Как большевики спасли парк Монрепо от финских фашистов-Маннергеев.

Jan 30, 2017 23:11

В продолжение поста об изумительной красоты пейзажном парке Монрепо в Выборге:

http://serg-slavorum.livejournal.com/411386.html

И к вопросу о том, за что финские деды воевали в Талвисоту и в Войну Продолжения.

Зато спасли от негров и гей-парадов.

Радует, что в конце концов советская власть (как и всегда бывает в России) оказалась большим европейцем, нежели население и запретило превращать простым русским людям (тм) пейзажный парк в сортир под открытым небом.

Михаил Ефимов

Mon-repos по-советски

Исторический очерк

Оригинал здесь.

250-летие парка Монрепо - хороший повод рассказать об известном во всей Европе парке, о его знаменитых создателях и владельцах. На юбилеях принято говорить хорошее - и только хорошее. Не сразу замечаешь, что чествуемый начинает походить на мертвеца, о котором, как известно, aut bene aut nihil. При таком методе разницы между панегириком и некрологом практически нет. Не попробовать ли тогда найти в юбилее еще и место для исторической правды? Помнится, в годы “перестройки” была в ходу формула - “белые пятна истории”. Газетное название, как водится, обернулось двусмысленностью: при ближайшем рассмотрении пятна оказывались вовсе не белыми, а тех, кто их рассматривал, удачно окрестили “очернителями”.

Советский период в истории Монрепо - сюжет интересный и болезненный. Болезненный, среди прочего, и “на общих основаниях”: всё, что связано в России с историей советско-финляндских отношений в 1939-1944 гг., неизбежно отдает неловкостью. Память об “освобождении Выборга советскими войсками в 1944 г.” по сию пору надежно заслоняет советскую агрессию “зимней войны” 1939-1940 гг. и ее последствия. В этом сюжете столько политики, что любой исследовательский интерес проще заподозрить в идеологизировании, чем в поиске исторической правды и документальных свидетельств. Свидетельства, однако, сохранились; попробуем к ним приглядеться.



Весной 1940 г. Монрепо довольно быстро стал предметом интереса советских оккупационных властей. Имение и парк были признаны имеющими архитектурную и историко-культурную ценность, после чего в усадебном комплексе был размещен дом отдыха 123-й дивизии. Пока военные отдыхали, в Монрепо уже работали реквизиционные комиссии. Начинается отбор предметов из знаменитой художественной коллекции Монрепо. В Государственный Эрмитаж вывозятся наиболее ценные экспонаты (они хранятся там по сей день в разрозненном виде). В Ленинград же отправляется та часть семейного архива Николаи, которую владельцы Монрепо, семья Николаи - фон дер Паленов, не успели (или не смогли) вывезти с собой при эвакуации. Эти бумаги, попавшие в Отдел рукописей Государственной Публичной библиотеки, сохранились как единая коллекция, но при этом были частично описаны лишь в 1970-х гг. - и не введены в исследовательский оборот даже сегодня.

Из усадьбы Монрепо было вывезено практически всё, что имело хоть какую-либо ценность, после чего советские власти стали решать судьбу имения и парка. В конце августа 1940 г. Главный усадебный дом был передан Министерству вооруженных сил СССР, а когда осенью 1940 г. в Выборге работала Комиссия Управления по делам искусств при СНК Карело-Финской ССР, обнаружились вещи поистине замечательные. Оказалось, что воинские части производят произвольную вырубку деревьев, составляющих сосновую рощу и аллею, ведущие к Монрепо. Выяснилось, что в парке отсутствует охрана, что парковые павильоны разрушаются, а скульптура Вяйнемейнена попросту уничтожена. Комиссия рекомендовала издать регулирующие документы, а также “провести цикл популярных лекций для ознакомления широких слоев населения города как с самими памятниками, так и с постановкой дела их охраны”.

