Успенская церковь на Васильевском острове

Mar 07, 2017 18:22

Оригинал взят у pharmateacher в Успенская церковь на Васильевском острове
В последний день февраля я прогуливалась от Дворцового моста  по набережной Лейтенанта Шмидта к музею-институту семьи Рерихов, в сторону порта.
День выдался серым, пасмурным, неласковым.  29 февраля . Редкий день).
Периодически шел снег.



Нева еще подо льдом, левушки мерзнут на набережной..





И в жару, и в холод Петр Первый  "строит лодку" у Адмиралтейства...



" На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел..Пред ним широко
Река неслася..."



Вот вышла на прогулку  петербургская семья . Не туристы, явно. Редкий турист дойдет до конца набережной...)



Наблюдаю трогательную кормежку. Женщина принесла целый пакет еды для пернатых.



Уточки, голуби, вороны, чайки..Дружная невская семейка)



Самые хулиганистые - катаются на тающих льдинках)



Чуть дальше - еще один пункт раздачи питания)



А я нахожусь где-то тут...



За Невой, за мостом,  виден купол Исаакиевского собора. Очень удачно луч солнца выглянул)



Вижу подводную лодку...Один из новых музеев, открыт совсем недавно. О нем я еще расскажу. Другой рассказ будет.



На набережной, как раз напротив  лодки, стоит Успенская церковь. Точнее - церковь Успения Божьей Матери.

Церковь очень красивая. Расположена она чуть вдали от основных достопримечательностей центра города, ближе к порту, за мостом Лейтенанта Шмидта , ныне Благовещенского моста.

Для меня она стоит в одном ряду с нашим Спасом-на-Крови и московским собором Василия Блаженного на Красной площади.



Кроме того, что она интересна сама по себе, с ней связана история нашей семьи. Точнее ,страница жизни прародственницы  Полины. О ней я чуть позже расскажу.
А сейчас - о церкви. Она - пятиглавая, вмещает до 2000 человек.
Проект выдержан в псевдорусском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя  - песчаником. 14 сортов облицовочного кирпича поставлялись рижским заводом М. В. Нестерова.
Наружные мозаики были исполнены в мастерской  В.Фролова. При строительстве храма впервые в Санкт-Петербурге гладкие части куполов были облицованы листами алюминия.
На звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг.

С тех пор, как ее полностью восстановили, в  этой церкви я еще  не была ни разу. Только в "лесах" ее наблюдала.

Захожу... Открываю тяжелые двери.



Храмовое пространство - система перекрещивающихся арок.
Поэтому  в церкви отсутствуют столбы.



Красиво...Необычно.
Стены церкви первоначально были расписаны московскими мастерами  под руководством академика Ф.А Соколова. Роспись была затем отреставрирована.

Кроме того, в храме работала группа из 80 человек, сформированная выпускниками Санкт-Петербургского института им. Репина.



На внутреннем пространстве купола изображён «Христос Пантократор» с херувимами и серафимами (закончен совсем недавно, в 2007 году).
Под барабаном - четыре композиции: «Рождество Иисуса Христа», «Крещение Господне», «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне».
На парусах находятся образа четырёх Евангелистов.

Идет служба.  Акустика великолепная ! Чудо просто!



Главной темой центрального алтаря является Успение Пресвятой Богородицы.

В алтаре установлен престол из каррарского мрамора. Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.



Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во Владимирский собор.
Там и остался..
История  этого храма начинается еще с петровских времен, хотя в нынешнем виде храм был построен в конце 19 века.
В 1721 году на Васильевском острове, в соответствии с указом Петра I, началось строительство архиерейского подворья членов Святейшего Синода. Подворье  использовалось, в основном, для проживания архиереев-синодалов, приезжающих в Санкт-Петербург на заседания.  Синод находился на другой стороне Невы.

Доход был небольшим, поэтому в 1872 году было решено его продать для подворья  Киево-Печерской лавры. Теперь тут размещались монашествующие и продолжительный срок проживали киевские архиереи. Но места становилось мало, церковь оставалась маленькой и не вмещала всех желающих.



( фото из инета)

В 1894 году состоялся архитектурный конкурс на строительство здесь нового комплекса церковных зданий.
По его итогам был принят проект , согласно которому  главной архитектурной доминантой подворья и этой части невской набережной должен был стать новый храм, а  большинство зданий предполагалось выстроить заново.

В 1894-1895 годах на месте снесённого здания на набережной был построен новый двухэтажный дом, в котором устроены квартира настоятеля и покои митрополита с балконом на главном фасаде.

Видите его выше на снимке прошлых лет ? Слева за часовенкой .

Из своих комнат митрополит мог непосредственно перейти в храм.
Остальные служители подворья разместились в двухэтажном дворовом флигеле. Еще один, уже имеющийся, дом был надстроен третьим этажом.

Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был заложен в 1895 году.
Работы по строительству продолжались без перерыва с раннего утра до наступления темноты.

В 1896 году внутри строящегося храма была возведена временная церковь, где постоянно проходили богослужения. В  следующем году на купола были подняты кресты.

Затем  были позолочены купола и произведены отделочные работы. После освящения в храме был установлен временный иконостас из старой домовой церкви подворья. Отделочные работы и роспись были завершены к 1903 году.



