Статья журналиста Владимира Новикова, опубликованная в питерском "Московском комсомольце" 17.01.2007 года. Оригинал
здесь.
В 2005 году в Москве перезахоронили прах генерала Деникина, а в минувшие выходные - генерала Каппеля (того самого, что устраивал «психические атаки» против Чапаева). Но вот в реабилитации другого белого вождя, Петра Краснова, Верховный суд отказал. Заявление об этом еще в 1997 году подавал наш земляк, известный историк казачества Владимир Новиков. Он и получил официальный ответ из Верховного суда с изложением мотивов отказа. Сегодня на страницах «МК» в Питере» Владимир Новиков анализирует этот примечательный документ, который может свидетельствовать только об одном - на самом деле со сталинских времен в нашей судебной системе мало что изменилось.
Это все придумал Познер
Интерес к личности Краснова подогрел телесериал «Тихий Дон». Народный артист СССР Сергей Бондарчук не только был автором сценария и режиссером картины, но и сам снялся в роли знаменитого донского атамана. Любопытно, что за всю свою богатую творческую жизнь Бондарчук ни одного отрицательного персонажа не сыграл. Все его герои - это, как правило, патриоты России в самом высоком и благородном смысле слова. Вспомним Пьера Безухова из «Войны и мира» или Андрея Соколова в «Судьбе человека». И вдруг в своем последнем фильме Бондарчук предстал в роли «предателя Родины».
Автора и ведущего передачи «Времена» Владимира Познера это возмутило.
- А вы знаете, - обращался он к Федору Бондарчуку,- что Краснов воевал на стороне немцев и был за это расстрелян?
Увы, любитель блеснуть эрудицией Познер в данном случае оказался профаном. Во-первых, не расстреляли, а повесили. А во-вторых, Познер поставил в вину Краснову то, что ему даже в суде не предъявляли.
Петр Краснов не воевал во время Второй мировой войны. Он был слишком стар для этого. Война началась в 1939 году, когда ему уже исполнилось 70 лет, а казнили его на 78-м году жизни. Но главное, он не состоял ни в каких германских структурах - ни военных, ни гражданских, не имел званий и чинов ни от вермахта, ни от СС.
Краснов был осужден по пунктам 6 и 11 печально знаменитой статьи 58.
58-6. Шпионаж, т.е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контрреволюционным организациям или частным лицам.
58-11. Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, предусмотренных настоящей главой.
Тоже, конечно, серьезные преступления. Хотя трудно себе представить генерала Краснова, переползающего по-пластунски государственную границу СССР или прыгающего с парашютом, чтобы попытаться потом выкрасть для иностранных разведок «советские секреты».
Буденный - соратник Краснова?
Чувство неловкости за нашу Фемиду периодически возникало у меня при чтении ответа из Верховного суда. Нет! С той Фемидой, что блюла «закон» в 1947 году и приговаривала людей за выкапывание «секретных тоннелей» из Лондона в Бомбей, все понятно. Времена были такие. Но, оказывается, нынешняя «демократическая» юстиция от сталинско-бериевской недалеко ушла. Определение Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации за № СП-001/47 датировано 25.12.1997 г. Оно было составлено уже не в годы тоталитаризма, а в самое что ни есть время строительства правового государства. Вот чем мотивирует Верховный суд отказ в реабилитации Петра Краснова:
«:Начиная с 1917 года, на протяжении 28 лет, вел активную, ожесточенную борьбу против Советской власти... командуя вооруженными силами Временного правительства, участвовал в походе на Петроград, с целью подавления социалистической революции: Перейдя на нелегальное положение, он, Краснов П.Н., пробрался на Дон, где сконцентрировал казачьи части для продолжения борьбы с Советской властью. 4 мая 1918 года войсковой круг избрал его атаманом так называемого Великого войска Донского. Являясь главой "Казачьего государства", он, Краснов П.Н., установил военную диктатуру, ликвидировал Советы: создал карательный орган - "Суд защиты Дона", которому предоставил неограниченные права. Суд расправлялся с лицами, настроенными революционно, приговаривая их к смертной казни. Так, в Верхнедонском округе был публично повешен председатель военно-революционного комитета Подтелков и расстрелян командир красногвардейских частей Голубев».