Этот документ, спокойно пролежавший в Национальном архиве Республики Карелия несколько десятилетий, ответил на вопрос, беспокоивший многих: “куда делась статуя Вяйнемейнена?”. Советская правительственная комиссия констатировала факт уничтожения шедевра Таканена советскими солдатами. Трудно сказать, что было причиной гибели памятника. В любом случае, Вяйнемейнен не был похож на финского государственного деятеля, ни на шведского короля. Предполагали, что статуя вывезена или спрятана финнами, однако - с заключением комиссии приходится считаться (подозревать же ее членов в антисоветских настроениях в 1940 г. явно не приходится).

Дело, однако, не задалось ни с установкой охраны, ни с популярными лекциями. Как выясняется, новым хозяевам Монрепо еще было чем заняться.

В феврале 1941 г. некий Михаил Иванович Горелов направил письмо тогдашнему руководителю Карело-Финской ССР Отто Куусинену. Письмо - при всех особенностях языка его автора - удивительное. Кто такой М.И. Горелов - неизвестно до сих пор, как это письмо уцелело в архиве Секретариата СНК Карело-Финской ССР - тоже. Можно только догадываться, что заставило советского гражданина обратиться к главному финскому коммунисту - и какие последствия это письмо могло иметь для отправителя. Вот этот текст:

“…Я должен Вам также сообщить о фактах преступного отношения к памятникам искусства в Выборге, имевшим место после заключения мира (с Финляндией). Так памятник Агриколе перед новой Финской кирхой, снят с пьедестала и зарыт в землю (очевидно кого-то смутила его монашеская одежда). Но особенно безобразно поставлен вопрос об охране памятников в парке “Монрепо”, который находится в ведении дома отдыха Ленингр. Воен. округа. Заведывающий [sic!] домом отдыха невежественный и некультурный человек, не только не обращает внимание на охрану памятников в парке, но даже портит произведения искусства. Я был свидетелем, когда уже закончилась “реставрация” плафона и стенной росписи в главном зале быв. дома барона Николаи. Эта работы была поручена обыкновенным малярам, которые покрыли плафон лаком и на нем выступили грубые бурые и коричневые пятна на доме [sic!] нежной живописи начала XIX в. Стенную живопись в этом зале эти же маляры записали коричневыми, желтыми безобразными полосами.

В самом парке “Монрепо”, как рассказывают очевидцы, красноармейцы разбили камнями статую Венемейнена [sic!], героя финского эпоса Калевалы <…>

Над незамерзающим колодцем обезображена мраморная статуя Нарукса [sic!], отколоты руки и ноги, а голова прекрасной художественной работы брошена на дно и видно прозрачную воду колодца. Красноармейцы пилят на дрова деревья в парке “Монрепо”, отчего парк теряет свое художественное значение и никто на это не обращает внимание. Все остаются равнодушными. Зав. отделом благоустройств тов. Строгов, называя себя громко литератором, заявляет, что парк “Монрепо” его не касается, так как находится в ведении штаба корпуса, след. к городу не имеет никакого отношения, а отдел охраны памятников, умывая руки, занимается с благодушием составлением актов по поводу погибших памятников.

Тов. Куусинен, не желая оставаться равнодушным, вынужден буду Вас просить пресечь эти и им подобные безобразия и восстановить погибшие памятники искусств в городе и в особенности в парке “Монрепо”. Представляется парк “Монрепо”, как памятник, имеющий мировую известность, необыкновенно и сочно отражающий период первой половины XIX века и поэтому я считаю необходимым сделать его Мировым заповедником, с тем, чтобы открыть для осмотра трудящимся массам нашей родины. В настоящее время этот парк почти недоступен для экскурсий и совсем недоступен для одиночных посетителей ввиду того, что находится в ведении военной организации. Мне кажется, что к летнему сезону, когда туристы со всей нашей страны приедут осматривать Выборг можно вполне успеть восстановить погибшие памятники (главные из которых составляют гордость Финского народа) под руководством опытных реставраторов-специалистов скульпторов и художников, которых можно легко найти в Ленинградской Академии Художеств, и открыть музей города и парк “Монрепо” - жемчужину гор. Выборга”.

