Оригинал взят у
unclesasha в
Путешествие в Иран. День четвёртый. С начала тут Хамадан, отель Парсиан Буали, 20 форвардина 1390 года.
Из Такаба выехали под дождём. А выше, в горах, даже и снег повалил. Хорошо ещё, что до снега проехали самые крутые серпантины. Безлесные горы. Где плоско - всё распахано, зелёные озимые и жёлтая прошлогодняя стерня. Глинобитные деревни, сливающиеся по цвету и фактуре с окружающей местностью. После очередного спуска проехали мост через реку с прозрачной водой. До этого все речки и ручейки были мутные, глинистые. Параллельно новому мосту старинный, со стрельчатыми арками, эпохи Сефевидов, 16 век. Отреставрирован, как новенький. Прошлись по нему, но гулять холодно.
Четыре с половиной часа ехали. Немного не доезжая Хамадана, свернули по дороге к пещере Али Садр. Денег в развитие этого места вложено немерено. Проложена дорога, даже на несколько километров освещённая, построены парковки, кемпинг, гостиница, рестораны, сувенирные лавки, посажены деревья. Вход в саму пещеру по электронным билетам, но кажется, они не работают.
Вестибюль, как в театре, выдают спасжилеты, мраморные лестницы, переходы, понтоны из нержавейки. Народ сажают по 4 в пластиковые лодочки, связанные по 4 гуськом. Впереди водный велосипед, и два парня тянут весь этот поезд. Далеко тянут, минут 10-15. Потом высаживают, проходят пешком. Есть подъём на 140 ступенек и высоченный зал, метров 40 до потолка.
Но для старичков проложен путь в обход. Везде указатели, подсветка. Все переходы по искусственному каменному полу. Потом дожидаются всех, снова сажают в лодки и везут назад другой дорогой. Это самое дорогое развлечение в Иране. По 8 тысяч туманов с носа. То есть по 8 долларов. Это с иностранцев, конечно, своим дешевле. Пообедали там же, в большом почти пустом ресторане. Кебаб с рисом, разумеется. И дуг. Это то же самое, что айран: брынза, разведённая водой. Вполне приятный напиток, но я заметил, что иранцы предпочитают заказывать колу. Несмотря на экономические санкции, тут есть и пепси, и кока-кола.
До Хамадана оттуда 60 км. В Хамадане.
Гробница. Местной авторитетной семьи. Ну очень древняя, вроде бы даже домонгольская. Особенно снизу, верх поновее. Внутри сохранилась интересная резьба по штукатурке.
По узким закоулкам, где едва машине проехать, подвезли к гробнице Эстер-Мордехай.
Входим в дверь ограды, встречает дяденька, говорит, что он еврей и здешний раввин. Что в саму гробницу пускают только евреев, а нас он может пустить в синагогу. Показал дверь в гробницу.
Она из цельной каменной плиты в 20 см толщиной, дескать, 2500 лет назад сделано. В синагоге ковры, но она современная.
У гробницы причудливое гранитное сооружение, символизирующее Артаксеркса. Вроде от тут тоже не чужой.
Кстати Артаксерксы 2 и 3 были похоронены в Персеполе, а номер 1 - в Накше Рустам, рядом с первыми Ахеменидами. Какой из них принял участие в Эсфири, точно не известно. Мне так кажется, что третий, самый бестолковый. Мужичок сказал, что в Хамадане сейчас живут всего 5 еврейских семей, 15 человек, и попросил пожертвовать на синагогу. Я пожертвовал, но в раввине засомневался. При входе в синагогу он попросил нас снять обувь, но не попросил меня покрыть голову. И сам был без головного убора.
Кроме того, дело было в субботу, хотя и около 16 часов местного времени, может быть, шабат уже закончился.
Вообще, эта гробница снаружи мне понравилась. Вид суровый, скупой, древний, почтенный.
