Сиро-православный монах молится на плато Тур Абдин.
Мор Басилиос Шамун (Шемъон) Мафрионо (Маферьоно) (+ в1740 году) - ассирийский церковный деятель и мученик, почитаемый святым в Сиро - православной (яковитской) Церкви, мафриан (Mapheryono, титул на ступень ниже патриарха и на ступень выше митрополита) Тур Абдина в 1710 - 1740 годах.
Мор Шамун, сын Малке из Бет Манема (Beth Man'em), был одним из образованнейших людей своего времени. Он принял монашество в одном из монастырей
Тур Абдина до 1695 года и стал священником. За аскетическую, целомудренную и добродетельную жизнь его в 1710 выбрали мафрианом Тур Абдина (в сане принял имя Басилеос). В новом сане он продолжал вести подвижническую жизнь, не забывая и о делах вверенного ему диоцеза. Как обычно бывает, святая жизнь подвижника возбудила ненависть людей нечестивых и беззаконных. Злобный курдский ага Абдаль задумал погубить мафриана. Сначала он направил его к Мухаммаду Беку, курдскому князю Гезире (Jazira) в Бохте (Bohta). Когда мафриан прибыл во княжеский дворец, предводитель курдов повелел дать ему чашу, полную яда. Старец прежде чем испить погрузил в чашу крест и с ним ничего не случилось (по слову Господа "и если что смертоносное выпьют, не повредит им" Евангелие от Марка 16:18). Князь удивлённо уточнил - у своего раба - точно ли в чаше был яд, после чего повелел налить в чашу воды и выпить. Слуга так сделал и умер в тот же день (видимо, в чаше были остатки яда). В другой раз Мухаммад Бек приказал Мор Басилиосу спеть и сплясать - он знал, что святой откажется, так как это нарушение церковных канонов, и тогда был бы повод его убить за непослушание. В ответ старец начал декламировать поэму на курдском языке, известную под названием Лавеж (Lavej) - о всеобщем воскресении и наказании грешников. Князь отправил его обратно к Абдаль Аге, который бросил святого в темницу. Смерть святому довелось принять накануне святой Пасхи. В ночь перед Страстной Пятницей, мафриан призвал к себе своих учеников - Рузк Аллаха (Ruzq Allah), митрополита Мосульского и диакона Данхо из
монастыря Дайра д’Слиба и сказал им: «Завтра я буду убит, вы оба идите и спасайте свои души». Они же отвечали:
«Мы никогда не покинем тебя, но умрём вместе с тобой».
На следующий день Абдаль Ага вызвал святого к себе и потребовал от него дать разрешение на брак своего слуги, который женился с нарушением церковных канонов. Мор Басилиос отказался и ага повелел его убить. Курды сбросили святого с высокой крыши. Спустя какое - то время убийцы видели небесный свет над телом мученика. Мафриан Басилиос Мор Шамун принял мученическую смерть за веру и верность церковным канонам 6 апреля 1740 года.
Мор Басилиос был плодовитым церковным писателем и замечательным поэтом, мастерски владевшим слогом. Обзор его работ сделан в книге патриарха
Мор Игнатия Апрема I Барсума «История сирийской литературы и наук»:
1. «Теология» в 12 частях, каждая из которых состоит из 10 глав. В ней повествуется о Святой Троице, о Единстве Бога, об исхождении Святого Духа, Впоплощении и Рождестве Господа, Искуплении, опровержение существования Чистилища, конце света, воскресении мёртвых, вечном блаженстве и аде. Закончена 15 июля 1719 года. В книге 317 страниц.
2. «Колесница таинств» - 8 трактатов. Толкование видения Иезекиилем колесницы херувимов, о сотворении мира, ангелах демонах и Адаме, о том, какую мы пользу получили от воплощения Христа., о воскресении, Царствии Небесном и аде.
3. «Броня религии и Щит убеждения» (Silah al-Din wa Turs al-Yaqin). В 6 частях. О Святой Троице, Вполощении, о невозможности принять веру через знание, возражения против чистилища и тех, кто полагает, что посмертное осуждение и блаженство будут испытытвать только души, а не тела, о раскаянии, о хлебе для Св. Причастия.
4. Проповеди. Аллегорическое толкование крыльев Серафима, притчи о талантах, последней монете, Господних молитв, об отвержении Чистилища и о конце света.
5. Антология поэзии
6. Сокращённый словарь Бар Бахлула (1724 год).
7. 36 проповедей, написанных на арабском.
Составлено по:
1.
http://www.soc-wus.org/ourchurch/Mor%20Sham%27un%20of%20Beth%20Man%27em.htm