Даже если предположить, что Горелов был сторонним и пристрастным наблюдателем, половины им изложенного хватит, чтобы понять: усадебный комплекс и парк уничтожали быстро и без заминок. После этого можно было уже спокойно планировать летом 1941 г. включение Монрепо в охранную лесопарковую зону, а также предполагать устройство в парке ресторанов и “ларька №28” “Пиво-Воды”.

То, что в августе 1941 г. представлялось финнам возвращением Выборга, оказалось, на деле, лишь интерлюдией: 20 июня 1944 г. советские части 21-ой армии заняли Выборг, и Монрепо на полвека с лишним превратилось в советскую территорию.

За трехлетие военного финского Выборга в Монрепо успеют похоронить в августе 1943 г. Софию Луизу Татьяну фон дер Пален: это было последнее захоронение в семейном некрополе баронов Николаи на о-ве Людвигштайн. Вскоре от фамильного кладбища останутся лишь оскверненные воспоминания.

Уже в январе 1945 г. территория парка и, по крайней мере, одно здание усадебного комплекса - Библиотечный флигель, были переданы Дому отдыха Военно-электротехнической Академии связи им. Буденного. Монрепо (французское “мой отдых”) определенно “везло” на “места отдыха”. Чем было Монрепо в качестве нового Дома отдыха можно узнать из протокола заседания Исполкома Ленинградского Областного Совета депутатов трудящихся в августе 1947 г.: “Военно-электротехническая Академия им. Буденного, арендующая парк “Монрепо” в г. Выборге, не приняла мер к охране и ремонту поваленного бурей в феврале с.г. “Храма Дружбы”, в результате чего этот памятник расхищен на дрова”. Члены Исполкома грозно предупреждали, что “если в течение 1947 года <…> не будет произведен ремонт, предусмотренный договорами, памятников, используемых ими, то памятники будут от них изъяты”. Никаких документов, которые бы свидетельствовали, что угроза была приведена в исполнение, не найдено.

Параллельно с этим городские власти Выборга добивались - и, в итоге, добились выделения помещений усадебного комплекса под детский сад, а территории парка - под парк культуры и отдыха. Место ведомственного отдыха военных стало частью городского хозяйства.

Когда в мае 1953 г. в Монрепо открыли “парк культуры и отдыха”, уже можно было догадаться, что будет дальше. Парк украсили наглядной агитацией - выставками “5-й пятилетний план”, “Материалы ХIХ съезда КПСС”, “Страны народной демократии”. На открытой эстраде был дан большой концерт художественной самодеятельности города. Выступили сводный хор, солисты и чтецы. Не была забыта и танцевальная группа Дома культуры. Отличники учебы зажгли пионерский костер. Волейбольные и шлюпочные соревнования. Танцы под баяны и коллективное пение. И, конечно же, много буфетов, павильонов и лотков. В 1954 г. в Монрепо проводилось, среди прочего, “народное гулянье в честь трехсотлетия воссоединения Украины с Россией”.

Заведующий городским отделом культуры, впрочем, в мае 1953 г. сетовал: “В парке нет даже простейших аттракционов”. И его услышали. К 1960 г. власти потратили около 200 тыс. рублей на приобретение аттракционов, которые еще год после этого благополучно ржавели и гнили, поскольку никто не собирался их монтировать. Впоследствии, однако, дело с аттракционами наладилось: и сегодня в парке можно видеть бетонные опоры каруселей, вывезенных только в конце 1980-х гг.

