Мученики Николай и Илия Пермские

Dec 29, 2016 16:29

Оригинал взят у ustavschik в Мученики Николай и Илия Пермские
Прежде всего, необходимая предыстория. 2 июля 1998 года в лике местночтимых святых Пермской епархии были прославлены епископ Соликамский Феофан (Ильменский), архимандрит Варлаам (Коноплёв) и с ними пострадавшие. 26 насельников Свято-Никольского Белогорского монастыря, пострадавшие вслед за своим настоятелем, были перечислены в Деянии о канонизации поимённо, а убитые большевиками вместе со свщмч. Феофаном страдальцы остались безымянными. Их почитали с формулировкой «священномученика епископа Соликамского Феофана и иже с ним убиенных двух священников и пяти мирян». Эта же формулировка была повторена Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года при прославлении пермских мучеников к общецерковному почитанию, эта же формулировка («Сщмч. Феофана, еп. Соликамского, и с ним двух священномучеников и 5-ти мучеников (1918)») содержится сейчас в официальном церковном календаре, выпускаемом Издательством Московской Патриархии.
Однако ещё в 1919 году в колчаковской газете «Освобождение России» (№13 от 13 января) был опубликован документ, обнаруженный белыми в ходе следствия по делу об убийствах духовенства Пермской епархии - «Список №24 лиц, содержащихся в Пермском арестном доме и подлежащих отправлению в распоряжение военно-полевого суда по постановлению комиссии по разгрузке и эвакуации мест заключения г. Перми». Из этого документа, содержавшего помимо собственно списка расписку начальника конвоя о принятии заключённых из Пермского арестного дома, следовало, что вместе с епископом Феофаном красными было убито не 7, а 8 человек. Так что ещё в 1919 году имена казнённых мучеников были идентифицированы, и священник среди них был только один. Среди этих 8-ми убиенных было 6 насельников Белогорского монастыря - иеромонах Иоанн (Новосёлов), иеродиакон Виссарион (Окулов), иеродиакон Матфей (Банников), черноризец Савва (Колмогоров), черноризец Василий (Вотяков) и послушник Михаил Феофилов, и двое мирян - Илия Малявин и Николай Ружицкий.
Косвенным подтверждением того, что все упомянутые в «Списке…» были убиты, и убиты именно со святым Феофаном, содержится в показаниях насельника Белогорского монастыря иеромонаха Иосифа (Воробьёва), данных той же колчаковской следственной комиссии. Отец Иосиф показал: «22 декабря, за два дня до освобождения Перми Сибирскими войсками были утоплены в Каме насельники Белогорского монастыря иеромонах Иоанн (Новоселов), иеродиаконы Матфей (Банников) и Виссарион (Окунев), черноризцы Савва (Колмогоров), Василий (Вотяков), послушник Михаил Феофилов» (ГАРФ. Ф. 4369. Оп. 5. Д. 847. Л. 4). Ошибка на два дня в дате смерти (22 декабря, как следует из расписки конвоя, все приговорённые были ещё живы) и ошибка (или описка) в фамилии одного из мучеников - Окунев вместо Окулов, следует полагать, вполне простительны для неочевидца событий, лишь пересказавшего их со слов непосредственных свидетелей.
Однако обнаруженный документ, подтверждаемый показаниями отца Иосифа, порождает и первый канонический вопрос - так кто же из сострадальцев святого Феофана прославлен? Если их было 8, а прославлено семь (причём не в том составе клириков), то кто канонизирован? Я уже писал ранее о подобном же казусе относительно Черкасских новомучеников: в лике местночтимых святых в 1997 году их было прославлено 104 (3 архимандрита, 1 игумен, 11 протоиереев, 49 иереев, 16 иеромонахов, 1 протодиакон, 7 диаконов, 1 иеродиакон, 3 монаха, 2 псаломщика, 1 регент и 9 мирян), а при общецерковном прославлении было сказано о «103-х новомучениках Черкасских», в церковном же календаре их количество и вовсе пропало, осталось только указание на «мчч. Черкасских (XX)» без какой-либо конкретики.
Второй вопрос возникает при сличении имён из «Списка…» с тем самым поимённым списком Белогорских новомучеников. А из белогорского списка следует, что иеромонах Иоанн, иеродиакон Виссарион, иеродиакон Матфей и черноризец Савва числятся и в нём (что вполне понятно, если при составлении этого списка учитывались показания иеромонаха Иосифа), причём датами их смерти (†1918) указаны 1 (14) октября, 15 (28) октября у первых двух и осень у двух остальных. И вопрос состоит в следующем: получается, что прпмчч. Иоанн, Виссарион, Матфей и Савва прославлены как бы дважды - один раз поимённо среди убиенной братии Белогорской обители и вторично - как безымянные сострадальцы свщмч. Феофана? И третий вопрос - почему среди Белогорских мучеников, в таком случае, нет ни черноризца Василия, ни послушника Михаила? И, наконец, главное - допустимо ли (в свете вышеизложенного) почитать убиенных мирян Николая и Илию как святых мучеников?
Мой личный ответ на этот последний вопрос - конечно же, «да». Но для того, чтобы имена этих мучеников были внесены официально в церковный календарь, необходимо решение компетентных церковных властей. Пока же его нет, сделаю то, что в моих силах - набросаю хотя бы кратко их жизнеописания.