Хамадан - это древние Экбатаны, как этот город называл Геродот. Столица Мидии с захвата которой Кир Великий начал строительство своей мировой империи. Во времена Ахеменидов тут была летняя царская резиденция, а зиму проводили в городе Сузы, столице империи. На холме раскопки и музей. От дворца царей Мидии, перестроенного Дарием, в музее только кусочки капителей. Зато много находок других эпох: керамические парфянские гробы, бронзовые бляшки очень похожие на кельтские, монеты Селевкидов, Сасанидов, парфян, ильханов.
Раскопано два участка жилых кварталов. Они были типовые, одинаковые дома с небольшими комнатами и толстыми стенами из необожжённого кирпича.
Культурный слой больше 20 метров. Похоже, что центр древнего города чуть выше, там где какие-то современные строения.
Съездили за город. У дороги, там, где её пересекает небольшой поток, на огромном валуне высечено две клинописные надписи. Каждая примерно полтора на полтора метра, в три столбца разной ширины, так как на трёх языках: персидском, эламском и вавилонском.
Левая - Дария, правая, чуть ниже - его сына Ксеркса. Содержание идентично: «Ахурамазда - главный бог, творец неба, земли и людей, сделал меня, Дария (Ксеркса), царём царей, всего человечества и всей земли. Я, Дарий (Ксеркс), сын Виштаспы (Дария), Ахеменид.» А наивные персы сотни лет думали, что тут написано, где зарыты сокровища.
Отель тут хороший, 4 звезды, на центральной улице Буали. Буали - это Абу Али ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценна. Тут же, неподалёку на площади, его мавзолей. Современный.
Человек действительно был выдающийся. По его книгам учили врачей полторы тысячи лет! Его идеи и до сих пор живы. Это он придумал разделять болезни на внутренние и наружные, выделил в отдельную специальность педиатрию, и так далее.
Вечером попили чаю в баре отеля. Тут бары называются «кофе-шоп», всё равно ничего крепче кофе там нет. Есть безалкогольное пиво со вкусом и запахом лимона, апельсина, тропических фруктов. Народу там обычно мало.
Пошли гулять по городу, зашли на базар. Вечером на улицах полно народа. Много машин, но все старые. Полиция регулирует движение, зачем-то перекрывает улицы, и народ идёт по дороге. Но каждый раз перейти улицу - авантюра. Машины пешеходов не попускают до последней крайности, а мотоциклисты тем более. Памятник героям войны с Ираком.
Разница миров заметна в мелочах. Унитазы тут с водой и водоворотом внутри. Но в общественных туалетах унитазы редки, обычно такая штука в полу, для того, чтобы делать всё, сидя на корточках. Или одна кабинка с унитазом и на ней нарисовано. Кстати, восточные мужчины стоя не писают, писсуары тут редкость, экзотика для иностранцев. Зато везде есть душевые шланги и краны для подмывания. Это очень удобное восточное приспособление. В Иране они, правда, с кранами и смесителем, в эмиратах лучше, вода пускается кнопкой на рукоятке. Почему Европа не перенимает эту отличную идею? Биде - штука редкая, неудобная, занимающая много места. Вот только остался без ответа один вопрос: шланги в общественных туалетах есть, ими явно пользуются, но туалетной бумаги или полотенец нет. Неужели каждый иранец носит с собой личное полотенце для зада?
В ресторане к мясу подают ложку и вилку. Ложкой пользуются вместо ножа. А чай в маленькой стеклянной пивной кружке. Даже в хорошем ресторане могут подать консервную банку. В меню - вишнёвый компот - принесли железную банку и ложку. Оливки в баночке, йогурт в фабричной упаковке.
Даже в дорогом ресторане скатерти и даже обивка стульев затянуты полиэтиленовой плёнкой.
В гостиницах на двоих выдают три пары пластиковых тапочек. Не новых, но, надеюсь, мытых, запаянных в полиэтилен. Каждому по тапкам и одна пара общая для душа. Только тут, в 4 звездах, есть ванна. Обычно душ без поддона, со сливом в полу. Тут полы в ванной мраморные, но сантехника весьма пожилая.
Продолжение тут.