Оригинал взят у
pharmateacher в
Успенская церковь на Васильевском островеВ последний день февраля я прогуливалась от Дворцового моста по набережной Лейтенанта Шмидта к музею-институту семьи Рерихов, в сторону порта.
День выдался серым, пасмурным, неласковым. 29 февраля . Редкий день).
Периодически шел снег.
Нева еще подо льдом, левушки мерзнут на набережной..
И в жару, и в холод Петр Первый "строит лодку" у Адмиралтейства...
" На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел..Пред ним широко
Река неслася..."
Вот вышла на прогулку петербургская семья . Не туристы, явно. Редкий турист дойдет до конца набережной...)
Наблюдаю трогательную кормежку. Женщина принесла целый пакет еды для пернатых.
Уточки, голуби, вороны, чайки..Дружная невская семейка)
Самые хулиганистые - катаются на тающих льдинках)
Чуть дальше - еще один пункт раздачи питания)
А я нахожусь где-то тут...
За Невой, за мостом, виден купол Исаакиевского собора. Очень удачно луч солнца выглянул)
Вижу подводную лодку...Один из новых музеев, открыт совсем недавно. О нем я еще расскажу. Другой рассказ будет.
На набережной, как раз напротив лодки, стоит Успенская церковь. Точнее - церковь Успения Божьей Матери.
Церковь очень красивая. Расположена она чуть вдали от основных достопримечательностей центра города, ближе к порту, за мостом Лейтенанта Шмидта , ныне Благовещенского моста.
Для меня она стоит в одном ряду с нашим Спасом-на-Крови и московским собором Василия Блаженного на Красной площади.
Кроме того, что она интересна сама по себе, с ней связана история нашей семьи. Точнее ,страница жизни прародственницы Полины. О ней я чуть позже расскажу.
А сейчас - о церкви. Она - пятиглавая, вмещает до 2000 человек.
Проект выдержан в псевдорусском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя - песчаником. 14 сортов облицовочного кирпича поставлялись рижским заводом М. В. Нестерова.
Наружные мозаики были исполнены в мастерской В.Фролова. При строительстве храма впервые в Санкт-Петербурге гладкие части куполов были облицованы листами алюминия.
На звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг.
С тех пор, как ее полностью восстановили, в этой церкви я еще не была ни разу. Только в "лесах" ее наблюдала.
Захожу... Открываю тяжелые двери.
Храмовое пространство - система перекрещивающихся арок.
Поэтому в церкви отсутствуют столбы.
Красиво...Необычно.
Стены церкви первоначально были расписаны московскими мастерами под руководством академика Ф.А Соколова. Роспись была затем отреставрирована.
Кроме того, в храме работала группа из 80 человек, сформированная выпускниками Санкт-Петербургского института им. Репина.
На внутреннем пространстве купола изображён «Христос Пантократор» с херувимами и серафимами (закончен совсем недавно, в 2007 году).
Под барабаном - четыре композиции: «Рождество Иисуса Христа», «Крещение Господне», «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне».
На парусах находятся образа четырёх Евангелистов.
Идет служба. Акустика великолепная ! Чудо просто!
Главной темой центрального алтаря является Успение Пресвятой Богородицы.
В алтаре установлен престол из каррарского мрамора. Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.
Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во Владимирский собор.
Там и остался..
История этого храма начинается еще с петровских времен, хотя в нынешнем виде храм был построен в конце 19 века.
В 1721 году на Васильевском острове, в соответствии с указом
Петра I, началось строительство архиерейского подворья членов Святейшего Синода. Подворье использовалось, в основном, для проживания архиереев-синодалов, приезжающих в Санкт-Петербург на заседания. Синод находился на другой стороне Невы.
Доход был небольшим, поэтому в
1872 году было решено его продать для подворья Киево-Печерской лавры. Теперь тут размещались монашествующие и продолжительный срок проживали киевские архиереи. Но места становилось мало, церковь оставалась маленькой и не вмещала всех желающих.
( фото из инета)
В
1894 году состоялся архитектурный конкурс на строительство здесь нового комплекса церковных зданий.
По его итогам был принят проект , согласно которому главной архитектурной доминантой подворья и этой части невской набережной должен был стать новый храм, а большинство зданий предполагалось выстроить заново.
В 1894-1895 годах на месте снесённого здания на набережной был построен новый двухэтажный дом, в котором устроены квартира настоятеля и покои митрополита с балконом на главном фасаде.
Видите его выше на снимке прошлых лет ? Слева за часовенкой .
Из своих комнат митрополит мог непосредственно перейти в храм.
Остальные служители подворья разместились в двухэтажном дворовом флигеле. Еще один, уже имеющийся, дом был надстроен третьим этажом.
Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был заложен в 1895 году.
Работы по строительству продолжались без перерыва с раннего утра до наступления темноты.
В 1896 году внутри строящегося храма была возведена временная церковь, где постоянно проходили богослужения. В следующем
году на купола были подняты кресты.
Затем были позолочены купола и произведены отделочные работы. После освящения в храме был установлен временный иконостас из старой домовой церкви подворья. Отделочные работы и роспись были завершены к 1903 году.