( фото из инета)

Тут я снова вспомню свою родственницу. Полина Михайловна владела доходным домом на углу Малого проспекта и 17 линии  Васильевского острова до  1917 года. Жила она одна, детей и своей семьи у нее не было. Была она тогда уже немолода.

После революции дом отобрали, поселили туда рабочих и крестьян, а ей выделили комнатку на первом этаже.
Через некоторое время и эта комнатка оказалась нужна , Полина оказалась на улице.

Она отправилась в  ближайшую к ее дому церковь, о которой идет рассказ, там ее приняли, определили жить в подвальное помещение храма.Питалась Полина в монашеской столовой.

Помещение было сырым, холодным. Помимо Полины, в нем жили крысы. Во время наводнений ( а наводнения в то время были нередки, дамбы еще не было)  подвал  церкви, стоящей на берегу Невы, заливало  и ходить приходилось по колено в воде.
Через какое-то время  она там же и умерла..

Через два года после революции началось постепенное «уплотнение» и монашеского жилья, люди были перемещены из келий в небольшие помещения.

После закрытия Киево-Печерской лавры в 1926 году  подворье продолжило своё существование самостоятельно.

Между прочим, в 1930-е годы в храме служили певчими М.В.Гундяев и Р. В. Кучина - родители патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В ночь на 23 августа 1932 года некоторые монашествующие и часть прихожан были арестованы по обвинению в «систематическом задерживании разменной серебряной монеты, подрывая этим денежное обращение в СССР». Они были осуждены с последующей отправкой в лагеря.
Последних членов братии арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан.



( вид на церковь с борта ледокола "Красин")

Ленсовет  решил снести церковь, на что получил согласие Наркомпроса . Прихожанам удалось отстоять храм, собрав более 3000 подписей в его защиту.
Эта акция и спровоцировала арест последних монахов подворья.

Подворье фактически перестало существовать.

После закрытия храма его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта.
В 1936 году церковь использовали как спортивный зал.

В период блокады Ленинграда  под куполом, выкрашенным в зелёный цвет, расположился наблюдательный пункт ПВО, в самом храме - склад РККФ, в подвале - бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчёт.

В 1956 году, в соответствии с личным распоряжением А.Микояна, здание храма было передано под устройство в нём первого в Ленинграде закрытого катка.

В результате работ была уничтожена метлахская плитка; уничтожена или закрашена живопись.
В алтаре оборудованы машинное отделение и гардеробы; в центре размещено ледовое поле площадью 289 м2, на хорах - буфеты и кладовые для инвентаря.

Представляете , какая площадь у храма ?!

Кроме того, здесь размещались склад спортивного инвентаря, мастерская по заточке коньков, раздевалки.
Зал был украшен портретами В. И. Ленина, флагами и транспарантами.

Торжественное открытие катка состоялось в 1961 году. На нём тренировались  наши знаменитые  фигуристы Л.Белоусова и О.Протопопов.

После окончания строительства Дворца спорта "Юбилейный" , крытый каток в бывшей церкви стали использовать для тренировок детей и проведения новогодних ёлок.

Однако , состояние храма ухудшалось, зданию требовался ремонт, стены были повреждены грибком и разрушались. Чтобы решить финансовые проблемы, в здании катка были открыты сначала бани, а затем - цветочная плантация для продаж.



В 1988 году вновь была открыта Оптина пустынь.

Наместник монастыря обратился к властям Ленинграда рассмотреть возможность передачи одного из городских храмов (в том числе закрытых) для основания в нём монастырского подворья.
Среди предложенных храмов был Успенский, на котором он  и остановил свой выбор . С этого времени началась реставрация храма и восстановление помещений подворья .

В 1991 году в бывшем хореографическом зале катка был установлен временный иконостас, начаты службы. Ежедневно службы стали совершаться здесь лишь с 1996 года. Тогда же началась реставрация центрального алтаря.

В 1998 году  на куполе был водружён крест. К 2003 году восстановлен иконостас. Три года назад  церковь снаружи и внутри была полностью восстановлена и освящена  патриархом Кириллом храм.

Вот такая  история....



При подворье  действуют Институт религиоведения и церковных искусств, православная гимназия, воскресная школа, реабилитационный центр «Диалог», деятельность которого  направлена на помощь лицам, пострадавшим от деструктивных религиозных организаций. Кроме того, Центр ведёт профилактическую работу по предотвращению вовлечения в псевдорелигиозные и раскольнические организации. Есть так же золотошвейная мастерская и библиотека.

Интересный  момент :  при входе в церковь слева  от дверей, ведущих в зал для молений,  находятся два помещения .
Одно - церковная лавка, где можно купить свечи, заказать службы, купить монастырскую выпечку , мед и другие продукты.
И  второе - помещение  для бесед с прихожанами , над которым написано "Дежурный священник". На лавочках у кабинета сидели люди, ожидали своей очереди .
А  священника и посетителя, сидевшего за столом с разных его сторон и разговаривающих о чем-то, было видно сквозь стеклянную стену кабинета.
Нигде раньше такого не видела.) Интересно, есть запись или живая очередь ?....



Наверное, Крузенштерн, памятник которому стоит тут с 1873 года, мог бы много рассказать о том, как менялась церковь и какие люди шли к ней по набережной мимо него... Может быть, и сам бы зашел)



История России, памятники, церкви, Северная Пальмира

Previous post Next post
Up