Мой перевод главы из книги
Сурмы д’Бет Мар Шиммун (сестры патриарха-католикоса
Мар Биньямина Шиммуна XXI) «
Традиции Ассирийской Церкви и убийство Мар Шиммуна»
Глава III.
Традиции постов. Обычаи мирян в течение поста. Некоторые традиционные обряды
Традиции постов.
Я полагаю, нет народа на земле, у которого были бы столь же строгие посты как у ассирийцев. Не только их количество, но правила соблюдения поста гораздо более строгие, чем у вас, поскольку мы воздерживаемся не только от мяса, но и от всякой пищи животного происхождения включая молоко, рыбу, масло и яйца. Можно употреблять только растительную пищу и растительное масло. Согласно нашему правилу мы соблюдаем пост 25 дней в Адвент (преддверие Рождества) и 50 (а не 40) дней в Великий Пост. В последнем случае, некоторые не употребляют пищу вообще вплоть до самого вечера и так каждый день кроме воскресения; я знала священников и диаконов, обходившихся без пищи два дня и вкушавших её только на третий, и так в течение всего Великого Поста.
Многие в течение Великого Поста постятся до 3 часов дня, большинство, кроме детей, до полудня. Согласно Книге Канонических правил нашей Церкви (Сунхадус) допускаются исключения (не соблюдать пост) в случае приёма гостей, для людей, находящихся в дороге и для больных. Но такие послабления имели место довольно редко, хотя в последние годы Великой войны мой брат повелел смягчить правила для постящихся, особенно для мужчин, участвующих в боевых действиях.
[Воскресенье согласно Канонам не постный день. На практике, однако, правила великопостной диеты не смягчаются даже в этот день. Некоторые полагают, что объяснение этому может быть найдено в том, что Великий пост всегда начинается с грандиозного скобления варочных котлов, очищаемых от всех следов животной пищи. Потом домохозяйки отказываются повторять церемонию каждый понедельник в течение 7 недель, и так как замену варочным котлам найти нельзя, мужское население должно приучать себя к подобным неудобствам - Виграм Эйнджер Виграм].
Наши посты не ограничиваются только Великим Постом и Адвентом. Есть трёхдневный пост перед Богоявлением и 20 - ти дневный «Пост Апостолов» летом. Данные посты не столь строгие - то есть не более строгие, чем западные правила Великого поста, касаемо воздержания от мяса. Но есть другой очень строгий пост, именуемый «Баута д Нинвае» или «Прощение ниневитян». Он продолжается три дня и соблюдается три недели до Великого поста. Он держится очень строго и проводятся длинные службы покаянного характера. Считается, что он установлен в память о посте ниневитян. Ефрем и Нарсай, наши великие учителя, рассказывают драматическую историю в книге «Объяснение Прошения» о плачущих детях, вопрошающих своих матерей: «Когда Бог разрушит наш город?» И они описывают, как царь надел вретище и пал на колени в пепле, молясь о прощении и избавлении. [Без сомнения, очень древняя традиция. Ей следуют и таинственные «Езиды» или «дьяволопоклонники» Месопотамии. Таким образом, она относится ещё к дохристианским временам. Существует запись о его возрождении в VI веке, во время чумы, но Нарсай и Ефрем писали свои произведенияво времена ранее VI века. - Виграм Эйнджер Виграм]
Некоторые из наших мусульманских соседей также соблюдают этот пост, хотя они могут быть потомками пленных христиан, я хорошо помню случай, когда два курдских жандарма и еврейский купец Якуб из Кудшаниса пришли во время службы и присутствовали на ней более часа. Эти трое мужчин знали местный сирийский язык и понимали когда диакон переводил присутствующим написанное с классического сирийского на простонародное наречие. Даже те, кто наиболее беспечен в вопросе посещения церкви, как правило, приходят на эти службы. Они начинаются около 6 часов утра с декламации псалтыри двумя диаконами или мирянами поочередно. В конце каждого раздела Псалтыри, собрание воспевает «Антифон», «Господи, помилуй нас, услышь наше прошение, и примири с рабами Твоими». Диакон повторяет длинный ряд исполняемых гимнов и ектению, а прихожане возглашают в конце каждого предложения: «Услышь наше прошение и даруй нам прощение».
Затем читаются соответствующие метрические гомилии Нарсая и Ефрема и серия молитв о народе и Патриархе. При упоминании патриаршего имени все прихожане встают.