( фото из инета)
Тут я снова вспомню свою родственницу. Полина Михайловна владела доходным домом на углу Малого проспекта и 17 линии Васильевского острова до 1917 года. Жила она одна, детей и своей семьи у нее не было. Была она тогда уже немолода.
После революции дом отобрали, поселили туда рабочих и крестьян, а ей выделили комнатку на первом этаже.
Через некоторое время и эта комнатка оказалась нужна , Полина оказалась на улице.
Она отправилась в ближайшую к ее дому церковь, о которой идет рассказ, там ее приняли, определили жить в подвальное помещение храма.Питалась Полина в монашеской столовой.
Помещение было сырым, холодным. Помимо Полины, в нем жили крысы. Во время наводнений ( а наводнения в то время были нередки, дамбы еще не было) подвал церкви, стоящей на берегу Невы, заливало и ходить приходилось по колено в воде.
Через какое-то время она там же и умерла..
Через два года после революции началось постепенное «уплотнение» и монашеского жилья, люди были перемещены из келий в небольшие помещения.
После закрытия Киево-Печерской лавры в 1926 году подворье продолжило своё существование самостоятельно.
Между прочим, в 1930-е годы в храме служили певчими М.В.Гундяев и Р. В. Кучина - родители патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В ночь на 23 августа 1932 года некоторые монашествующие и часть прихожан были арестованы по обвинению в «систематическом задерживании разменной серебряной монеты, подрывая этим денежное обращение в СССР». Они были осуждены с последующей отправкой в лагеря.
Последних членов братии арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан.
( вид на церковь с борта ледокола "Красин")
Ленсовет решил снести церковь, на что получил согласие Наркомпроса . Прихожанам удалось отстоять храм, собрав более 3000 подписей в его защиту.
Эта акция и спровоцировала арест последних монахов подворья.
Подворье фактически перестало существовать.
После закрытия храма его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта.
В 1936 году церковь использовали как спортивный зал.
В период блокады Ленинграда под куполом, выкрашенным в зелёный цвет, расположился наблюдательный пункт
ПВО, в самом храме - склад РККФ, в подвале - бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчёт.
В 1956 году, в соответствии с личным распоряжением А.Микояна, здание храма было передано под устройство в нём первого в Ленинграде закрытого катка.
В результате работ была уничтожена метлахская плитка; уничтожена или закрашена живопись.
В алтаре оборудованы машинное отделение и гардеробы; в центре размещено ледовое поле площадью 289 м2, на хорах - буфеты и кладовые для инвентаря.
Представляете , какая площадь у храма ?!
Кроме того, здесь размещались склад спортивного инвентаря, мастерская по заточке коньков, раздевалки.
Зал был украшен портретами В. И. Ленина, флагами и транспарантами.
Торжественное открытие катка состоялось в 1961 году. На нём тренировались наши знаменитые фигуристы
Л.Белоусова и О.Протопопов.
После окончания строительства Дворца спорта "Юбилейный" , крытый каток в бывшей церкви стали использовать для тренировок детей и проведения новогодних ёлок.
Однако , состояние храма ухудшалось, зданию требовался ремонт, стены были повреждены грибком и разрушались. Чтобы решить финансовые проблемы, в здании катка были открыты сначала бани, а затем - цветочная плантация для продаж.
В 1988 году вновь была открыта Оптина пустынь.
Наместник монастыря обратился к властям
Ленинграда рассмотреть возможность передачи одного из городских храмов (в том числе закрытых) для основания в нём монастырского подворья.
Среди предложенных храмов был Успенский, на котором он и остановил свой выбор . С этого времени началась реставрация храма и восстановление помещений подворья .
В 1991 году в бывшем хореографическом зале катка был установлен временный иконостас, начаты службы. Ежедневно службы стали совершаться здесь лишь с 1996 года. Тогда же началась реставрация центрального алтаря.
В 1998 году на куполе был водружён крест. К 2003 году восстановлен иконостас. Три года назад церковь снаружи и внутри была полностью восстановлена и освящена патриархом Кириллом храм.
Вот такая история....
При подворье действуют Институт религиоведения и церковных искусств, православная гимназия, воскресная школа, реабилитационный центр «Диалог», деятельность которого направлена на помощь лицам, пострадавшим от
деструктивных религиозных организаций. Кроме того, Центр ведёт профилактическую работу по предотвращению вовлечения в псевдорелигиозные и раскольнические организации. Есть так же золотошвейная мастерская и библиотека.
Интересный момент : при входе в церковь слева от дверей, ведущих в зал для молений, находятся два помещения .
Одно - церковная лавка, где можно купить свечи, заказать службы, купить монастырскую выпечку , мед и другие продукты.
И второе - помещение для бесед с прихожанами , над которым написано "Дежурный священник". На лавочках у кабинета сидели люди, ожидали своей очереди .
А священника и посетителя, сидевшего за столом с разных его сторон и разговаривающих о чем-то, было видно сквозь стеклянную стену кабинета.
Нигде раньше такого не видела.) Интересно, есть запись или живая очередь ?....
Наверное, Крузенштерн, памятник которому стоит тут с 1873 года, мог бы много рассказать о том, как менялась церковь и какие люди шли к ней по набережной мимо него... Может быть, и сам бы зашел)