На фото - клирики Ассирийской Церкви Востока из
диоцеза Калифорнии.
Мой перевод главы из книги
Сурмы д’Бет Мар Шиммун (сестры патриарха-католикоса
Мар Биньямина Шиммуна XXI) «
Традиции Ассирийской Церкви и убийство Мар Шиммуна»
Глава VII.
Девять степеней клира и Семь Таинств.
У нас насчитывается 9 степеней клира, а не три как на Западе. Для большей точности мы делим каждую общепринятую у христиан степень на три градации, соответствующим образом организованных и устроенных.
Так, у нас три степени епископского сана, такие как Патриарх - Католикос (какое из этих слов использовать нам без разницы), Митрополит или Матран и Епископ (Абуна).
Из наших древних документов следует, что первый епископ нашей Церкви, стал использовать титул Католикос или Патриарх по крайней мере с 424 года. Неочевидно, что предстоятели использовали титул регулярно и официально в более ранние времена, а с этого времени предстоятель титуловался патриархом постоянно.
Так что использование титула восходит ко временам, предшествовавшим возникновению доктринальных диспутов, разделивших Церковь.
Носители трёх высших степеней священства не едят мясо, не женятся, хотя те, кто саном ниже их, свободны делать это, до или после посвящения по их собственному усмотрению. Некогда древний Канон ясно гласил, что епископы могут жениться, но этот обычай (хотя были примеры применения его даже среди наших Патриархов в VI столетии) стал достоянием истории более чем тысячу лет назад благодаря примеру некоторых великих святых в нашей истории.
Современное «Руководство по Каноническому праву» нашей Церкви, именуемое «Сунхадус» за авторством Мар Абд Тшу, состоит из канонов старых соборов в изложении епископа Нисибиса (около 1300). Он повествует, что в его время древний обычай велел выбирать епископов среди монахов, и ему ничего не было известно о женатых епископах.
Наши епископы передают свой сан по наследству, что практиковалось вплоть до самого последнего времени. Это не значит, что сан передаётся от отца к сыну, что, разумеется, невозможно, но от дяди к племяннику и всегда внутри одной семьи. Тем не менее, епископский «наследник» (Натар Курсйя или хранитель престола на нашем языке) должен быть принят и признан людьми прежде своего посвящения.
Эта система утвердилась в нашей Церкви поздно, в Средние века, когда, как известно западным людям, много странных обычаев появилось в церковной жизни, даже на Западе. Обычай наследования противоречит нашим канонам, но он кажется естественным для представителей наших племён, особенно для людей, чьи обычаи напоминали ветхозаветные (можно бы указать на пример семьи Аарона).
[Наследственное религиозное руководство соответствует идеям Востока. Среди курдов, например положение «Шейха» (который имеет религиозное значение в отличие от арабов) передаётся в семьях. Ассирийцы, проживая среди курдов, неосознанно копируют их, но однако не дышат подобной же атмосферой примечание -
Виграм Эйнджер Виграм].
Мой брат нарушил обычай, рукоположив двух епископов не из «епископских» семейств, одного в Урмию, другого в Триссур в Индии.
Обычай кажется странным и является таковым, но он не более неканоничен, нежели практикующийся в других частях Церкви - выборность епископов; и я слышала, что подобные обычаи оправдываются на основании того, что их тяжело изменить и они работают на практике. Тоже самое мы может сказать о наших странных обычаях.
Градации священничества следующие: хорепископ, архидиакон и священник или Каша (по гречески пресвитер).
Градации диаконата такие: шамаша (соответствует греческому диаконос), суб - диакон (младший диакон) и чтец. Служение диакона подобна
аколиту на Западе в некоторых случая, но это не обязательно ступень к священничеству. Человек, посвящённый в диаконы, часто может оставаться в своём положении и исполнять свои обязанности всю жизнь. Так, когда священник служит «Курбану» у него должен быть сослужащий ему диакон, в некоторых местах службы молитвы читает диакон, в некоторых священник, и последний не может вести службу отдельно.
Другие ранги - суб - диакон и чтец в основном вышли из употребления, но мы возрождаем их в новом качестве для более целесообразного использования.
Во всём этом, как и в других обрядах Церкви, мы неосознанно копируем и Греков и Запад, хотя и мы и они черпаем из одного источника - пример Апостолов и обычаи Церкви первых двух веков. Мы разные ветви единого древа.
Этот факт проясняет один удивительный эпизод из жизни Церкви в Средние века.
Во времена, когда великие ханы монголов правили на Востоке, отняв земли и власть у последних халифов из рода Аббаса в Багдаде, в Европу был отправлен посол нашей Церкви. Произошло это при следующих обстоятельствах: хан Аргун воевал с султаном Египта, и, прослышав о том, что христианские короли Запада недавно воевали с его врагами (Крестовые походы), пожелал заключить с ними союз. Тогда он послал за Католикосом нашей Церкви, Явлахой (сирийский аналог имени Теодор) и повелел найти этих королей и заключить с ними соглашение от имени хана. Рассказ кажется ещё более удивительным, когда мы читаем, что этот наш Патриарх был китайцем, уроженцем Пекина, чадом тех миссий наших Отцов в стране, где до сих пор храниться
стела Сиань-Фу.
Патриарх не смог сам отправиться в путь, а направил вместо себя своего келейника архидиакона, также бывшего китайцем,
по имени Сома. Сома добрался до Рима и предстал перед кардиналами (папский престол был тогда вакантен). Для них большим сюрпризом было встретить китайца, прибывшего из - за пределов известного им мира, и утверждавшего, что он архидиакон Церкви и
vekil Патриарха, о котором они никогда не слышали!! Сому спросили как его народ получил веру: «когда Папа посылал к ним людей». Он отвечал: «Никогда не приходил от Папы человек к нам, Восточным. Святые апостолы Фома, Адай и Мари, они учили наших отцов, они дали нам веру, которую мы храним до сего дня». Они спросили: «Но как вы держали Веру?» - и он представил им исповедание, которое мы используем по сей день. Кардиналы признали его вполне ортодоксальным и все вместе причастились.
Затем, выполняя свою миссию посла, Сома посетил короля Англии (
Эдуарда I), очень хорошо его принявшего и сказавшего, что для него нет ничего лучше, чем снова принять на себя Крест и отправиться опять в Святую Землю. И здесь тоже Архидиакон отслужил «Курбану», и король у него причастился. Скорее всего, он отслужил нашу древнюю литургию святых Адая и Мари в древней церкви Вестминстера. Более ощутимых плодов его миссия не принесла, и Сома вернулся домой, но, по крайней мере, он продемонстрировал Западу существование древней и независимой Церкви Востока.
Части книги леди Сурмы, переведённые мною:
Введение.
http://serg-slavorum.livejournal.com/2178340.html Глава I. Ассирийский народ.
http://serg-slavorum.livejournal.com/2134280.html Глава II. Крещение, церкви и их орнаменты.
http://serg-slavorum.livejournal.com/2167450.htmlhttp://serg-slavorum.livejournal.com/2156185.html Глава V. Праздники, паломничества, монахи и монахини:
http://serg-slavorum.livejournal.com/2200445.htmlhttp://serg-slavorum.livejournal.com/2130573.html Глава VII. Девять степеней клира и Семь Таинств.
http://serg-slavorum.livejournal.com/2201895.html