Мой перевод на русский язык статьи бельгийского писателя Августа Тири (August Thiry).
Английский текст статьи выложен на сайте ассирийской диаспоры в Бельгии "Shlama". Иллюстрации того же автора.
Кудшанис - исторически известная горная деревня, бывшая резиденцией ассирийского патрирха Мар Шиммуна, расположена к северу от города Хаккяри в юго - восточной Турции. Это великолепное мосто на плодородном плато, окружённом высокими горными пиками. Даже в наши дни туда ведёт единственная узкая грунтовая дорога, и уединённое место нельзя посетить без разрешения мэрии Хаккяри.
Существует, однако, другой способ добраться туда - немного удачи и немного помощи от друга, местного курдского гида. Этот человек - из Нового Кудшаниса или Конака, курдской горной деревни в нескольких милях от старого ассирийского поселения. Мы ехали с ним из бедной курдской окраины города Хаккяри по длинной и извилистой песчаной тропе, которая проходила на высоте около 2000 метров.
Дорога заняла у нас несколько часов. И вот наконец - плато Кудшаниса, несторианский Ватикан ассирийских племён, христианская цитадель Мар Шиммуна, отделённая от внешнего мира массивными горными вершинами и глубокими пропастями.
Руины ассирийского Кудшаниса. Конец лета 2007 года.
Старый Кудшанис, некогда знаменитое местожительство ассирийского патриарха лежит ныне в руинах. Только один курдский сторож живёт неподалёку. Его задача - заботиться об историческом месте и следить за тем, чтобы остатки его не сносились, а камни не уносились в качестве строительного материала.
Резиденция патриарха Мар Шиммуна разрушена до основания и лишь один или два искусственных склона указывают не вероятное местоположение ассирийских захоронений. Надгробий почти не сохранилось. Я нашёл всего две надгробные плиты. Они некогда были установлены на могилах ассирийцев, но сейчас приспособлены под мостики через ручей.
Плато изобилует водными источниками, и на полях, примыкающих к ассирийским руинам, произрастают все виды пшеницы. Сорные травы и дикие цветы растут на старых камнях. Тёмные тени белых облаков, проплывающих на лазоревом небе над плато, глубокая тишина прошлого обволакивает всё вокруг. Эски Кудшанис (Старый Кудшанис) в золотые часы после полудня позднего лета 2007 года.
Несторианская церковь Мар Шаллита.
Мар Шаллита была главной церковью Ассирийского Патриархата в Старом Кудшанисе. По сообщению британца преподобного В. А. Виграма, посетившего ассирийского патриарха Мар Шиммуна в начале XX столетия до Первой мировой войны, Мар Шаллита представляла из себя простое каменное здание. Маленькая по размеру, она более походила на пограничную сторожевую башню, чем на христианский дом молитвы. Интерьер этой несторианской церкви был мрачным и узким, с полным отсутствием украшений. Ни картин на стенах, ни изображений или статуй святых, только занавесы и пучки ароматных трав, свешивающиеся с деревянных балок. Так ассирийский патриарх хотел придерживаться стародавнего, чистого христианского вероучения и избежать обвинений в идолопоклонстве со стороны мусульманских соседей.
Мар Шаллита. Конец лета 2007 года.
В настоящее время церковь Мар-Шалита частично восстановлена, по крайней мере, снаружи. Во внутреннем убранстве по-прежнему царит беспорядок. Пол полностью разбит, в нём зияют глубокие отверстия, вероятно, дело рук охотников за сокровищами из Хаккяри или других мест. Кроме того, алтарь серьезно повреждён, и там, где когда-то стоял престол со Святым Крестом, на внешней стене появилось большое отверстие. Сбором средств для восстановления Мар-Шалиты, нужно бы заняться ассирийской общине в диаспоре: США, Австралии, Европы.
Патриарх Мар-Шимун был убит в конце Первой мировой войны. Какова судьба жителей Кудшаниса? Вместе со всем ассирийским народом они бежали из Хаккяри и Османской Турции и переселились в северную часть Ирака под защитой британских союзников. Но появились новые проблемы с курдами и арабами, и люди из Кудшаниса в конце концов нашли относительно безопасный дом в районе Аль-Хасака на реке Хабур в Сирии. Вплоть до сегодняшнего дня около 35 христианских деревень составляют ассирийский анклав на этой сирийской пустынной равнине. Одно из тех крошечных поселений носит название Телль Хафиан (Tell Hafian). Его нынешние обитатели являются потомками ассирийских беженцев из Кудшаниса. В Телль-Хафиан есть церковь - она называется Мар-Шалита.
Потерянный рай. Вид на горы Хаккяри из церкви Мар Шаллита.
Это произошло в конце лета 1915 года. Турецкие войска и курдские иррегулярные формирования разграбили и уничтожили Кудшанис. Весь ассирийский народ, горцы со своими семьями, превратились в беженцев, изгоняемые залпами турецкой артиллерии из своего последнего бастиона в горах Хаккяри. Патриарх Мар Шимун шёл вместе с одной из колонн беженцев. Путь проходил через высокий горный перевал, откуда он мельком увидел плато Кудшаниса. Мар Шимун стоял и смотрел. Последний вздох патриарха. И сказал: «Когда я снова буду пить воду моего зеленого Кудшаниса?». Его слова услышали стоявшие рядом ассирийские воины. Услышав это, несколько бойцов бросились назад - и под курдским огнём набрали и доставили своему дорогому Мар Шимммуну флягу воды из кочанисского родника
Трогательная история, рассказанная преподобным Виграмом в его книге «Колыбель человечества» (1922) об ассирийском народе. Реальность была менее романтичной. Три года спустя Мар Шимун был застрелен, а его ассирийскому народу - турки назвали их предателями, поскольку Мар Шимун объявил войну Османской Турции в 1915 году - никогда не позволили более вернуться в родные деревни в горах Хаккари.
Сейчас на водах Кудшаниса колосится курдская пшеница.