То, что сама Советская власть расстреливала тысячи россиян вообще безо всякого суда, не в счет. Краснову в вину поставлено то, что он создал судебный орган! Насчет жертв судебного террора Подтелкова и Голубева все не так просто. Казнили Подтелкова и его товарищей 11 мая 1918 года. А избрание Петра Краснова войсковым атаманом произошло 17 мая 1918 года. То есть получается, ни он, а уж тем более созданный им судебный орган к казни Подтелкова отношения иметь не могли.
В случае с Голубевым ситуация и вовсе нелепая. Настоящая фамилия этого исторического персонажа не Голубев, а Голубов. И ликвидацией его занимался вовсе не Краснов, а: трижды Герой маршал Советского Союза Буденный. Блистательная карьера Буденного началась в марте 1918 года - и первым боевым действием возглавляемого им красного эскадрона был разгром: отряда Голубова. Буденный поведал об этом в своей автобиографической книге «Пройденный путь». То есть, получается, коммунист Буденный был соратником белогвардейца Краснова по борьбе с Голубовым!?
Все объясняется просто. Николай Голубов, поняв, что собой представляет власть большевиков, покинул их ряды. Он прибыл с недобитыми Буденным остатками своего отряда в станицу Заплавскую поднимать казаков на восстание против советской власти. Но казаки в его раскаяние не поверили, и один из участников митинга на глазах у множества людей застрелил Голубова из револьвера.
Спрашивается, при чем здесь Петр Краснов? Он в этой истории, говоря прокурорско-судейским языком, вообще не при делах.
Ленина тоже надо было судить!
Почитаем другие строки мотивировки отказа в реабилитации: «Краснов П.Н: продолжал и в эмиграции активную борьбу против СССР: написал ряд книг, брошюр и большое количество листовок злобно-клеветнического антисоветского содержания: Написал около 30 романов, которые по своему содержанию являлись сгустком его ненависти к СССР, лжи и клеветы на советскую действительность, вождей ВКП(б) и руководителей Советского правительства. Извращенно отражал строительство бесклассового общества в России:».
Вот уж действительно страшные прегрешения, достойные смертной казни! Но не похожей ли «ложью и клеветой» на «советскую действительность» и «руководителей советского правительства» занимались Ельцин и его соратники, боровшиеся за власть в годы перестройки? Верховный суд и не думал приговаривать Ельцина к смертной казни. Однако казненному за то же самое Краснову в реабилитации почему-то отказал.
Читаем далее: «После вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, Краснов П.Н., установив контакт с немцами, по заданию немецкого командования составлял антисоветские листовки и воззвания к казакам Дона, Кубани и Терека, в которых призывал их к активной борьбе против советской власти и защите фашистского режима».
Ну что тут скажешь? Краснов, как и Ельцин, не любил советскую власть. Только в отличие от вождей демократической России атаман никогда не состоял в КПСС, не «перекрашивался», а всю жизнь последовательно и честно боролся с этой властью, мечтая о возврате к старым имперским порядкам.
Да и за что ему, боевому русскому офицеру, было любить советскую власть и большевиков? В 1914 году разразилась война, которую в России называли тогда Второй, или Великой Отечественной, в отличие от Отечественной войны 1812 года. Миллионы русских солдат и офицеров сражались на фронтах со словами песни тех лет: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой:» (В 1941 году и термин этот и песня вторично были пущены большевиками в обиход - придумать что-то другое заслуживающее всеобщего признания им оказалось не под силу.)
