решительно покончить с зависимостью от Орды, но нарисовал образ идеального русского государя, все помыслы и действия которого должны быть подчинены интересам народа и государства.

В написанной в середине XVI века «Казанской истории» приводится рассказ о том, как, став ханом Большой Орды, Ахмат послал великому князю московскому Ивану Васильевичу «басму» со своим изображением - «парсуной» и требованием дани. Не испугавшись угрозы татарского хана, Иван Третий плюнул на портрет хана, бросил его на землю и растоптал ногами, а татарских послов приказал перебить. Лишь одного оставил в живых, приказав ему передать хану: «Что сделал я с послами твоими, тоже и с тобой сделаю, если не прекратишь, беззаконный, досаждать нам». Хан, услышав об участи своих послов, «распалился великой яростью» и, собрав всю свою силу, пошел на Русь, к реке Угре, похваляясь, что приведет великого князя в Орду связанным и «замучает горькими муками».

В 1879 году художник А.Д.Кишенко проиллюстрировал этот летописный рассказ картиной «Иван III разрывает ханскую грамоту с требованием дани», но насколько этот рассказ достоверен - остается только гадать. Исследователи отмечали, что «ни в одной другой летописи нет подобного рассказа и он не вяжется с осторожным, выдержанным характером Ивана Третьего. Более вероятны причины выступления Ахмата, изложенные в других летописях - невыплата дани и подстрекательство Казимира, обещавшего Ахмату военную помощь. Но чем бы ни был вызван поход, Русское государство оказалось к нему подготовлено. Ни сопротивление трусливой русской знати, ни враждебность немецкого Ливонского ордена, ни противодействие Польши и Литвы не могли остановить ход истории, процесс избавления Русского государства от ненавистного ига.

Узнав от своих лазутчиков, что Ахмат оставил в Орде одних детей, женщин и стариков без всякой стражи, Иван Третий послал крымского царевича, состоявшего у него на службе, и воеводу князя Василия Ноздреватого громить Орду. Быстрее ветра из приволжских степей скакал гонец к Ахмату с вестью о том, что Русь «попленила» Орду. Хан вынужден бы отойти от Угры».

Может, на это и рассчитывал дальновидный Иван Третий: он не двигал своих войск, выжидая, когда хан узнает, что делается у него в Орде, и отойдет сам. После гибели Ахмата «скончались цари ордынские, - пишет автор «Казанской истории». - Божиим промыслом погибло царство и власть Золотой Орды. Тогда великая наша Русская земля освободилась от ярма и покорения басурманского и начала обновляться, как будто зима сменилась тихою весною».

В книге «Рассказы русских летописей XV - XVII веков» (М., 1976) в комментарии к тексту «Послания на Угру» Т.Н.Михельсон пишет:

«Природа богато одарила архиепископа ростовского Вассиана умом, литературным талантом и тонким чувством прекрасного. Именно Вассиан заказал «лучшим и искуснейшим в Русской земле живописцам» Дионисию и его товарищам роспись икон для только что выстроенного собора Успения в Москве.

Духовник великого князя Ивана Третьего и крестный отец его сына Василия, будущего Василия Третьего, ростовский архиепископ был одним из ближайших советников московского князя. Ростов славился в те времена Григорьевским затвором, крупнейшим центром образования и просвещения Руси.

Упоминание Григорьевского затвора не случайно. Ясно, что, как и Епифаний Премудрый, архиепископ Вассиан Рыло широко пользовался хранящимися здесь уникальными книжными сокровищами, что и позволило ему стать одним из самых просвещенных людей своего времени. Можно предположить, что вместе с личными достоинствами именно высокая образованность определила выбор Ивана Третьего назначить Вассиана Рыло своим духовником и крестным отцом своего сына.

Однако, несмотря на высокое доверие и авторитет, Вассиан Рыло не мог не понимать, что его «Послание на Угру» может не понравиться Ивану Третьему. Но ситуация была такая, что Вассиан Рыло пренебрег своим положением и личной безопасностью. Если бы русские войска не встали на пути Ахмата, татарское иго могло бы продолжаться еще много лет. Этот поступок ростовского архиепископа так расценил автор комментария в книге «Рассказы русских летописей»:

«Чтобы обратиться к великому князю с таким посланием, надо было иметь большое мужество. Ведь его слова о «великих государях», «предавших свое отечество» туркам, достаточно ясно намекали на греков, соплеменников великой княгини Софьи Палеолог. Софья кичилась тем, что была «царьградской царевной», Иван перенял герб византийских императоров, а архиепископ Вассиан поставил все это ни во что и попросту назвал сородичей Софьи «бегунами».

Но дерзость посланий заключалась не только в этом. В течение двух веков русские великие князья получали ярлык на княжение из рук ханов Золотой Орды, Вассиан же гордо заявляет, что великому князю власть дана не ханом, а богом, что он богом избранный и богом венчанный государь Русской земли. Вместе с этим дерзновенным заявлением естественно прозвучал не менее дерзкий призыв не только не идти на какие-либо переговоры с Ахматом, как советовали некоторые «сребролюбцы богатые и брюхатые», но вступить с ним в открытый бой».

Хотя великий князь не решился на прямое военное столкновение с Ахматом, но и не послушался советов тех, кто предлагал отступить, смириться с властью Орды. Иван Третий выбрал выжидательную тактику - и она дала свои плоды. Но кто знает, как бы сложились события на Угре, если бы не послания Вассиана, которые придали мужества и русским воинам, и великому князю. Во многом благодаря этим посланиям в русском государстве «утвердилось положение о богоизбранности великих князей. Для XV века это означало независимость Руси от татарского владычества». С 1485 года Иван Третий именует себя «Великий князь всея Руси», а Иван Грозный официально примет царский титул.

Так после Сергия Радонежского, вдохновившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву, другой ростовец Вассиан Рыло родом из деревни Рылово пламенным словом внес свой вклад в окончательную победу над поработителями.

Здесь сам текст послания Вассиана:

http://www.portal-slovo.ru/history/35624.php?ELEMENT_ID=35624

Это к вопросу о том, что как рассказывали в совковой школе и как ныне утверждают ебздычники (про укро-лжецов вообще молчу), Русская Православная Церковь призывала смиряться перед монголо-татарскими ханами и никогда не вдохновляла народ на борьбу с ними.

Золотая Орда, Святая Русь, Русские, Православие, воины Святой Руси, святые, Рюриковичи, Стояние на Угре

Previous post Next post
Up