Мученик Николай Пермский (†1918)
память 11/24 декабря
Николай Лаврентьевич Ружицкий родился 12 октября 1876 года в Полтавской губернии. В 1895 году окончил Петровский Полтавский кадетский корпус, в том же году поступил в московское Александровское военное училище. С начала обучения в училище (с 1 сентября 1895 года) числился вступившим на военную службу. 12 августа 1896 года, по окончании I курса училища, произведён в подпоручики. 13 августа 1897 года окончил училище по I разряду и был выпущен в 33-й Елецкий пехотный полк, расквартированный на «малой родине» мученика - в городе Полтаве. 12 августа 1900 года произведён в поручики. 23 сентября 1903 года перешёл в Отдельный корпус жандармерии и был назначен в жандармское управление Пермской железной дороги, начальником Пермского отделения. 6 декабря 1904 года произведён в штаб-ротмистры, 6 декабря 1905 года - в ротмистры.
В свой предпоследний чин Николай Лаврентьевич был произведён «сверх выслуги». В Российской Империи это означало «отличие в службе». А учитывая, что произведён он был после смуты 1905 года, можно думать, что молодому офицеру выпало отличиться во время событий, которые советские историки называли «первой русской революцией». И среди революционных вихрей 29-летний ротмистр верно послужил Царю и Отечеству, отстаивая порядок посреди хаоса. В 1909 году Ружицкий удостоен ордена св. Станислава III степени, в 1913 году - ордена св. Анны III степени. На 1916 год состоял в чине подполковника начальником Богословского отделения Жандармского управления Пермской железной дороги (Богословский горный округ Верхотурского уезда Пермской губернии), проживал на станции Гороблагодатская в том же Верхотурском уезде. Видимо, в этой должности его и застал октябрьский переворот.
Для пришедших к власти большевиков сам факт службы в полиции или жандармерии Российской Империи уже был составом преступления. И когда 19 июля 1918 года Николай Лаврентьевич был арестован, ему было предъявлено обвинение в «службе в полиции». 27 ноября 1918 года он был приговорён к смерти. Офицер содержался в камере Пермского арестного дома. В декабре 1918 года «комиссия по разгрузке и эвакуации мест заключения города Перми» приняла решение о срочном уничтожении заключённых-смертников. 23 декабря соответствующее предписание было выдано заведующему арестным домом, и на следующий день 9 заключённых были выведены на берег реки Камы, где они и были утоплены в наспех вырубленной проруби после зверских мучений. Их тела обнаружены не были.
Сегодня у всех на слуху подвиг Героя России лейтенанта полиции Магомеда Нурбагандова. Однако, думается, мученик Николай - не меньший пример для стражей правопорядка. Честный офицер, верный страж государственного порядка, отмеченный орденами, он был обвинён именно в том, что служил Империи и не нарушил своей присяги. И умер, как жил - без лжи и предательства.


Мученик Илия Пермский (†1918)
память 11/24 декабря
Илья Киприянович Малявин родился в 1888 году в Оханском уезде Пермской губернии. Железнодорожный агент. Арестован 4 ноября 1918 года в деревне Трошата Оханского уезда по обвинению в контрреволюции. 1 декабря того же года приговорён к смертной казни. Убит красными, отступавшими перед рвущимися к Перми колчаковскими отрядами, 24 декабря 1918 года - утоплен в реке Каме вместе с епископом Соликамским Феофаном, шестью насельниками Белогорского мужского монастыря и жандармским офицером Ружицким. Реабилитирован в 1999 году.

История России, новомученики, Православие, гонения на христиан, антикоммунизм

Previous post Next post
Up