Никто из числа тех, кто разрушил и осквернил семейный некрополь баронов Николаи на о-ве Людвигштай, не оставил документов со своими именамин. Были ли это военнослужащие на отдыхе, или отдыхающие горожане - неизвестно. Известно лишь, что склепы были вскрыты, могильные плиты частично или целиком разбиты, к “Острову Мертвых” построили мостик, а последний владелец имения Монрепо, граф Николас фон дер Пален, увидевший свое бывшее имение в 1960 г., больше всего был потрясен именно осквернением фамильного кладбища своих предков.

С середины 1950-х гг. в Главный усадебный дом въехал детский сад “Лесная сказка”, Библиотечный флигель превратили в многоквартирный жилой дом, оранжерею передали городской конторе предприятий коммунального обслуживания. И - как будто всего этого было недостаточно - земельный участок с фруктовым садом и ягодником отвели под школьное опытное поле. Территорию парка и усадебного комплекса раздали конторам и организациям, которым не было дела ни до парка, ни до его будущего. Началась “хозяйственная эксплуатация”.

В начале 1960-х гг. городские власти с некоторым удивлением обнаружили, что в парке нет ни библиотеки, ни читального зала, ни зеленого театра, зато - вопреки всяческим запретам - бойко торгуют водкой - и уже давно впору звать милицию, которая уже и приезжала, и неоднократно. “Ларек №28” из проекта 1941 г. обрел свою завершенную форму.

Инженер по озеленению докладывала городским властям, что “парк запущен, насаждения выпадают, газоны заболотились, дорожки разбиты, никаких работ по восстановлению зеленых насаждений не ведется”, а газета “Выборгский коммунист” со знанием дела писала в июле 1961 г.: “Теперь о главном - о наглядной агитации. В парке отдыха она представлена очень бедно. А разве нельзя создать здесь “Аллею передовых людей города и района - ударников коммунистического труда”? Разве нельзя рассказать языком плакатов и рисунков о замечательных делах выборжцев? Очень необходимы щиты, которые отражали бы ход соревнования трудящихся Выборга и Красной Пресни, зарубежные и выборгские новости”.

Выборгских новостей, впрочем, хватало: на то и милицию в парк звали.

Один из первых директоров Парка культуры и отдыха, с провидческой фамилией Калинин, вспоминал четверть века спустя, как у самых входных ворот в сарае размещался городской санитарный обоз. Эта тема получит свое развитие, когда городской комбинат благоустройства устроит сток канализационных вод в залив в восточной части парка. Впрочем, благоустройство заключалось не только в отравлении среды, но и в придании ей “товарного вида”. Тот же директор Калинин вспоминает какую-то статую мальчика с неопознанным зверем, а на сохранившихся фотографиях видны образцы советской парковой скульптуры, поставленные взамен исчезнувших парковых павильонов XIX в.

В 1966 г. городской парк отдыха получил статус Центрального и ему присвоили имя М.И. Калинина, в результате чего вся культурно-массовая работа в Выборге (концерты, праздники, народные гуляния, спортивные соревнования) была сосредоточена в Монрепо, а два года спустя теперь уже ЦПКиО им. Калинина получил в собственность землю парка.

Чего только не было в выборгском ЦПКиО! Ежегодные День Нептуна, Проводы зимы, Белых ночей и праздники выпускников кажутся малостью на фоне костров на центральной поляне, фейерверков, катаний на тройках и детских военизированных игр. Не остались без внимания и лучшие друзья культурно-отдыхающих: в парке проводятся не только выставки служебного собаководства, но и - по смежности - кроликов и нутрий.

Все эти старания не прошли даром: в 1981 году коллектив ЦПКиО им. М.И. Калинина был награжден дипломом Министерства культуры за победу в смотре парков культуры и отдыха малых городов, а в июле 1982 года в ЦПКиО состоялся чемпионат Европы по водно-моторному спорту. Результатом “оказанного доверия” явилась тщательная подготовка к чемпионату, фактически погубившая историческую гидросистему в центральной части парка.

Может показаться, что парк и усадебный комплекс были всецело отданы на откуп городским властям, но это отнюдь не так. В духе советского строя, одномоментно шли два взаимоисключающих процесса: уничтожение парка согласно надобам и потребностям города - и разнообразные охранные мероприятия.