Вся служба занимает шесть часов, никогда не заканчиваясь до полудня, и все приходят на неё постящимися. Я знала одного священника по имени Апрем, имевшего обыкновение не прикасаться к пище все три дня (пока он служил) вплоть до окончания Курбаны в последний из трёх дней поста «Прошение ниневитян». Эта служба начнется около полудня, и часто (в силу большого количества причащающихся) продолжается до примерно 3 часов дня. После чего священник может позволить себе прекратить пост.
Обычаи мирян в течение поста.
По окончании данного поста первая пища, которую вкушают - булочки, испечённые из муки, сделанной из семи различных видов зерна. Они символизируют песок на берегу моря, бывший единственной пищей пророка Ионы, извергнутого из чрева кита. В этот вечер тот, кто желает узнать свою судьбу, окунает большой палец в ту муку и съедает. После чего он (она) не должен ни с кем говорить до отхода ко сну и всё, что он (она) увидит во сне, непременно сбудется. Я должна признать, что ряд таких сновидений у представителей молодёжи - увиденные ими во сне парень или девушка, пьющие воду или поносящие воду тому, кто видит сон - обязательно указывали на семью, с которой молодой человек или девушка породнятся браком
Четверг после «Прошения» известен как День Тишины, ибо согласно традиции Ниневия хранила молчание в течении сорока дней после проповеди Ионы.
Совершение Курбаны на Чистый четверг, как правило, начинается в 3 часа дня, в ней принимают участие многие постившиеся дети 12 или 13 лет. Затем вечером (Страстная Ночь) продолжается молитвенное бдение. В 9 часов вечера, до того, как быть внесённым в церковь, огонь возжигается в доме первосвященника, а молитвы начинаются с чтения положенных в эту ночь псалмов. После самый высокий по рангу из присутствующих (клириков) омывает ноги двенадцати человек. В полночь священник приступает к чтению повествования рассказ о Страстях (в соответствии с Евангелием). После чего все кресты церкви покрываются белым, а завеса алтаря задёргивается.
С этого времени не целуют крест, не совершают знамение Креста или коленопреклонения вплоть до первой пасхальной Курбаны. Это происходит около 6 часов вечера в Страстную Субботу.
(Так как мы ведём счёт дням с вечера до вечера, новый день для нас начинается после вечерней молитвы в 6 часов вечера).
Некоторые традиционные обряды.
В Страстную пятницу и Страстную субботу, мы не используем обычное приветствие «Шлама» (мир тебе), словом «Шлама» в те дни приветствуем только иудеев. Друг друга же приветствуем словами «Да воссияет свет вашим усопшим». В Пятницу все постятся, и молитвы начинают читать в полдень. Пока священник читает Евангелие, диакон держит пустое кадило. После окончания молитв, продолжающихся до 4 часов дня, постящиеся идут к дверям «Канки», и священник даёт им «Бухра». Этим словом, в буквальном переводе означающее «перворожденный» в данном случае именуются маленькие круглые неосвящённые булки, которые пекут в «Канки», там же, где пекут хлеб для Причастия. Спустя какое - то время постящиеся прекращают свой пост, употребляя в пищу горькие травы, говоря при этом: «в сей день горько душе Благословенной Девы». В Страстную Субботу пост соблюдается целый день вплоть до первой пасхальной Курбаны, начинающейся в 6 часов вечера. В течение этой службы после чтения Посланий и Евангелия, с Крестов снимаются покрывала, и все символы траура убираются из церкви.
Части книги леди Сурмы, переведённые мною:
Введение.
http://serg-slavorum.livejournal.com/2178340.html Глава I. Ассирийский народ.
http://serg-slavorum.livejournal.com/2134280.html Глава II. Крещение, церкви и их орнаменты.
http://serg-slavorum.livejournal.com/2167450.htmlhttp://serg-slavorum.livejournal.com/2156185.html Глава III.
Традиции постов. Обычаи мирян в течение поста. Некоторые традиционные обряды
http://serg-slavorum.livejournal.com/2214572.html Глава IV. Пасха и Евхаристия. Как мы отмечаем Воскресение Христово. Пожертвования. Порядок отпущения грехов.
http://serg-slavorum.livejournal.com/2214158.html Глава V. Праздники, паломничества, монахи и монахини:
http://serg-slavorum.livejournal.com/2200445.htmlhttp://serg-slavorum.livejournal.com/2130573.html Глава VII. Девять степеней клира и Семь Таинств.
http://serg-slavorum.livejournal.com/2201895.htmlhttp://serg-slavorum.livejournal.com/2205191.html Глава IX. Патриарх и народ. Диван Патриарха. Отношения с турками. Наши отношения с курдами. Фирман пророка Мухаммеда, пожалованный Патриаршему Дому.
http://serg-slavorum.livejournal.com/2215164.html