Сражался и Петр Краснов, последовательно командуя полком, бригадой, дивизией, корпусом. Был награжден Георгиевским крестом. А в это время целая политическая партия большевиков во главе с ее вождем Ульяновым-Лениным агитировала за военное поражение России и перевод империалистической войны в гражданскую. Им не терпелось любой ценой захватить власть. А когда они, с финансовой и иной помощью немцев, ее захватили, то отдали Германии все, что Россия собирала столетиями - Украину, Белоруссию, Прибалтику, Грузию. Взамен же получили право и возможность измываться над населением захваченной ими страны с изуверством, примеров которого история не знает. Краснову ли было не знать об этих зверствах? О расстрелянных, а еще чаще заколотых штыками тысячах офицеров, юнкеров, кадетов и гимназистов? О расказачивании? Знал он, и на кого опираются большевики. В Красной армии служило до трехсот тысяч так называемых воинов-интернационалистов, от латышей до китайцев. Под Пулковым казаки Краснова осенью 1917 года сражались с выступившими на стороне большевиков частями, сформированными из германских военнопленных. Но если большевики пришли к власти и удерживали эту власть с помощью немцев, то почему Краснову было не мечтать о военном поражении этой власти от тех же немцев? Ленину можно было, а Краснову нельзя?
Фашиста простили, патриота - нет
В ответе Верховного суда есть и такое: «Краснов призывал сформированные им части служить верой и правдой Гитлеру. Руководимые им войска чинили зверства, массовые расстрелы и расправы, как над советскими людьми, так и над партизанами и мирным населением в Италии, Югославии и Польше».
Что значит «сформированные им части»? В материалах дела упоминаются 1-я казачья дивизия, воевавшая на стороне гитлеровцев. Но она была создана в 1943 году по инициативе германского командования. Вот выдержки из протокола допроса ее командира - военнопленного генерал-лейтенанта германской армии Гельмута фон Паннвица.
«Вопрос. Какую работу проводил Краснов в дивизии?
Ответ. Краснов дал мне и моим старшим офицерам многочисленные советы относительно организации казачьих подразделений, подробно изложил быт, характер казаков и наиболее приемлемые формы обращения с ними: Я получал для дивизии издаваемые им антисоветские газеты. Краснов присылал мне в дивизию офицеров-белоэмигрантов из Парижа, а также своих эмиссаров для ведения пропаганды».
Но разве это можно назвать формированием частей?
А что означает фраза «руководимые им войска»? Если речь идет о казачьих формированиях в составе вермахта и СС, то Краснов не состоял в них и не командовал ими. В приговоре он поименован так: «бывший командующий вооруженными силами Временного правительства, атаман Войска Донского, генерал от кавалерии белой армии». Как он мог приказывать германскому армейскому или эсэсовскому генералу? Тому же фон Паннвицу,
Невероятно, но фашиста Гельмута фон Паннвица, которого казнили вместе к Красновым и другими казачьими генералами, ельцинская юстиция в апреле 1996 года реабилитировала! Впрочем, со временем, уже при Путине, нелепость сложившейся ситуации в Генпрокуратуре все же осознали, и через несколько лет решение о реабилитации фон Паннвица без лишнего шума отменили.
Безусловно, Петр Краснов был врагом советской власти, кто бы спорил. Но был ли он врагом России? Мнения тут могут быть разные, но мое лично состоит в том, что он был патриотом своей Родины. Гораздо большим патриотом, чем многие сегодняшние несудимые олигархи, которые ограбили пол-России и вывезли награбленные миллиарды за рубеж. Ну, а то, что истинного патриота по приговору суда сначала повесили, а теперь отказываются реабилитировать, - дело для нашей страны обычное. Что 60 лет назад, что сейчас! Ведь у нас помимо писаных законов есть еще неписаные, они же - «понятия». Что у распальцованных преступных авторитетов, что у респектабельных деятелей юстиции - судей и прокуроров. Только вот этих деятелей быстро забудут, а имена героев, пусть и не реабилитированных, будут помнить всегда.