Еще в 1952 г. была получена “индивидуальная карточка на лечебное задание” для Главного усадебного дома; уже в это время состояние дома квалифицировалось как “аварийное”. В том же 1952 г. Главный усадебный дом и Библиотечный флигель были поставлены под охрану государства как памятники архитектуры. Как это совмещалось с мероприятиями Парка культуры и отдыха, детским садом и жилым домом - объяснено не было. В 1960 г., том самом, когда власти города обнаружили ржавеющие аттракционы и массовое пьянство в парке, Совет Министров РСФСР принял Постановление, по которому весь усадебно-парковый комплекс “бывшего парка Монрепо” был объявлен памятником истории и культуры республиканского значения. Никого, кажется, особо не смущало, что к этому моменту все деревянные павильоны парка, а также находившиеся в парке скульптуры, включая памятники на фамильном кладбище, уже исчезли.

Обследование Главного усадебного дома в 1966 г. констатировало полный износ конструктивных элементов и необходимость капитального ремонта, который и начался в 1967 г. Основный смысл ремонта состоял в том, чтобы приспособить (т.е. перепланировать) уникальный памятник деревянного классицизма к нуждам детского сада “Лесная сказка”. Что и было проделано, включая снятие с дворового фасада гипсовых медальонов с аллегорическими изображениями “Живописи”, “Архитектуры”, “Скульптуры” и “Музыки” (что, в некотором роде, справедливо: было уже не до аллегорий). Еще тот ремонт запомнился исчезновением живописного плафона “Венера и Марс” Я. Меттенляйтера в Большом зале. То, что казалось застрахованным по крайней мере от кражи, тихо исчезло в 1968 г. - и последствий это не имело.

Органы охраны памятников тщетно пытались объяснить, что необходима реставрация Усадебного комплекса, но ничего не изменилось. Круглосуточный детский сад благополучно просуществовал в фамильном доме баронов Николаи до 1986 г., а жильцы в Библиотечном флигеле и того дольше.

Попытка предложить нечто конструктивное была предпринята в начале 1970-х годов выборгскими архитекторами-проектировщиками, работавшими над планом комплексной реставрации и реконструкции парка. Авторы пытались в рамках действующего ЦПКиО спасти хотя бы историческую часть парка. Когда в 1979 г. проект получил золотую медаль ВДНХ, казалось, появилась надежда на спасение парка. Появилась - и исчезла. Проект был объявлен слишком дорогим; удалось осуществить лишь восстановление въездных ворот. Были и другие единичные случаи: реставрация источника “Нарцисс” в 1970-х, покраска капеллы Людвигсбург в середине 1980-х.

Теория малых дел хороша на коротких дистанциях. Оглядываясь на тридцать с лишним лет парка культуры и отдыха в Монрепо, понимаешь, что энтузиазм мог отсрочить гибель парка, но не остановить ее. История “борьбы за Монрепо” в 1980-х годах - это уже другая история. Для тех, кто знает ее сейчас, “парк советского периода” может показаться лишь досадным эпизодом в 250-летней истории Монрепо, однако, это не так. Советское Монрепо - это пример “обыкновенного варварства”, одичания в повседневности. Было много сказано о том, как жители советского Выборга любили парк и приходили сюда из года в год с семьями и подрастающими детьми (вспомнил ли кто-нибудь из них потом ахматовское “Здесь всё меня переживёт…”?). Любить - быть может, и любили - не нуждаясь, впрочем, во взаимности. “Цветущую сложность” низвели до “отдыха на природе” и “культурно-массовой работы”: “любовь” стала в те годы (почти) неотличимой от использования любой ценой. Найти этому оправдание можно, но нужно ли?

уроды, Финляндия, Совок, антикоммунизм, будни варваров, Выборг, Монрепо, нам не за что каяться

Previous post Next post
Up